В Высшей школе экономики прошла дискуссия, организованная Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО). Эксперты обсудили самые острые вопросы, связанные с «фейк-ньюз» и проблемами коммуникации. Мнения участников изучил политический обозреватель «ФедералПресс».
О «фейк-ньюз» нельзя судить однозначно – таков был основной посыл дискуссии. Эксперты сошлись во мнении, что это понятие до конца не определено. Засомневались специалисты и в том, что с «фейками» нужно бороться и вводить административное наказание за их публикацию.
«Я не уверен, что нужно бороться с фейковыми новостями. Я не уверен, что сложно понять: интерпретации являются более легким форматом потребления, чем факты... Нам тяжело потреблять факты, например, про то, чем занимается Росгеология. Не все знают, чем занимается Росгеология, но есть какие-то десять сюжетов Нового и Ветхого завета, которые всегда интересны: кто, кого, с кем и как», – рассказал президент РАСО Станислав Наумов.
По мнению эксперта, на смену новостям и фактам уже давно пришел «инфотейнмент», то есть развлекательный способ подачи материалов, который в том числе нацелен и на информирование аудитории.
«Мы придаем понятию новости какой-то сакральный характер. Если мы так воспринимаем новости, то мы отстали на 50 лет. Слухи стали частью публичного пространства, потому что аудитория стала автором – нормальная ситуация в постмодернизме. Никакой проблемы в этом нет. Я призываю не «перебороться» с фейками», – рассказал Наумов.
С другой стороны, некоторые эксперты предложили более четко определить существующее понятие «фейк-ньюз», разделив его на две разные подкатегории.
«Есть новости, которые выдёргиваются из контекста и интерпретируются, но это факты, которые произошли... Есть новости, которых не существовало. Они просто придуманы с нуля», – заявила управляющий директор по корпоративным коммуникациям РОСНАНО Елена Санарова.
В ходе дискуссии возникла еще одна тема для обсуждение – как работать с фейк-ньюз пиарщику? Стоит ли реагировать на резонансные поводы в СМИ и, если да, то как это делать? Социолог Алексей Фирсов рассказал свое видение сценариев. По его словам, существует разница двух миров – корпоративного и внешнего.
«Коммуникатор, пиарщик находится на границе этих двух миров и, наверное, успех работы с фейк-нюз и другими модификациями состоит в том, насколько он грациозно может танцевать на этой грани. Специфика профессии не позволяет ему сделать крен ни в одну, ни в другую сторону», – заявил Фирсов
По словам руководителя дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ Сергея Филиппова, необходимо «расщепление каналов информации» в корпорации, столкнувшейся с проблемой.
«Понятно, что генеральный директор – это один канал, корпоративный – другой, у пиарщика должен быть свой. Для того, чтобы уметь танцевать нужно внутренние новости расфасовывать по разной градации», – рассказал Филиппов.
По мнению управляющего партнера агентства «Социальные сети» Дениса Терехова, стоит и самим руководителям уметь обращаться с социальными сетями и налаживать коммуникацию. В пример эксперт привел западные компании, руководители которых свободно беседуют с публикой. Хороший пример, по мнению Терехова, – Дональд Трамп, которые в свои годы активно пользуется Твиттером.
«Современное общество диктует необходимость какие-то вещи делать самостоятельно. Личная гигиена социальных сетей – это то, что начальник должен делать сам. Умение большого начальника отвечать в Facebook – это не прихоть», – заявил Денис Терехов
Эксперты пришли к выводу, многие кейсы «фейк-ньюз» показывают, что подобные новости появляются вследствие пренебрежения коммуникацией, когда реакция на публикации со стороны пресс-служб и компетентных лиц оказывается недостаточно быстрой или неубедительной.
Фото: Виктор Вытольский