Сегодня Железнодорожный районный суд Красноярска вынес приговор бывшему депутату горсовета Аркадию Волкову. За мошенничество и получение взяток ему назначили наказание в виде 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима. В наручниках Волкова увели прямо из зала суда. О том, как все было – в репортаже «ФедералПресс».
«Помогал каждой бабушке»
Железнодорожный райсуд Красноярска сегодня огласил приговор бывшему депутату городского совета Аркадию Волкову. Он признан виновным в крупном мошенничестве и получении крупных взяток в виде незаконно оказанных ему услуг. Прокуратура просила для Волкова 11 лет лишения свободы. Но приговор в итоге оказался мягче – 7 лет колонии строгого режима с последующим лишением Аркадия Волкова права занимать руководящие должности в госорганах и бизнес-структурах.
Волков приехал к зданию суда из дома: с октября 2018 года он находился под домашним арестом, до этого полгода провел в СИЗО. При этом Аркадий Волков был, что называется, с вещами – пришел на суд с большой спортивной сумкой. Когда он общался с журналистами, видно было, что заметно волнуется. Но старался этого не показывать.
«Состояние у меня приподнятое. С детства счастливчиком был, думаю, и сегодня все должно быть хорошо. То, что с вещами, – понимаю, что могу выйти отсюда в наручниках. Если так, то впереди у меня встреча с большим коллективом. Знаю, как с этим коллективом общаться. Поэтому все, что нужно, взял с собой. Наверху у меня в сумке книги, внизу – вещи, несколько новых комплектов: футболки, спортивные штаны, носки, всего побольше. С учетом, опять же, коллектива. Не все, кто туда попал, могут себе это позволить. А людей надо уважать. Но надеюсь, что все будет справедливо. И что сегодня мы все вместе, свободными людьми, выйдем из зала суда», – сказал Волков.
Под статью депутат попал из-за его проекта «Машина добрых дел». Суть: рабочие, занятые в проекте, приезжали к пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям или мамам-одиночкам и безвозмездно помогали им с домашними делами, от ремонта мебели до замены электрики. Всего за два года действия проекта – 2016–2017-й – помощь получили 987 человек. Но у правоохранительных органов возникли вопросы по источникам финансирования проекта. По версии следствия и суда, Волков, возглавлявший в горсовете комиссию по ЖКХ, повлиял на ресурсоснабжающую и две управляющие компании, чтобы те трудоустроили к себе работников «Машины добрых дел» и платили им зарплату, притом что фактически люди в этих предприятиях не работали. За помощь Волков обещал компаниям покровительство, за отказ – неприятности. Судя по материалам уголовного дела, в общей сложности эти фирмы «спонсировали» проект Волкова более чем на миллион рублей. Но те, кто ждал от него покровительства, так его и не дождался: у депутата горсовета – и об этом на суде заявлял сам Аркадий Волков – просто нет полномочий, чтобы заниматься теми вопросами, на решение которых рассчитывали предприниматели. Но не было у него, по его собственным словам, и мотива обогащения – значит, и о взятках говорить бессмысленно.
«Знаю, что ему тяжело, и хочу быть рядом. Не могу сказать, почему прокуратура запросила для него такой срок. Одиннадцать лет – абсолютно неадекватный вариант, это глупость. Надо знать Аркадия – это человек, который всегда помогал людям. Вот реально он такой. Да, может, чего-то не понимал, не знал, но посыл-то у него всегда был добрый. И сколько бы его ни ругали и ни критиковали – все всегда знали: Аркадий Волков на работе целый день. Он из городских депутатов работал больше всех. И он реально помогал каждой бабушке. Это не я сейчас его выгораживаю, это все люди говорят. Не знаю, какие там закулисные вещи происходят, и не верю в то, что, например, компания «КрасТЭК» помогала этому социальному проекту из страха. Не те там люди, которых можно запугать муниципальным депутатом», – заявил до начала суда депутат горсовета Константин Сенченко, пришедший поддержать Волкова.
«Я сам попал под машину»
Зал суда был небольшой, а народу в него набилось много. Больше всего – представителей СМИ. Лично Волкова пришли поддержать его мама, двое друзей и две пожилые женщины, которым помог его проект.
Поскольку места явно не хватало, сидели все вперемешку: Аркадий Волков и его адвокат – среди журналистов, а его близкие остались где-то за многочисленными телекамерами.
Пока ждали судью, Волков рассказывал: «На прошлом заседании ведь ясно прозвучало: ни на что реально влиять не мог и обогатиться – тоже. Видимо, просто машина в отношении меня заработала. Ну, это наша жизнь такая: сегодня ты мэр или депутат – а завтра к тебе в квартиру вламываются брать интервью как у подозреваемого в преступлении».
И добавил: «Эта ситуация показала мне многих людей такими, какие они есть. Вот коллеги-депутаты Костя Сенченко и Владимир Егоров меня не оставили, поддерживали. Их ни о чем не просил, и им от меня ничего не надо – да и не мог быть им чем-то полезным в такой ситуации. Эти люди сами проявились».
Судья Марина Попцова зачитывала приговор почти два часа. Мы, стоя, с десяток раз выслушали одну и ту же историю, изложенную в показаниях разных свидетелей. «Предложил устроить… как должностное лицо мог повлиять… Спросили, можно ли действовать под брендом «Машина добрых дел», но он отказал… Платили зарплату… Обещанного не дождались…». И так до бесконечности.
Пока все это продолжалось, Волков неожиданно повернулся ко мне (мы просто сидели рядом в зале суда, а лично знакомы не были) и тихо спросил: «Чем все это кончится, как вы считаете?». Оставалось только пожать плечами.
«Со смягчающими без отягчающих»
Наконец судья перешла к финальной части оглашения приговора: «Поскольку совершенные преступления относятся к категории тяжких и особо тяжких, суд считает необходимым назначить Волкову наказание, связанное с изоляцией от общества».
Арест, прежде наложенный на его имущество, судья отменила: «В связи с отсутствием необходимости». В качестве смягчающих обстоятельств назвала явку с повинной, активное сотрудничество со следствием и признание Волковым своей вины. А также то, что по депутатскому проекту люди действительно получали помощь безвозмездно.
Тот факт, что Аркадий Волков лично не обогащался, суд не убедил: «Предприятия фактически финансировали его проект, что можно считать получением выгоды подсудимым, соответственно взяткой в виде незаконного оказания услуг имущественного характера».
Судья огласила наказание по каждому из эпизодов: договоренности Аркадия Волкова с одним из предприятий потянули на пять лет лишения свободы, еще с двумя – на три года по каждому.
«Следуя принципу частичного сложения наказаний и учитывая смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих, суд постановляет: приговорить Волкова Аркадия Сергеевича к семи годам лишения свободы в колонии строгого режима с заключением под стражу немедленно, в зале суда», – объявила Марина Попцова.
К Волкову подошел полицейский, надел ему наручники. «Дайте я хоть маму поцелую», – попросил Волков. Ему не разрешили и тут же вывели из зала.
«Да какой он взяточник! Вы посмотрите на настоящих взяточников – под себя гребут, что только можно. А он, наоборот, нам, старикам, помогал», – в сердцах заявила после суда Нина Валова – она тоже получила помощь от «Машины добрых дел».
Адвокат Аркадия Волкова Николай Неручок сообщил, что приговор он будет обжаловать.
«Мы считаем приговор необоснованным, поскольку действия Аркадия Сергеевича не попадают под статью о взятках. Мы рассчитывали, что будет только мошенничество по всем эпизодам. Но даже если суд и усмотрел, что была взятка, то с учетом характера преступлений и того, что наказание полагалось по данным статьям ниже низшего предела, то все равно этот приговор чрезмерно суров», – рассказал адвокат.
На то, чтобы подать апелляцию, у Волкова и его защитника есть десять дней.
Фото: ФедералПресс / Юлия Лобанова