Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Ханты-Мансийский автономный округ
0

«Разговор перешел из экономической плоскости в политическую». Utair следует готовиться к банкротству

«Исходя из списка лиц, подавших иски, вероятность банкротства возросла до 95–97 %»
«Исходя из списка лиц, подавших иски, вероятность банкротства возросла до 95–97 %»

Слухи вокруг банкротства Utair не утихают – авиакомпания предлагает все новые варианты реструктуризации имеющегося долга, банки же официальных заявлений не делают, но потихоньку устремляются в суды. Накануне стало известно об очередном предложении Utair по выплате долга, а также об иске банка «Россия», одного из главных членов синдиката кредиторов компании, на 155,35 млн рублей. Более того, банк «Русь» с незначительной задолженностью собирается подать заявление о банкротстве компании в арбитраж ХМАО-Югры. Очевидно, что банки стараний Utair по поиску решений не оценивают. О том, кому и почему выгодно банкротство Utair, – в материале «ФедералПресс».

  • Utair пытается найти решение, чтобы не допустить повторного дефолта;
  • «НИКО-банк» и «Россия» подают иски в суд с требованиями по возврату части долга;
  • Банк «Русь» планирует подать заявление о банкротстве авиаперевозчика;
  • Эксперты считают, что банкротства компании не избежать – банки привлекают ее валютные активы.

Utair идет на уступки

Накануне появилась информация, что Utair предложила членам банковского синдиката новые условия по проведению реструктуризации кредитов авиакомпании.

1ba5cbcbc5d083c096c0d3373d3cda8f.jpg

По семилетнему синдицированному долгу в декабре прошлого года компанией был допущен дефолт, а уже весной Utair обратилась к кредиторам с просьбой списать половину долга по 7-летнему кредиту – 7,7 млрд рублей и полностью по 12-летнему – 23,7 млрд рублей.

Официальной и консолидированной реакции банков – членов синдиката не последовало до сих пор, однако в СМИ периодически появлялась информация о реакции того или иного из кредиторов по поводу сложившейся ситуации. Еще одним «говорящим высказыванием» банков является подача исков в суды с требованием о взыскании денежных средств с авиакомпании. Уже сейчас в списке подавших иски находятся «МТС-банк», правда с небольшой суммой в 8,69 млн рублей, «НИКО-банк» – 89,25 млн и банк «Россия» – 155,35 млн. Более того, банк «Русь» готовится обратиться в суд ХМАО-Югры с заявлением о признании компании банкротом.

В соответствии со свежим предложением компании, пишет РБК со ссылкой на источники в банках-кредиторах, 12-летний долг предлагается выплачивать под символические 0,01 %, а также превратить его в 35-летний. Автоматическое повышение ставки до 9 % возникнет при достижении определенного показателя отношения долга к доналоговой нагрузке.

Семилетний долг по данной инициативе предлагается разделить на две части по 40 и 60 %, ранее, отмечают в издании, такое соотношение составляло 50 и 50 %. Первую часть предлагается выплачивать в течение 35 лет под 0,01 %, а вторую – под 7,5 % в течение 10 лет.
В залог компания отдает свою долю акций в сургутском аэропорту (56 %), самолеты, двигатели, землю и здания.

Отметим, что ранее для реструктуризации имеющегося долга авиакомпания предлагала продать долю в сервисной компании UTG. Эта компания занимается наземным обслуживанием в аэропортах и имеет офисы в аэропортах Внуково и Домодедово. «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов оценил стоимость 50-процентной доли Utair в UTG в 750–850 млн рублей.

e134341fa6cb58418de2eacc267bc4e0.jpg

Интересно, что кредиторы предлагали компании продать свой вертолетный бизнес, стоимость которого, по мнению экспертов, может составить около 30 миллиардов рублей. Utair, к слову, является самым крупным оператором тяжелых вертолетов в мире, как рассказал «ФедералПресс» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. На этом предложении хочется особо заострить внимание, так как интерес в вертолетной компании для кредиторов выражен, скорее всего, не только в стоимости успешного бизнеса.

Кстати, в официальном «ответе» компании на такое предложение, опубликованном на сайте Utair, генеральный директор перевозчика Андрей Мартиросов отмечает, что «Utair не рассматривает продажу компаний, которые осуществляют базовые авиационные компетенции и приносят стабильную прибыль».

Поведение банков-кредиторов

214180d12200b1645598536716e9d1c4.jpg

По информации banki.ru, на АО «Акционерный банк «Россия» приходится около 20 % долгов Utair. В каждом из заявленных исков третьими лицами указаны остальные банки – члены синдиката.

При этом подача исков, отмечают эксперты, может стать реакцией банков на предложенные компанией условия по реструктуризации. Отметим, что источники РБК датой нового предложения Utair называют 12 июля, а иск банка «Россия» в электронной картотеке дел зарегистрирован 22 июля.

Подача первых исков и положительное решение по ним, отмечал «Коммерсантъ», может спровоцировать и других участников синдиката на подобную реакцию.

Однако еще до начала их рассмотрения стало известно, что оренбургский ипотечный коммерческий банк «Русь» намерен подать заявление о банкротстве авиакомпании Utair. Соответствующее уведомление, по информации «Ведомостей», было подано в Единый федеральный реестр значимых сведений о деятельности юридических лиц. По закону подать заявление о банкротстве должника банк может через 15 дней после такого уведомления. Сумма невыплаченных банку процентов составляет всего 2 млн рублей.

«Исходя из списка лиц, подавших иски, вероятность банкротства возросла до 95–97 %»

Старший преподаватель высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Владимир Юровский считает, что ситуация вокруг компании Utair начинает переходить в совсем не экономическую плоскость. Еще два месяца назад можно было считать, что вероятность банкротства или восстановления компании составляет примерно 50 на 50 % и все решит стремление обеих сторон к компромиссу.

Но, к сожалению, судя по последней информации, можно сделать вывод, что руководство компании слабо представляет масштаб нависших угроз, считает эксперт. Дело в том, что, считая себя значительной для экономики страны компанией, ее руководство стало ждать льгот и прощения долга, отметил Юровский.

«При этом среди кредиторов Utair оказались достаточно влиятельные лица, с которыми необходимо считаться. Другими словами, разговор перешел из экономической плоскости в политическую, и теперь, скорее всего, решения будут приниматься не в совете директоров Utair и не в офисах кредиторов, а в правительстве», – размышляет эксперт.

Важным аспектом в прогнозировании будущего авиакомпании, считает эксперт, являются не финансовые показатели, а состав акционеров подавших иски банков-кредиторов. Так, для банка «Россия» это акционеры, которые входят в список Forbes.

6436447629bd0190bf2ec01b626c844d.jpg

«Речь идет даже не о банкротстве, а о смене собственников под видом банкротства»

Главной причиной того, что Utair попала под политическую раздачу, Юровский называет нахождение валютных активов банка «Россия» под санкциями Запада. С 2014 года в США валютные счета банка заморожены. А у авиакомпании есть лакомый для бизнесменов актив в виде вертолетной компании, международные источники доходов которой под действием санкций не находятся.

«Речь идет даже не о банкротстве, а о смене собственников под видом банкротства. Поэтому исходя из списка лиц, подавших иски, вероятность банкротства, по моему мнению, возросла до 95–97 %», – заявляет эксперт.

Проблем с выплатой компанией долгов из своих банковских источников Юровский не видит. Главная задача банкиров – разморозить активы.

«Ковырять финансовую отчетность бессмысленно. Экономики и финансов здесь нет», – заключает эксперт.

Фото: ФедералПресс/Елена Майорова, ФедералПресс/Полина Петренко

Все самое важное и оперативное в Уральском федеральном округе — в telegram-канале «УРАЛИТИ». Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости, Google News, а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен. Федеральные новости рассказываем в TelegramВКонтакте, Одноклассниках и Twitter.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Компании
Utair
Регионы
ХМАО
Версия для печати