Вокруг авиакомпании Utair и ее финансового положения разгораются нешуточные страсти. С одной стороны – многомиллиардные долги по кредитам, дефолт по уплате процентов, необходимость реструктуризации долга и просьба к кредиторам о списании задолженности приблизительно в 30 миллиардов. С другой – компания является одним из ведущих авиаперевозчиков на российском рынке, крупнейшим оператором тяжелых вертолетов в мире, и ее банкротство может привести к тяжелым экономическим последствиям. Возможно, именно поэтому банки-кредиторы до сих пор не решили судьбу долгов авиакомпании. О том, какова текущая ситуация и ждать ли нового дефолта по погашению долга, – в материале «ФедералПресс».
Кредиты компании
По данным отчета о финансовых результатах авиакомпании Utair за 2018 год, проценты к уплате по кредитам и займам составляли 3,6 млрд рублей. Однако какова текущая ситуация с долгами авиакомпании на данный момент, неизвестно. Для реструктуризации долга Utair в ноябре 2015 года получила два синдицированных кредита: семилетний на 18,9 млрд рублей и 23,7 млрд рублей на 12 лет. Затем еще один от Сбербанка в размере 17,4 млрд рублей. В декабре прошлого года авиакомпанией был допущен дефолт по указанному кредиту, а уже весной Utair обратилась к кредитору с просьбой списать половину долга по 7-летнему кредиту – 7,7 млрд рублей – и полностью по 12-летнему – 23,7 млрд рублей. Реакцию банков-кредиторов ожидали уже к началу лета, однако решения до сих пор не принято.
На данный момент на просьбу авиаперевозчика публично высказался только Сбербанк. Его президент Герман Греф заявил, что финансовая организация не заинтересована в списании долга, так как задолженность хорошо обеспечена.
Сейчас, по информации авиакомпании, до конца текущей недели она планирует частичное погашение процентов в размере 109,2 млн рублей по семилетнему синдицированному кредиту на 18,9 млрд рублей. В отношении 12-летнего синдицированного кредита оплата процентов по заявлению компании пройдет «без изменений». При этом к погашению самого тела долга по обоим кредитам в Utair еще не приступили.
В своем сообщении Utair ссылается на договоренность с кредиторами, которые, по информации авиакомпании, понимают, что «в высокий летний сезон Utair всю операционную прибыль сохраняет для создания подушки ликвидности, поэтому переносит очередную сумму процентных платежей, подлежащих уплате в июне» и что «это запланированное решение в рамках комплексной реструктуризации долговых обязательств».
Авиакомпания платит проценты по кредитам дважды в год: в июне и декабре. Сейчас, по информации Utair, 109,2 миллиона уйдет только на «частичное погашение процентов по семилетним кредитам и займам». В этом случае не исключено, что в конце года компания снова может допустить дефолт по выплате процентов.
Директор исследовательского центра «Интерфакс-ЛАБ» Илья Мунерман, проанализировав показатели компании в первом квартале 2019 года, рассказал, что в свете их сильного ухудшения по указанному отчетному периоду невыплата процентов по кредиту вполне реальна. Однако у компании все еще есть «степени свободы». Ранее эксперт пояснял «ФедералПресс», что по показателям, с которыми авиакомпания закончила 2018-й, можно сделать вывод «о равной вероятности как банкротства, так и преодоления кризисной ситуации».
По поводу возможности дефолта старший преподаватель высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Владимир Юровский считает, что кредиторы должны договариваться. «Не надо резать курицу, которая несет яйца, даже обычные», – считает эксперт.
Utair не первая и не последняя компания, у которой вследствие быстрого динамического роста в прошлом возникают проблемы с амортизацией долга в настоящем, отмечает Юровский. Прогнозировать дальнейший ход событий однозначно нельзя по нескольким причинам. В частности, финансовая отчетность динамично развивающейся компании не дает ответа на финансовую устойчивость именно потому, что не учитывает ее динамику. «В прошлом существовало немало компаний, стандартный финансовый анализ которых говорил об их неминуемом банкротстве, но компании не только стали успешными, но и возглавили рейтинг региональных или российских компаний. Другие в аналогичных, казалось бы, условиях действительно претерпели банкротство. К первым можно отнести развитие «Волгателекома» в начале 2000-х годов, ко вторым – банкротство «Трансаэро», – объяснил Юровский.
Отрицательная стоимость чистых активов для динамичной компании не столь критична, как кажется, отмечает эксперт. Достаточно адекватный ответ может дать анализ стоимости собственного капитала как реальный опцион на активы компании на стороне капитала. Но и этот гораздо более точный метод не всегда успешен. Дело в том, что на ценность реального опциона оказывает влияние стабильность свободных денежных потоков компании. И если эти потоки в результате тех или иных причин сокращаются, то и снижается ценность всей анализируемой компании, что, как правило, приводит к банкротству, как случилось с «Трансаэро».
Финансовые результаты
По данным отчета о финансовых результатах авиакомпании Utair за 2018 год, убыток ее составил 4,389 млрд рублей. Согласно отчету, выручка авиаперевозчика оказалась ниже себестоимости на 2,34 млрд рублей. Проценты к уплате по кредитам и займам – 3,6 млрд рублей.
В соответствии с отчетом компании Ernst&Young за 2018 год, стоимость чистых активов Utair отрицательна и составляет 15,5 млрд рублей. Указанная сумма, по тому же отчету, ниже минимального размера уставного капитала для ПАО в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах». На конец прошлого года краткосрочные обязательства Utair превысили ее оборотные активы на 45,7 млрд рублей.
Аудиторы отметили, что имеющуюся задолженность компании невозможно погасить без рефинансирования или реструктуризации, и обратили внимание на невыполнение Utair некоторых ограничительных условий по кредитным соглашениям. «Данные события и условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности Общества продолжать непрерывно свою деятельность», – говорится в отчете аудитора.
В авиакомпании убыточный конец года объясняют ростом издержек на топливо, дефицитом пилотов и долговой нагрузкой в виде процентов по кредитам и займам.
Поможет ли продажа активов?
Недавно в Utair заявили, что для реструктуризации имеющегося долга авиакомпания может продать долю в сервисной компании UTG. Предприятие занимается наземным обслуживанием в аэропортах и имеет офисы во Внукове и Домодедове. Однако такая продажа произойдет не раньше конца лета. «Коммерсант» со ссылкой на экспертов оценивает стоимость 50-процентной доли Utair в UTG в 750–850 млн рублей.
В сообщении авиакомпании приводится цитата генерального директора Utair Андрея Мартиросова, где он отмечает, что «Utair не рассматривает продажу компаний, которые осуществляют базовые авиационные компетенции и приносят стабильную прибыль».
Данный комментарий может быть связан с озвученным недавно предложением банков-кредиторов о продаже вертолетного сегмента авиакомпании.
Стоимость вертолетного бизнеса Utair, по мнению экспертов, может составить около 30 миллиардов рублей.
Ранее исполнительный директор «АвиаПорта» Олег Пантелеев поделился мнением, что одним из важных аргументов против начала процедуры банкротства Utair является как раз ее вертолетный сегмент. Он считает, что в таком случае экономике страны в целом будет нанесен серьезный удар, потому что это крупнейший в мире оператор тяжелых вертолетов, ключевой авиационный партнер нефтегазовой индустрии России. Учитывая предложение кредиторов о продаже такого дорогостоящего актива, можно предположить, что банки видят решение проблемы авиакомпании в весьма серьезных финансовых решениях.
Владимир Юровский считает, что финансовая ситуация Utair в принципе не является смертельной, если все заинтересованные стороны будут преследовать не сиюминутные выгоды, а стратегические интересы, – сильная и здоровая компания гораздо более выгодна со стратегической точки зрения, чем компания-банкрот, распроданная по частям.
В частности, комментируя предложения кредиторов и планы Utair, Юровский отметил, что ликвидация (продажа) непрофильных активов или активов с низкой маржинальной прибылью может только приветствоваться, а вот продажи активов с высокой маржинальной доходностью и весомым вкладом в формирование свободных денежных потоков неминуемо приведет к банкротству.
Помощь властей?
На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге губернатор Югры Наталья Комарова также рассказала, что в ближайшие три года не планирует продавать акции авиакомпании Utair. Отметим, что правительство округа владеет более 38 % акций авиакомпании Utair. По словам Натальи Комаровой, власти собираются вложиться в развитие межмуниципальных перевозок на территории округа.
Отметим, что осенью 2018 года правительство РФ поручило Сбербанку и ВТБ проработать вопрос о создании новой компании для организации региональных перевозок. По сообщению «Ведомостей», появление такой авиакомпании планировали на базе югорской Utair, которая на данный момент находится в тяжелом финансовом положении. Однако позднее руководитель Сбербанка Герман Греф эти сведения не подтвердил.
Недавно глава ВТБ Андрей Костин рассказал, почему проект по созданию новой региональной компании пока приостановлен. Причиной является отсутствие интереса со стороны операторов, а только при их интересе участие правительства РФ было бы закономерным.
Олег Пантелеев ранее отмечал, что важным аспектом, который мог бы стабилизировать финансовую ситуацию Utair, могла быть помощь от правительства РФ. «Конечно, речь не идет о том, что они выполнят пятилетку за три года и быстренько рассчитаются со всеми долгами, но по крайней мере устойчивость положения компании на несколько лет будет, пожалуй, обеспечена», – комментирует положительный эффект от помощи правительства авиаэксперт.
О помощи государства в решении проблем Utair высказался и Владимир Юровский. Он считает, что в данном случае правительство может выступить в роли арбитра, который поможет кредиторам и авиакомпании пойти навстречу друг другу и выработать реальный план по выходу из кризисной ситуации.
Фото: ФедералПресс/Полина Петренко