Top.Mail.Ru
Политика
Республика Крым
2

Смертельная «Таврида», проблемы с инвесторами и разбитые дороги. Аксенов не обо всем рассказал Путину

Путин и Аксенов
Президент России Владимир Путин во время рабочей встречи с Сергеем Аксеновым главу Республики Крым похвалил, отметив, что знает о его эффективной работе.

Во время рабочей встречи с президентом России Владимиром Путиным глава Республики Крым Сергей Аксенов признался, что есть ряд недоработок, однако заявил, что в целом «дела идут неплохо». При этом глава региона предпочел умолчать о ряде серьезных проблемных моментов, а местами даже слукавил. О чем не рассказал Аксенов в беседе с Путиным – в материале «ФедералПресс».

Туристов больше, но денег меньше

На этой неделе Владимир Путин провел двустороннюю встречу с главой Крыма Сергеем Аксеновым во время своего визита на полуостров. Речь шла в основном о социально-экономической сфере.

Аксенов рассказал президенту, что благодаря запуску Крымского моста заполняемость крымских здравниц этим летом составила около 80 % в среднем, а в некоторых регионах – 90 %. Большинство российских туристов по статистике действительно приезжают на полуостров на автомобилях по Крымскому мосту – по официальным данным, это около 60 % от всего турпотока. С начала лета по мосту через Керченский пролив проехали почти 1,7 млн машин. Всего на полуострове с начала сезона отдохнули более 4 млн туристов.

Однако, по словам экспертов, рост турпотока сопровождается падением среднего чека, а следовательно, и меньшим объемом налогов, поступающих в бюджет. Из-за открытия Крымского моста отдых на полуострове стал доступнее для россиян. Те, кто приезжают в Крым на машине, выбирают чаще всего дешевый отдых на Восточном берегу.

«Лучше всего загружены дорогие объекты, которых не очень много в Крыму, и очень доступные объекты. Гость меняется. К нам поехал гость, хорошо считающий деньги. Средний чек в этом году ниже, чем в прошлом», – пояснила глава Туристического альянса Крыма Светлана Возная.

Трасса «Таврида»: все хорошо, кроме смертей

Строительство трассы «Таврида» идет с опережением, ее готовность на сегодня составляет 74 %, окончание работ – в 2020 году. «Рисков в данном случае нет, мы не видим, подрядчик двигается в большинстве впереди графика, все работы выполняются в срок», – сказал Аксенов на встрече с главой государства.

Однако о проблемах, связанных с «дорогой смерти», как прозвали федеральную трассу крымчане, умолчал. На «Тавриде» только за первый месяц эксплуатации произошло 25 аварий, за полгода – 63 ДТП, в том числе несколько с летальным исходом. На старой трассе в прошлом году зафиксировали 23 аварии. Только в прошлом месяце погибли пять человек, из них двое детей; пострадавших около десяти, в том числе дети. Из-за высокой аварийности строящейся дороги большегрузы временно пустили в обход через приморскую развязку в районе Феодосии. Специалисты компании «ВАД», которая строит трассу, объясняют высокую аварийность нарушением водителями скоростного режима и ПДД, эксперты – неправильно установленными дорожными знаками и продолжающимися строительными работами. В любом случае смертельные аварии на трассе не прекращаются.

Дороги: то ли 14 %, то ли 50 %

В разговоре с Владимиром Путиным Аксенов признал, что в части дорожного строительства есть как успехи, так и неудачи. Последние касаются качества работы подрядчиков, которое зачастую вызывает нарекания. При этом глава Крыма уверен, что 950 км дорог, отремонтированных за 5 лет, – это хороший показатель. Всего, напомним, общая протяженность федеральных, республиканских и муниципальных дорог республики составляет 14 тысяч километров. Из них около 80 или 90 % (власти постоянно озвучивают разные цифры) не соответствуют нормам.

По словам Аксенова, до 2024 года планируют отремонтировать еще более 1 тысячи км дорог за 17,5 млрд рублей, выделенных федеральным центром. Общий показатель составит 2000 км отремонтированных дорог. Это около 14 % всех трасс. «Мы все равно в этом направлении достаточно системно продвигаемся», – сказал Аксенов.

Однако ранее, в 2018 году, глава региона говорил о том, что к 2024 году в Крыму приведут в нормативное состояние более 50 % дорог. «Если мы будем системно подходить к решению задач, стоящих перед нами... при имеющемся финансировании к 2024 году у нас получится довести до нормативного состояния до 50 % дорог», – написал он на своей странице в Facebook.

Слишком много энергии

«Мы видим, что благодаря двум электростанциям, которые ввели в эксплуатацию вы лично, мы сегодня имеем профицит по электроэнергии. При пиковой нагрузке Республика Крым потребляет 1100 мегаватт электроэнергии, притом что мощности и энергомост позволяют нам в общем получить до 1800 мегаватт», – рассказал Аксенов Владимиру Путину.

Напомним, что в марте 2019 года президент во время своего визита в Крым лично дал старт запуску новых энергоблоков Балаклавской ТЭС в Севастополе и Таврической ТЭС в Симферополе. Теперь обе работают на полную мощность – они совокупно дают 940 ВМт. При этом крымский энергомост Кубань – Крым дает полуострову около 850 МВт. Однако гендиректор компании «КрымТЭЦ» Тарас Целый ранее заявлял о том, что такой энергетический профицит временный: экономическое развитие Крыма приведет к тому, что уже в 2020 году дефицит будет на уровне 600 МВт. Слова Целого подтверждает и президент Ассоциации предпринимателей Республики Крым и города Севастополя Гирей Бекиров.

«Изначально президент говорил о том, что закладывается объем энергии такой, чтобы был потенциал для роста производств и инфраструктуры. Сейчас за счет работы двух ТЭС и энергомоста получился запас для роста экономики Крыма, которая крайне не развита. Здесь по сути что было, то и осталось – да, построили объекты ФЦП, инфраструктуры, но не серьезные производства и большие гостиничные комплексы. Когда их начнут строить, нагрузка повысится в разы», – отметил эксперт.

Цены: все плохо, но мы надеемся

На встрече с главой государства Аксенов признал, что цены на полуострове высокие и продолжают расти, однако власти повлиять на эти негативные тенденции пока не могут.

«Такая беда, как рост цен, пока, к сожалению, не поддается решению. Надеемся, что частично мы снимем этот вопрос при вводе в эксплуатацию железнодорожной ветки Крымского моста. Мы надеемся все-таки, что грузопоток даст нам совсем другую ценовую политику», – пообещал Аксенов.

Напомним, что в июне 2018 года Аксенов написал у себя в Facebook, что «открытие грузового сообщения по Крымскому мосту, а потом и железнодорожной ветки позволит увеличить завоз продукции на полуостров, повысить уровень конкуренции» и стабилизировать цены. Но затем глава региона перестал упоминать о грузовом сообщении как об одном из факторов стабилизации цен. Теперь речь идет только о железной дороге и строительстве оптово-распределительных центров.

«По вашему поручению с Министерством промышленности Российской Федерации отрабатываем возможность захода крупных российских игроков, которые работают на оптово-розничном рынке, для строительства двух центров. К 1 сентября должны такие планы представить. Соответственно конкуренция повысится; надеемся, все-таки в этой ситуации нам будет полегче», – обратился к Путину крымский премьер.

О планах создать в Крыму сети оптово-распределительных центров для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции заговорили еще в 2015 году. В 2017 году власти Крыма и Ярославской области даже подписали договор на строительство ОПЦ на 2 млрд рублей, однако проект так и не реализовали.

Но, по мнению Гирея Бекирова, железнодорожное сообщение и ОРЦ не панацея. Такие центры позволят снизить цены только на те продукты питания, которыми будут заниматься. При этом бизнес может удерживать специально высокие цены, как это делали, например, на стройматериалы. О том, что сюда зайдут крупные ретейлеры с материка, уже нет и речи – переговоры с «Магнитом» и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») неоднократно срывались. Из-за низкой покупательской способности и возросшей арендной платы из Крыма обратно на материк ушла единственная небольшая российская торговая сеть «Ассорти-продукт».

Фото:kremlin.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.