Мэрия Челябинска вернулась к планам организации выделенных полос для общественного транспорта. По ним должны начать движение новые автобусы, которые поступят в город этой осенью. По мнению экспертов, город не готов к таким скорым преобразованиям, а некоторые считают, что областной центр к размещению «выделенок» не приспособлен в принципе. Остается вопрос и с правом частных перевозчиков пользоваться новым транспортным коридором. Темой «выделенок» уже заинтересовались в УФАС. Чем это может кончиться – в материале «ФедералПресс».
Поэтапно и дорого
На этой неделе врио главы Челябинска Наталья Котова анонсировала важные изменения в городской транспортной сфере. В частности, она сообщила о предстоящем создании нового транспортного МУП и организации выделенных полос для движения общественного транспорта. Причем глава отметила, что по ним будут перемещаться новые автобусы, первая партия которых поступит уже в сентябре.
Наблюдатели отмечают, что провести обозначенную реформу за столь короткий срок вряд ли реально. Как сообщил «ФедералПресс» начальник управления транспорта городской администрации Максим Кичеев, выделенные линии будут вводиться поэтапно, так как необходимо будет нанести новую разметку, установить камеры фото- и видеофиксации, организовать выезды. Причем все эти меры потребуют больших финансовых затрат. Назвать хотя бы ориентировочную сумму чиновник затруднился. Также он сообщил, что запуск новых автобусов и организация выделенных полос для них начнутся одновременно.
По мнению уральского эксперта в транспортной сфере, гендиректора компании «Кэмп» Якова Гуревича, предстоящие траты на создание «выделенок» – это выброшенные на ветер деньги, так как Челябинск в принципе не приспособлен для создания инфраструктуры такого рода.
«В Челябинске вся дорожная инфраструктура организована таким образом, что линии выделить невозможно. Здесь несколько причин. Первая – на всех магистральных улицах, где следовало бы сделать выделенные линии, у нас карманы для парковок, а это вещи совершенно несовместимые. Во-вторых, у нас все улицы кривые и имеют переменную ширину, переменную полосность, а для выделенных линий требуется, чтобы полоса была прямая без всяких изгибов. Кроме того, выделенные линии требуют соответствующего транспорта. А у нас сейчас нет подвижного состава, который мог бы ходить по этим полосам. Если по «выделенке» предполагается движение трех автобусов в час, ее существование совершенно бессмысленно», – считает Яков Гуревич.
Противоположной точки зрения придерживается челябинский урбанист Лев Владов. «Челябинск более всех городов России приспособлен к созданию выделенных полос, – говорит эксперт. – Здесь это сделать дешевле всего и менее болезненно, учитывая избыточную полосность на дорогах вследствие дорожной революции. Выделенные полосы – это первый шаг на пути к созданию комфортного и надежного общественного транспорта, который ездит по времени, а не по удаче и случайному стечению обстоятельств».
Что с маршрутками?
После сообщения Котовой в челябинских СМИ появилась различная трактовка предстоящих изменений. Поползли слухи, что выделенные полосы будут рассчитаны только на муниципальный транспорт, тогда как многочисленные маршрутные такси поделят оставшиеся на дороге полосы с личным транспортом горожан. Другая версия, озвученная начальником управления информационной политики мэрии Владимиром Сафоновым, – что «выделенки» будут доступны только легальным маршрутам, а запрет на выезд на них получат те, у кого нет разрешений.
Но позже руководитель пресс-службы администрации уточнил, что это было предположение и никаких решений пока не принято. «Пока есть только рассуждения. Я допускаю, что по этим линиям будет иметь право ездить весь легальный общественный транспорт. Мы изучим опыт Москвы», – прокомментировал «ФедералПресс» Владимир Сафонов.
Однако Челябинское УФАС оперативно отреагировало на эти гипотезы. По мнению ведомства, такое создание преимуществ муниципальному транспорту может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства. И если мэрия продолжит в том же духе, антимонопольная служба будет вынуждена выдать предупреждение о том, чтобы такие действия прекратить как нарушающие Закон о защите конкуренции.
Можно понять желание властей создать приоритет находящемуся в упадке муниципальному транспорту, а также одолеть нелегалов. Но отсечение маршруток от выделенных полос, во-первых, могло бы привести к транспортному коллапсу на других полосах, а во-вторых, не решило бы и главной задачи по освобождению пути для троллейбусов и автобусов, поскольку остановки все равно для всех одни. В этом плане может быть интересен опыт Петербурга, в котором остановки некоторых коммерческих маршрутов организованы на прилегающих улицах. Но это высший пилотаж для Челябинска на данном этапе.
«Если есть много частных перевозчиков, это означает, что у вас очень высокий коэффициент маршрутизации. То есть сеть не вполне рационально устроена. Маршрутки будут забивать выделенную полосу, и особого эффекта не будет, как было в Твери или Ульяновске», – рассказал «ФедералПресс» специалист Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Егор Мулеев.
По мнению другого сотрудника института, директора Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константина Трофименко, мэрии Челябинска необходимо пересмотреть взаимоотношения с перевозчиками. Чтобы на магистральных маршрутах работал именно транспорт большой вместимости, а маршрутки заняли нишу подводящего транспорта.
«Выделенные линии целесообразны в любом городе-миллионнике. Однако сначала большинству наших городов требуется реформа маршрутной сети. На Урале это уже произошло, в Екатеринбурге, но там, правда, всегда была очень хорошая трамвайная база, – рассуждает Константин Трофименко.– Важно исходить из принципа: есть основные магистральные маршруты, есть подводящие. Выделенные линии нужны именно для обеспечения движения по магистральным маршрутам, которые проходят в центральной точке города. И под эту логику нужно переформатировать все маршрутные сети и перестраивать взаимоотношения с перевозчиками. И это не очень быстро. Я бы дал полгода на разработку и, может быть, год на внедрение. А просто краской разметку нарисовать – недостаточно».
Горожане в ожидании запаздывающего транспорта
Потеснить легковушки
В целом федеральные эксперты, к опыту которых планируют обратиться в мэрии, положительно оценивают эффективность организации выделенных полос. Альтернативой этой мере называют метро или сокращение числа автомобилей на дорогах, что маловыполнимо в российских реалиях. Но, к сожалению, из-за неверного подхода к организации «выделенок» революции в сфере общественного транспорта не получается.
«Основная история с «выделенками» в нашей стране в том, что они делаются выборочно, – говорит Егор Мулеев.– Автобус проезжает 400–500 метров по выделенной полосе, а дальше встает опять в пробку. В любом случае какой-то эффект, конечно, это дает. В Москве сказали, что с «выделенками» скорость общественного транспорта изменилась на 12 %. Не знаю, насколько это значимо с точки зрения пассажира, который ехал 10 минут, а теперь стал ездить 9,5 минуты. Поэтому важно, чтобы выделенные полосы организовывали хоть какую-то сеть».
По мнению директора транспортного предприятия «ЧелябГЭТ» Александра Павлюченко, организация выделенных линий в Челябинске могла бы решить проблему опозданий общественного транспорта.
«Чтобы горожане и гости города пользовались общественным транспортом, им нужно гарантированно, чтобы он подходил на остановку в соответствии с расписанием. Для этого надо создавать условия. Центральная диспетчерская служба четко фиксирует те перегоны уличной дорожной сети, где происходит нарушение расписания из-за большого скопления машин. Например, участок по улице Труда от Северо-Крымской до Энгельса, который в часы пик постоянно стоит в пробках. Выделенная полоса решила бы здесь проблему», – говорит Александр Павлюченко.
Эксперт согласился, что на указанном участке ситуация для автомобилистов в случае появления «выделенок» может усугубиться. Но в приоритете должны быть условия для общественного транспорта, а не для личного. «Потому что если в городе и дальше будет развиваться легковой транспорт, у нас никогда не хватит ширины полос автомобильных дорог. Все больше людей будут покупать машины и ездить только на них», – заключил Александр Павлюченко.
Ранее власти сообщали, что общественный транспорт Челябинска перевозит в день порядка 1,2 млн пассажиров без учета нелегальных и межмуниципальных маршрутов. По отчетам ГИБДД на территории города зарегистрировано около 400 тысяч легковых машин, на каждую приходится в среднем полтора пассажира. Если добавить к ним примерно 50 тысяч гостевых автомобилей, получится, что в среднем по городу передвигается порядка 600–700 тысяч пассажиров в день.
На момент выхода статьи стало известно, что маршрутная сеть в Челябинске будет изменена.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, Евгений Поторочин
РИА «ФедералПресс»: лучшее за год