Сибирская тайга – это не только непроходимые леса и болота. И не только богатый нефтью регион. Это дом. Пусть и для немногочисленной, но очень дружной и открытой семьи демьянских хантов, в гости к которым журналисты слетали вместе с сотрудниками «РН-Уватнефтегаза» и представителями администрации Уватского района. Почему здесь не любят телевизоры и ездят в гости по 8 часов на моторке, почему обожают свою тайгу и живут с нефтяниками как добрые соседи – в материале «ФедералПресс».
Зачем телевизор, когда рядом лес?
Чтобы добраться до первой деревни хантов, куда был запланирован вылет, мы полтора часа провели в вертолете. Тобольск остался позади, и вот внизу только тайга, болота и змейки рек. Никаких дорог и населенных пунктов.
Садимся в деревне Тямка. Здесь проживают всего несколько человек – супружеская пара да мужчина с двумя незамужними сестрами.
Вообще, ханты Уватского района – это 25 семей, которые проживают в 12 стойбищах. Здесь называют эти поселения деревнями, но для большинства это звучит странно: деревня на два дома?! Однако это так. И та деревня, где домов уже пять, считается крупной.
«За последний год население поселков приросло двумя маленькими жителями. Теперь на территории Уватского района численность коренного населения составляет 102 человека», – рассказывает заместитель главы Уватского района по социальным вопросам Наталья Корчемкина.
Первое, что видим в Тямке, – добротный бревенчатый дом, на крыше которого прилажена спутниковая тарелка, рядом прикорнула солнечная батарея – XXI век, не то что раньше. У всех местных есть спутниковая связь, у многих такие вот батареи солнечные – топлива-то для генераторов не навозишься, а электричество нужно.
Люди здесь без дела не сидят – с утра до ночи крутятся. У каждой семьи есть огород, за которым уход нужен, все взрослые охотятся, рыбачат, собирают дикоросы. Женщинам еще и по хозяйству хлопот хватает – присмотреть за ребятишками, приготовить, убрать в доме, пошить или починить одежду.
Как отдыхаете, телевизор смотрите, спрашиваем? Нет, говорят, и смеются. Когда его смотреть – столько работы от зари до зари. Да и неинтересно там, в телевизоре.
«Я не понимаю, что вы в городе делаете, – разводит руками Людмила. Глаза горят, улыбка светится. – Мы вчера в лес ходили, встретили оленя. Хвостиком вот так вот махнул и исчез за кустами. А потом с лодки видели медведя – так интересно здесь все!».
Людмила – коренная хантыйка, всю жизнь прожила на стойбище, за исключением нескольких лет в интернате. Она не местная, ее родители живут в трехстах километрах от Тямки, в Сургутском районе. Муж Геннадий ее там, в деревне родителей, и заприметил, когда по делам приезжал. Далеко переехать пришлось, конечно, но что поделаешь – любовь. Теперь ездят с родителями друг к другу в гости. Чаще зимой на «Буране», рассказывает Людмила, потому что быстрее: световой день – и они на месте. А на лодке летом долго плыть – минимум 8 часов.
Не уезжает никто
Мужчины здесь ходят в одеждах, привычных нашему «цивилизованному» глазу, а на женщинах, даже на девчушках, национальный наряд с шитыми бисером узорами, который зовут «заячьи ушки». Мы уж подумали, они к нашему приезду так нарядились, а оказывается, нет – это просто удобно.
Уклад здесь классический: мужчина добытчик, женщина – верная опора и хозяйка. Старикам почет и поддержка. Ребятишкам – ласка и привольная игра. Но это пока не подрастут.
Потом придется расстаться: чтобы дать детям образование, их отправляют в интернат в село Демьянское. Там они учатся и живут, познают грамоту, но и о своей культуре и корнях благодаря специальной образовательной программе не забывают. Приезжают домой лишь на каникулы.
Во второй деревне, уже «большой», на четыре двора, мы пообщались с улыбчивой Женей и Володей, деловитым пареньком, который, ничуть не стесняясь, как настоящий маленький хозяин, показал нам местные достопримечательности – лодки, дома, лабазы, гнездо шершней, к которым «лучше не соваться», кедры с самыми лучшими шишками.
Женя идет в шестой класс, Володя – в седьмой. Учиться им нравится, но по родным скучают очень. Лето – отрадная пора, когда можно побыть дома и вволю набегаться, насытиться лаской и вниманием близких. Некоторым ребятам, кто живет поближе к Демьянке, удается и на каждые каникулы домой вырываться.
Дети не собираются останавливаться на школьном образовании – Женя хочет «пойти на медсестру», чтобы потом в санавиации работать, помогать своим в случае чего. А Вовка твердо намерен уехать в Тюмень и поступать там: «На эмчеэсовца, наверное».
Вернутся ли ребята домой? Продолжат ли жизнь своего народа так, как жили их прадеды? Несмотря на грандиозные планы этих замечательных ребятишек, города этих людей все же не манят. Взрослые на вопрос, хочется ли им в город, только смеются да руками машут.
«Из тех, кто живет в обжитых местах, не уезжает никто», – уверенно резюмирует Наталья Корчемкина. И напоминает, что за минувший год жителей тайги стало даже больше: одна ее новенькая подопечная родилась в октябре, вторая малышка – в ноябре.
Помощи здесь рады
Несмотря на автономность и практически стопроцентное самообеспечение, помощь жителям деревень демьянских хантов очень нужна. Здесь, напомним, нет магазинов, нет офисов, в которые можно устроиться и получать зарплату, нет электросетей, дорог, вышек сотовой связи, нет рядом медиков – одна тайга с ягодами и мишками.
Практически каждого встреченного взрослого мы спрашивали – как вы, не чувствуете себя тут заброшенными? Отвечают: все есть! А если беда какая, знаем, куда обращаться, обязательно помогут.
Большая часть глав семей является работниками МУП «ПОХ «Кедровый». Через это предприятие они могут сбыть добытый промыслом объем (это дикоросы, соболя, песцы) и заработать деньги. Малообеспеченным жителям тайги также оказывается поддержка государства.
Даже в таком тонком вопросе, как взаимоотношения местного населения и нефтяников, мы увидели понимание и конструктивный диалог.
«В Уватском районе реализуется программа в рамках социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, – рассказывает Наталья Корчемкина. – И ООО «РН-Уватнефтегаз» ежегодно в рамках программы выделяет средства, которые тратятся на помощь жителям этих поселений. Приобретаются продукты, горюче-смазочные материалы, электро- и бензогенераторы, солнечные батареи, моторы для лодок – все то, что так важно и нужно людям, живущим в тайге».
На что потратить деньги из программы, решают совместно с представителями коренных народов в ходе совещаний рабочей группы. Такие «сходы» собираются раз в квартал, однако при возникновении срочных вопросов встречаются чаще.
Несмотря на то что официально эти земли собственностью проживающих здесь хантов не являются, нефтяники ведут разработку месторождений с учетом мнения проживающих здесь людей. Потому и тесно общаются, помогают.
Анастасия Лескина, заместитель начальника управления по взаимодействию с органами государственной власти и недропользования ООО «РН-Уватнефтегаз», отметила, что отношения у нефтедобывающего предприятия и представителей КМНС вполне добрососедские. Люди не зажаты, легко и открыто общаются, достойно принимают помощь и охотно идут на диалог.
«Я бы назвала наши отношения взаимоуступчивыми, – отмечает Анастасия Лескина. – Конечно, рядом с нашим производством непросто жить. Но мы стараемся компенсировать эти неудобства всеми доступными способами. Отмечу, что за более чем десять лет нашей работы в Уватском районе из-за нашего присутствия не пришлось переехать ни одной семье. Это важно. И радует, что если у людей есть какие-то проблемы или просьбы, они не стесняются обращаться. Мы со своей стороны всегда стараемся всем, чем можем, помогать».
Справка «ФедералПресс»:
ООО «РН-Уватнефтегаз» на постоянной основе поддерживает представителей КМНС Уватского района в виде благотворительной помощи и активно сотрудничает по данному вопросу с администрацией Уватского муниципального района, НУО «Фонд развития КМНС Сибири и Дальнего Востока», ТООО «КМН «Кедр», МУП «ПОХ «Кедровый» Уватского муниципального района.
Основными направлениями благотворительности предприятия является финансирование мероприятий, направленных на поддержку и содействие развитию КМНС Уватского муниципального района Тюменской области, сохранение и развитие культуры КМНС, популяризацию национальных видов спорта и т. п.
В рамках оказываемой поддержки в 2018 году ООО «РН-Уватнефтегаз» приобрело и выдало семьям КМНС Уватского района четыре снегохода, четыре генератора, пять лодочных моторов. Также в 2018 году проведено благоустройство фактории КМНС Уватского района на территории МУП «ПОХ «Кедровый» в селе Уват и оказана помощь по созданию этностойбища «Увас Мир Хот» («Дом Северных Людей»).
С 2017 года на Усть-Тегусском месторождении ООО «РН-Уватнефтегаз» проводит ежегодные ярмарки товаров КМНС, на которых коренные жители представляют на продажу ягоду, рыбу, мясо, а также изделия традиционного промысла. В рамках ярмарки проходят встречи с руководством администрации Уватского района и ООО «РН-Уватнефтегаз», на которых обсуждаются актуальные вопросы взаимодействия.
Фото: ФедералПресс / Дарья Сеймовская, пресс-служба РН-Уватнефтегаза