Выборы в Госсовет Республики Крым пройдут уже в это воскресенье. По прогнозам экспертов, они будут одними из самых спокойных и предсказуемых в России. На одно место в парламенте по партийным спискам претендуют девять человек, а длина бюллетеней на выборах 8 сентября достигнет почти метра. Но люди говорят, что «голосовать не за кого», – в регионе нет новых харизматичных политиков, а оппозиционным партиям нечего предложить электорату. Какие особенности есть у крымских выборов и как будет выглядеть региональный парламент после 8 сентября – в материале «ФедералПресс».
Эффект крымской весны уже не работает
Как ранее писал «ФедералПресс», из 75 мест в крымском Госсовете 25 займут кандидаты-мажоритарщики, остальные 50 распределятся между политиками, избранными по партийным спискам. Всего избирком зарегистрировал 8 партий и почти 700 кандидатов в депутаты. Кроме парламентских «Единой России», КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР, чуть не вылетевшей с выборов из-за поздно поданных документов, бороться за мандаты будут «Патриоты России», «Родина», Российская партия пенсионеров за социальную справедливость и «Коммунисты России». На одно место в парламенте по партийным спискам претендуют девять человек, а длина бюллетеней на выборах 8 сентября достигнет почти метра.
По мнению экспертов, опрошенных Фондом развития гражданского общества (ФоРГО), полуостров полностью интегрировался в электоральное поле России и итоги крымских выборов вряд ли будут отличаться от полученных результатов в других субъектах РФ. Явка будет ниже 50 %, а голосовать в основном придут сторонники правящей партии.
«В городских округах избирателей больше, чем в сельской местности. Но сельчане более активно голосуют, чем горожане, а в сельских районах рейтинг правящей партии достаточно высок», – говорит руководитель филиала ФоРГО в Симферополе Наталья Киселева.
Большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что в Госсовет Республики Крым, помимо «Единой России», войдут еще ЛДПР и КПРФ. Только несколько политологов говорят о прохождении «Справедливой России» и «Родины», а некоторые – о том, что никаких шансов расширить количество партийных фракций в составе крымского парламента вообще нет и там будут только две партии или даже одна. Данные о возможном прохождении 5-процентного барьера тремя парламентскими партиями подтверждают и соцопросы. Такая же тенденция актуальна и для Севастополя. Однако рейтинги правящей партии в Крыму постепенно снижаются, считают эксперты.
«Эффект «крымской весны» уже не работает. Он действовал в 2014-м, на выборах в Госдуму в 2016-м, на президентских выборах в 2018-м – это была социальная благодарность за возвращение на родину. Сейчас уже новый цикл пошел. Избиратели сегодня оценивают социально-экономические успехи и проблемы», – отмечает Киселева.
По прогнозам, явка несколько снизится по сравнению с выборами в 2014 году. Тогда, напомним, в Севастополе на участки пришли 48,49 % избирателей, в соседней республике цифра была немного выше – 53,56 %.
Однако, по мнению доцента кафедры политических наук философского факультета КФУ, кандидата исторических наук Андрея Никифорова, верить публичным предвыборным опросам безоговорочно не стоит, так как нередко они содержат элементы политтехнологий.
«Паровозы» протянут в парламент безликих политиков
В списках крымских партий немало старых политиков, оставшихся с украинских времен. Например, КПРФ возглавляет первый секретарь крымского рескома Сергей Богатыренко, неоднократно баллотировавшийся в народные депутаты (правда, неудачно). А вот третий номер списка депутат Симферопольского горсовета Олег Дрягин сначала сменил «Партию регионов» на «Единую Россию», а потом ушел к коммунистам. В «Единой России» большинство политиков украинской закалки. По мнению общественника и блогера Александра Юрьева, они всегда привыкли быть у власти и выйдут из партии сразу же, как только она перестанет быть правящей.
Большинство крымских политологов говорят об отсутствии ярких харизматичных политиков и слабой систематической работе со стороны так называемых оппозиционных партий, что не позволит им мобилизовать протестный электорат.
«Если судить по данным в фокус-группах, люди говорят, что не за кого голосовать. Какой бы ни была критика местной власти, но работу условных основных оппонентов ЛДПР и КПРФ крымчане вообще не видели. У нас нет сильных региональных отделений этих партий», – говорит Наталья Киселева.
Именно из-за этого, как отмечают эксперты, в регионе нашла широкое применение старая технология «паровоза», когда во главу списка ставят известного и популярного политика, не планирующего работать в местном парламенте. Он должен просто «протащить» за собой других, менее известных и популярных однопартийцев, одному из которых и отдаст свой мандат.
Владимир Жириновский возглавляет список своей партии сразу в нескольких субъектах в РФ, в том числе в Крыму и Севастополе. Второй номер списка «либералов» – депутат Госдумы от Крыма Павел Шперов, каденция которого закончится только в 2021 году, – выбран в качестве помощника «паровоза». Он тоже вряд ли поменяет Госдуму на крымский парламент; и фракцию ЛДПР, вероятно, возглавит действующий депутат Светлана Шабельникова. Шабельникова за время работы не зарегистрировала ни одного законопроекта, зато прославилась как одна из самых состоятельных парламентариев Крыма с годовым доходом в 95 млн рублей.
«У «Единой России» непростая ситуация. За счет этого протестный электорат набирается, и он канализируется или в КПРФ, или в ЛДПР, но это вовсе не их заслуга. Ну, вот что вы можете сказать о работе ЛДПР в Крыму кроме того, что периодически появляются билборды с названием их партии? Я не ставлю под сомнение, что она есть и, наверное, очень интенсивная и полезная гражданам, но мы ее не замечаем. Коммунисты с украинских времен просто сидят у обочины и ждут, когда мимо них проплывут их проценты в избирательных корзинах. В Крыму это совершенно безликие, аморфные, инертные политические структуры», – говорит политолог Андрей Никифоров.
Александр Юрьев уверен, что крымский политический ландшафт вовсе не так бесцветен. По его мнению, жители республики просто не знают тех, за кого стоит отдать голоса, – частично из-за слабого гражданского самосознания и отсутствия интереса, частично – из-за информационной заслонки, которую власть ставит для оппозиции.
«Выбор есть всегда. И коммунисты, и ЛДПР, и «Родина», которая открыла свои списки, и туда вошло много общественных деятелей. Но партия власти не предоставляла все эти годы информационные площадки другим партиям. Мы на крымских каналах их не видим. Но основная проблема в том, что крымчане не интересуются биографиями кандидатов, малоизвестных для них. Это просто человеческая лень», – считает Юрьев.
Фото: pxhere.com