На рынке похоронных услуг Нягани снова разгорается скандал. Ранее в администрации города создали специализированную компанию по предоставлению похоронных услуг, как это предписывается законодательством. Эти услуги в соответствии с протоколом 2017 года начала оказывать компания «Бастион». Однако и прокуратура, и ФАС обнаружили в нем нарушения законодательства: прокуратура обратилась в суд, а антимонопольщики выдали предписание о расторжении контракта. Недавно один из предпринимателей Нягани, работающих в похоронной сфере, разместил в социальных сетях и у себя на странице сообщение, в котором рассказывает о творящемся, по его мнению, беззаконии на рынке ритуальных услуг города. О том, почему к работе местной администрации появились претензии как у коммерческой компании, так и у официальных ведомств, – в материале «ФедералПресс».
Как все начиналось
Первые звоночки конфликтной ситуации на рынке ритуальных услуг Нягани появились еще в 2017 году. Тогда издание «Правда УрФО» отмечало расширение влияния ООО «Бастион» и даже писало о монополизации ими рынка, а также о возможной заинтересованности горадминистрации в таком положении дел в похоронном бизнесе муниципалитета. Тогда рынок ритуальных услуг в Нягани был представлен несколькими компаниями. Среди них ООО «Бастион», «Дом скорби» и ритуальное агентство «Память», владеющее магазином «Зоосервис».
Тогда же в няганьской мэрии проводят конкурс, в результате которого тот же «Бастион» наделяется функциями специализированной службы в похоронном деле. Существование такой службы необходимо в соответствии с законодательством для оказания гарантированного перечня ритуальных услуг.
Претензии предпринимателя
Тема похоронного бизнеса в Нягани вновь всплыла еще и в социальных сетях. Директор магазина ритуальных услуг «Дом скорби» Иван Шатайло написал сообщение о нарушениях, которые, по его мнению, допускает администрация города, работая на рынке похоронных услуг.
Одна из главных претензий бизнесмена – это неисполнение закона о создании специализированной службы, так как мэрия не создала муниципальную специализированную службу в похоронном деле, а наделила таким статусом коммерческую организацию – ООО «Бастион».
Действительно, постановлением от 16 октября 2017 года анонсировалось проведение конкурса «по наделению хозяйствующего субъекта статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Нягань», в котором в соответствии с документами, находящимися в открытом доступе, победило ООО «Бастион». В соответствии с постановлением от 14 ноября 2017, где прописан порядок деятельности этой службы, которая наделяется самыми широкими, в том числе контролирующими функциями.
По мнению предпринимателя, такие формулировки противоречат федеральному законодательству.
Как рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе окружной прокуратуры, в ведомстве усмотрели в подписании такого контракта нарушения закона и в июле 2018 года выдали предписание об устранении. Не понравился прокуратуре именно факт передачи функций такой службы коммерческому предприятию.
Нарушения не устранили, и в мае 2019 года прокуратура обращается в суд, который поддерживает точку зрения ведомства, но администрация подает апелляцию.
Только в конце августа этого года прокуратура вновь сообщила, что добилась своего, так как суд апелляционной инстанции вновь поддержал точку зрения прокурора: «Установлено, что вопреки требованиям закона на территории города не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, наделенная правом заниматься деятельностью по организации похорон и оказанию связанных с ними ритуальных услуг. Отсутствие такой службы нарушает права неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе».
Этим контрактом заинтересовалась и местная ФАС и в июле выдала предписание о расторжении договора в связи с нарушением антимонопольного законодательства.
Дело в том, что по закону услуги такой компанией оказываются на безвозмездной основе и затем возмещаются за счет бюджетных средств. Цель создания этой службы – оказание гарантированного перечня услуг по погребению бесплатно (в размере соцпособия).
При этом, как говорится в отчете о проверке антимонопольщиков, ООО «Бастион» также занимается оказанием коммерческих услуг с целью извлечения прибыли. Спецслужба, отмечает ФАС, не может иметь исключительного права на организацию ритуальных услуг и контроль их оказания.
Еще одна претензия Ивана Шатайло, доказать которую, в силу отсутствия документов, в ФАС он не смог, была к вывозу тел умерших той же компанией, причем без какого-либо договора на оказание услуг.
Также, по мнению предпринимателя, размещенные обществом на территории кладбища постройки находятся там без соответствующих согласований.
Не рыночная конкуренция
Обращает внимание Иван Шатайло и на то, что цены на услуги ООО «Бастион», а также магазина «Кедр», принадлежащего тем же собственникам, для рядовых жителей превышают рыночные.
Как пояснила «ФедералПресс» учредитель ИП и супруга Ивана Анастасия Шатайло, комплекс услуг у «Дома скорби» и «Бастиона» одинаковый. Так, говорит девушка, когда они с мужем заходили в этот бизнес, похороны без ямы у «Бастиона» стоили 28 тысяч, а у них – 8 тысяч. На примере стоимости гроба: тот, который в «Доме скорби» стоит 9 тысяч, в «Бастионе» – 12 тысяч, тот, который 5 тысяч, – у конкурентов 7–8.
«С нашим появлением цены пришлось снизить, но они не осмелились сделать цены такими же, как у нас. Цены в среднем на гробы, копку ям на 4–5 тысяч выше», – рассказала индивидуальный предприниматель.
Организация похоронного зала
Еще одним принципиальным моментом для директора магазина ритуальных услуг является создание похоронного зала, который он собирается строить за свой счет. Однако в администрации Нягани инициативу руководителя зарубили.
Анастасия считает, что отказ мэрии был связан с тем, что на предлагаемом предпринимателями месте должна быть размещена автостоянка. Свое желание оборудовать новый зал предприниматель объяснила ужасным состоянием существующего: «Существующий похоронный зал находится на территории морга, в нем ни одного окна, все черное, мрачное. Постамент под гроб с осыпающейся плиткой. Нет стульев, толпа прощающихся вынуждена стоять».
«Моя цель – не корысть и не коммерция. Те, кто знают меня лично, те, кто сталкивался в скорбный день со мной в рабочих отношениях, знают, что я человек с большими жизненными ценностями, уважающий возраст, знающий цену жизни, людям и поступкам», – написал Иван Шатайло.
«Специализированная компания»
Учредителями ООО «Бастион», по сведениям ЕГРЮЛ, являются Руслан и Анна Смолины. Основным видом деятельность ООО «Бастион» является предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла. Также в видах деятельности прописано и «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг».
На сайте госзакупок размещено только два контракта с ИП Смолиной на оказание услуг «по содержанию мест захоронения на территории поселок Западный, улица Чернышова, 35 муниципального образования город Нягань в летний период 2019 года» в январе и апреле 2019 года на 565 и 440 тысяч рублей соответственно.
Связаться с предпринимателями не удалось: работник предприятия передала данные корреспондента руководителям, однако на связь они так и не вышли.
В администрацию города Нягань направлен официальный запрос, на момент публикации ответ на него не был получен.
«Свободной конкуренции за умершего не может быть»
Президент союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш считает, что криминальность похоронной сферы обусловлена не конкуренцией между предпринимателями, а отсутствием госрегулирования, которое дает свободу для организации различных схем органами местного самоуправления. Эксперт считает ситуацию в Нягани абсолютно типичной и связывает ее с отсутствием государственного лицензирования различных видов похоронных услуг, которое действовало ранее. Также он обратил внимание, что контроль со стороны федеральных властей необходим для поддержания «качества» компаний, которые работают в сфере ритуальных услуг, что позволит избежать появления неопытных фирм-однодневок и, соответственно, возможности махинаций со стороны муниципальных властей.
«Рынок похоронных услуг должен быть не конкурентным, а жестко регулируемым со стороны федеральных властей. Надо дать право государству регулировать, кто имеет право работать на этом рынке», – отметил Павел Кодыш.
Завышение цен похоронными компаниями эксперт также связал с наличием неопытных игроков на рынке и манипуляциями на горе родственников умерших.
Если говорить о наделении определенной компании полномочиями специализированной, то тут, считает Кодыш, речь идет не о криминализации сферы похоронных услуг, а о возможной аффилированности властей с конкретной компанией.
«Разбираться надо с муниципальной властью. На сегодняшний день вся отрасль работает без государства. Государственное регулирование тут просто необходимо, а также утверждение требований для организаций по всей России», – подчеркнул президент союза похоронных организаций. «Свободной конкуренции за умершего не может быть», – подытожил эксперт.
Член комиссии по профессиональной квалификации в сфере похоронного дела нацсовета при президенте РФ Антон Авдеев рассказал «ФедералПресс», что в действиях администрации Нягани действительно есть признаки нарушения законодательства, так как в уставе коммерческой организации указано, что целью ее деятельности является получение прибыли и критерии ее работы налоговыми органы рассматриваются как доходы.
В общем эксперт обратил внимание, что большой проблемой похоронной сферы в России является отсутствие образовательной организации, которая готовила бы управленцев в сфере похоронного дела на региональном или федеральном уровнях.
Антон Авдеев обратил внимание, что в самой администрации могут не понимать, как организовать работу так, чтобы и была создана спецслужба, и не было нарушений антимонопольного законодательства.
Местные органы власти рискуют оказаться в ситуации, когда не могут дотировать эту сферу полностью и поэтому пытаются решить вопрос нехватки денег с помощью коммерческой организации.
«Следует обратить внимание на финансовый дисбаланс. Если действительно есть в бюджете деньги, то тогда надо искать личный интерес какого-то чиновника. Если этих денег нет, то они находятся в финансовой ловушке, и их неграмотность ставит их в такое положение», – подытожил эксперт.
Фото: ФедералПресс/Елена Майорова, ФедералПресс/Виктор Вытольский, ФедералПресс/Евгений Поторочин