Уходящая неделя запомнилась важными заявлениями Владимира Путина относительно внешней и внутренней политики. Активность президента была чрезвычайно высока. Он побывал как на «Российской энергетической неделе», так и принял участие в заседании дискуссионного клуба «Валдай». На заявлениях, сделанных главой государства, мы, разумеется, подробно остановимся. Однако еще одним важным, но почти незамеченным, оказалось событие в ЦИК РФ. В среду в Центризбиркоме прошел экспертный совет, на котором, в частности, рассматривался вопрос реформирования избирательного законодательства. Главные смыслы последних пяти дней мы обсудили с ведущими экспертами страны.
О мировом порядке и не только
В Сочи прошло XVI заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай», в котором традиционно принял участие президент Владимир Путин. Возрастающая роль Азии, влияние Востока на мировой порядок –вот, пожалуй, ключевые темы, о которых говорил Путин, обращаясь к многочисленным экспертам и главам других государств.
Российский президент выразил надежду, что, насколько ни были бы опасными «правовые лакуны» в области ядерных и ракетных вооружений, мировой порядок сохранится. Но мир вступает в эпоху, когда ситуация может быть и обратной. Это влечет определенного рода угрозы для международной политики. Глава государства подчеркнул, что невозможна универсализация мира. Нужно учитывать мнения и интересы разных стран: «Нужна система, при которой различные ценности, идеи, традиции сосуществуют», – подчеркнул президент.
Не обошлось и без вопросов внутренней политики. Владимир Путин рассказал о том, как Россия избежала гражданской войны в 90-е, отметив, что это был один из самых трудных периодов в истории страны. Помогли, по словам президента, патриотизм, мужество и редкое терпение и трудолюбие народов России.
Какие политические смыслы скрывает выступление Путина? И повлияют ли обозначенные заявления на вектор внешней и внутренней политики?
Комментирует политолог Дмитрий Фетисов:
«Я бы назвал эту речь призывом к уделению большего внимания азиатским и кавказским странам. При этом, по сути, выступление Путина сводилось к тому, что необходим мир в этом регионе и, соответственно, отсутствие вооруженных конфликтов, решение проблем терроризма. Не просто так Путин, опять же, подчеркивал опыт России в борьбе с терроризмом в Сирии, то есть в этом плане можно говорить о том, что внешнеполитический вектор России будет меняться от Европы в сторону Азии. В принципе, это и так и так у нас происходит в последние пару лет. Сейчас Путин обобщил это и подчеркнул. На мой взгляд, это основные моменты выступления, его корневая мысль. На внутреннюю политику это никак не повлияет. Во внешней можно ожидать серьезного, более активного включения России в работу с азиатскими странами. И, конечно, принципиальный момент, который подчеркивают многие эксперты, – от Путина вчера впервые прозвучало предложение о том, что Китай является союзником России».
Комментирует политолог Сергей Марков:
«Владимир Путин на таких форумах не изменяет внутреннюю и внешнюю политику, он на них объясняет логику российской внутренней и внешней политики. Здесь есть несколько важных факторов, которые мы должны понять. Первое – попытка зафиксировать то, что современный мир следует понимать не как руководимый Западом, а как сочетание различных интересов, цивилизаций, культур: и Запада, и Азии, и России, как тоже самобытной, уникальной цивилизации. Мы должны учиться строить, простраивать вот этот новый мир.
Владимир Путин ранее еще в Мюнхенской речи зафиксировал, что однополярный мир уходит в прошлое. Сейчас он еще раз фиксирует другую реальность. Мы вступаем в мир, где позиция азиатских стран должна уважаться. Не надо на них давить, и политика сдерживания Китая абсолютно не адекватна, недопустима, она провалится, и в этом новом мире никто Китай сдерживать не будет, потому что это невозможно, и потому что это идет против тренда развития человечества.
Владимир Путин зафиксировал, что мы вошли в этот новый мир. А сейчас мы должны осмыслить то, как нам строить отношения в этом новом мире. Здесь он тоже фиксирует одну важную вещь –сохранение международного права.
Второе – разные народы будут жить, исходя из разных традиций, разных систем ценностей, из разных идеалов, то есть нет единой западной модели. Есть равные модели, которые нужно уважать, в том числе это означает, что западная модель демократического парламентаризма, предположим, тоже является абсолютно не для всех одинаковой. Не надо ее навязывать. Западная модель экономики тоже не является очевидной, или западная модель СМИ тоже не должна для всего мира навязываться как одинаковая.
Еще Путин немного говорит про роль России. Он настаивает на том, что Россия является одним из гарантов мирового порядка, и она выполняет эту роль и будет выполнять ее. Путин призывает и западные стороны тоже выполнять это – не быть разрушителями мирового порядка, а быть гарантами, участниками построения».
И вновь об изменениях
В среду в ЦИК прошло расширенное заседание научно-экспертного совета, в котором приняли участие ведущие политологи, независимые эксперты, а также представители партий и средства массовой информации. В режиме дискуссии участники обсуждали самые резонансные вопросы, связанные с прошедшей в этом году избирательной кампанией.
Председатель ЦИК Элла Памфилова признала, что нет необходимости в кардинальных изменениях избирательного законодательства. Многие эксперты и представители партий заявили о том, что необходимы корректировки, связанные с электронным голосованием, сбором подписей и параметрами муниципального фильтра.
Сам Центризбирком не обладает законодательной функцией, поэтому писать законопроекты – задача парламентских партий. «ФедералПресс» поинтересовался у присутствовавших на заседании экспертов, стоит ли нам ждать перемен, и будут ли они оправданными?
Комментирует директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов:
«В своем вступительном слове Элла Александровна сказала, что ЦИК все-таки в своей деятельности по изменению законодательства зависит от архитектуры политической системы. Центризбирком видит, что система неэффективна, и выборы показали, что есть много моментов, которые требуют корректировки, но это должен понимать и политический блок. В первую очередь, Администрация президента. Если будет у политического блока запрос на реформу, в первую очередь, мы должны определиться, куда мы идем, какие цели, каковы основы государственной внутренней политики, и вот тогда ЦИК будет согласен и готов вносить изменения.
Исходя из своих полномочий, своих компетенций Центризбирком будет стараться оптимизировать процедуры в тех рамках, в которых возможно: с точки зрения внедрения электронных процедур – как сбора подписей, так и муниципального фильтра, где-то – совершенствования процедуры голосования, где-то устранения ненужных барьеров. Но это все лишь косметические вещи. Главное – определиться с базовыми целями и архитектурой всей внутренней политики».
Комментирует политический консультант Алена Август:
«Всегда сложно найти золотую середину. Допустим, муниципальный фильтр. Многие говорят о том, что необходимо было бы его смягчить. Разброс мнений – от «отменим вообще и забудем про это, как страшный сон», до «уменьшим этот процент и снизим требования муниципального фильтра». Но, с другой стороны, когда был введен муниципальный фильтр, это сделано было не случайно. Это было сделано как средство верификации людей, выходящих на выборы первого лица. Если у партии, у политической силы достаточно выстроена работа в регионе, то у них по умолчанию должно быть достаточное число муниципальных депутатов на всех территориях этого региона. Тогда муниципальный фильтр проблемой не является.
Но так как у нас практически все партии, в том числе оппозиционные парламентские, мало занимаются работой на низовом уровне, каждый раз случается какая-то невероятная истерика. Что мешает активно пойти избраться на муниципальном уровне и всем показать кузькину мать? Но получается, что партийным строительством заниматься никто не хочет, идти на уровень муниципального депутата никто не хочет, выигрывать выборы в законодательное собрание не сильно получается, а потом вот этот плач Ярославны.
У меня было ощущение дежавю от того, что происходило. Как Элла Александровны выдерживает – я не знаю».
«Российская энергетическая неделя»
В столице проходит форум «Российская энергетическая неделя». На дискуссионных площадках мероприятия обсуждается широкий спектр вопросов –это и цифровая трансформация отрасли, и новые тенденции ценообразования на рынке нефти, и инновационные подходы к производству энергии. Не обошли вниманием участники РЭН – 2019 и экологические вопросы.
Одним из ключевых событий форума стало участие Владимира Путина. И здесь президент вновь говорил о перспективах отрасли, в частности, о сделке по расширению ОПЕК, которая позволит сбалансировать рынок. Было много слов сказано об энергопроектах «Турецкий поток» и «Северный поток – 2», которые, по мнению президента, диверсифицируют маршруты поставок газа, убирают транзитные риски и укрепляют энергетическую безопасность Европы. Какие еще тренды можно подчеркнуть на РЭН – 2019?
Комментирует политтехнолог Марат Баширов:
«Это площадка, которая уже заметна на международной арене. Но начнем с наших. Порядка трех десятков губернаторов приняли участие в РЭН – 2019. Они участвовали не в качестве слушателей, а в качестве спикеров. Это очень важно. Как мы знаем, в регионах любой инвестор всегда ставит вопрос о доступе к электрической энергии, о доступе к воде, к земле и так далее, но все всегда начинается с электричества, и поэтому у любого губернатора спрашивают: а что у нас будет с точки зрения объемов резервирования, которые требуются для любого инвестора, чем бы он не занимался? Поэтому участие губернаторов в такого рода мероприятии очень важно с инвестиционной точки зрения, и это также важно с той точки зрения того тренда, который сейчас существует в части экологической политики. Российская энергетическая неделя собирает у себя на площадке и нефтяников, и химиков, и газовиков.
На эту площадку приехало очень много иностранных министров, которые отвечают за нефть и газ. Наиболее крупные – это представители из Венесуэлы, Нигерии, Саудовской Аравии и Ирана. Как мы знаем, и министру Ирана, и министру Саудовской Аравии задавали вопросы относительно той сложной ситуации, которая складывается в части разработки и поставки нефти на мировые рынки. Буквально с колес выступление каждого из них становилось на ленты, которые читают трейдеры и инвесторы.
Российская энергетическая неделя за последние годы превратилась в огромную площадку, у нее два учредителя – Министерство энергетики России и правительство города Москвы. Из площадки, которая несколько лет была известна только российским участникам, она превратилась в такую площадку, где люди не только обсуждают какие-то вопросы, а там заключаются сделки. Было подписано много соглашений между компаниями. Специально для этого готовились проекты, чтобы их подписать именно во время Российской энергетической недели.
Всех интересует, конечно же, один из ключевых вопросов – это будущее развитие ОПЕК. Прозвучали заявления, которые касались декабрьской сессии, где будет очередное решение о продлении объемов для того, чтоб поддерживать на стабильном уровне цены на нефть. Вторая площадка, которая была интересна инвесторам, касалась рынка развития СПГ. Это очень активно обсуждалась, потому что Россия является одним из крупнейших поставщиков сжиженного природного газа на мировые рынке».
Фото: kremlin.ru
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»