Некогда гордость отечественного машиностроения, сегодня «ЧТЗ-Уралтрак» пребывает в тяжелом состоянии. У него из года в год растут убытки, поставщики грозятся его обанкротить. Тем не менее помочь предприятию выбраться из финансовой трясины все-таки можно. Подробности происходящего – в материале «ФедералПресс».
Раз иск, два иск
На 31 октября в арбитражном суде Челябинской области запланировано рассмотрение дела по иску ООО «Торговый дом АТИ» из Санкт-Петербурга (поставщики теплоизоляционных и уплотнительных материалов) к предприятию «ЧТЗ-Уралтрак». Как следует из материалов дела, торговый дом требует признать «ЧТЗ-Уралтрак» банкротом и включить в реестр требований кредиторов его задолженность в размере свыше 558 тысяч рублей.
И это далеко не первый иск о банкротстве к челябинскому заводу. Ранее, в конце августа, аналогичный иск в тот же суд был направлен московской компанией «Альфа-Металл», занимающейся поставками алюминиевых полуфабрикатов. «ЧТЗ-Уралтрак» задолжал «Альфа-Металлу» почти 5 млн рублей, однако процедура банкротства запущена не была (цитируется «Коммерсантъ»).
Судя по картотеке арбитражных дел, лавина исков о взыскании денег прямо-таки накрыла «ЧТЗ-Уралтрак». В июне их было 13, в июле – 11, в августе – 22, в сентябре — 17.
Спектр взыскиваемых с «ЧТЗ-Уралтрак» сумм довольно широк. Так, проанализировав сентябрьские иски, можно увидеть, что ООО «Уральская энергосбытовая компания» хочет получить с предприятия почти 23 тысячи рублей, а ООО «Новатэк-Челябинск» – 6,450 миллиона.
Одновременно предприятие недозагружено, иначе бы в режим неполного рабочего времени не было бы переведено около 1,3 тысячи его работников (цитируется «Доступ»). 116 сотрудникам грозит увольнение.
Противоречивые оценки
Финансовое состояние «ЧТЗ-Уралтрака» явно оставляет желать лучшего. По данным базы Seldon, в 2016 году убыток завода равнялся 100,698 млн рублей, в 2017 году скакнул до 1,246 млрд рублей, а в 2018 году достиг отметки в 1,675 млрд рублей. «ЧТЗ-Уралтрак», похоже, пребывает в серьезном кризисе.
«На «ЧТЗ-Уралтраке» действительно сложилась непростая ситуация. Общий долг предприятия банкам и контрагентам по состоянию на конец сентября достигает 35 млрд рублей, чистые активы составляют почти 10 млрд рублей. При таком финансовом состоянии будь компания частной, она бы уже давно была объявлена банкротом», – указывает Нарек Авакян, начальник отдела инвестиций «БКС Брокер», добавляя, что теоретически любой иск о банкротстве может быть удовлетворен судом.
Иной точки зрения придерживается Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент», считая маловероятным сценарий с банкротством. «Во-первых, потому, что оно входит в крупный холдинг, который вряд ли допустит банкротство своей дочерней структуры, окажет ей помощь и поддержку. Во-вторых, суммы исков, насколько известно, не такие уж большие, и у предприятия есть возможность их погасить, нужно лишь разобраться и понять, почему это не было сделано вовремя. В-третьих, банкротство предприятия и для кредиторов не самый лучший выход, потому что, учитывая его масштабы, целиком процедура растянется на годы и кредиторы получат не все свои деньги, да и инфляция уменьшит их еще. Наконец, в банкротстве не заинтересованы власти региона, так как они теряют крупного налогоплательщика, будут ликвидированы рабочие места в области, что ухудшит социально-экономическую ситуацию», – перечисляет он.
Следы из пришлого ведут в будущее
Проблемы у «ЧТЗ-Уралтрака» начались не сегодня, они начались давно. Не последнюю роль здесь сыграл растущий импорт бульдозеров из-за границы, главным образом из КНР. Остановить его не смогли даже введенные Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в 2015 и 2018 годах антидемпинговые пошлины против китайских бульдозеров. Жалобы в ЕЭК подавал именно «ЧТЗ-Уралтрак».
Нельзя сбрасывать со счетов и возможные управленческие просчеты генерального директора Петра Переведенцева, возглавляющего «ЧТЗ-Уралтрак» с ноября 2017 года. Тогда ответственность за его действия несет «Уралвагонзавод», в который входит предприятие.
Кстати, есть предположение, что Петр Переведенцев является хорошим знакомым главы «Уралвагонзавода» Александра Потапова. Во всяком случае, судя по открытым данным, у Петра Переведенцева нет опыта работы на машиностроительном предприятии, и говорить о позитивных результатах его деятельности на посту руководителя «ЧТЗ-Уралтрака» не приходится.
Тем не менее «ЧТЗ-Уралтрак» явно предпринимает усилия по выходу из кризиса. Например, в сентябре компания объявила о запуске в серийное производство новой модификации бульдозера Б10М.6100, отличающейся пониженным расходом топлива.
Помимо этого, «ЧТЗ-Уралтрак» принимает заказы на изготовление штамповок, цельнокатаных колес, деталей к железнодорожным грузовым вагонам, то есть старается заработать, как только возможно. Его дочерняя структура, ООО «Технопарк «Тракторозаводский», предлагает в аренду офисы и склады и выставила на продажу широкий спектр недвижимости – пару столовых и два общежития, профилакторий и базу отдыха, земельные участки.
Бульдозерам и тракторам нет альтернативы
И все-таки главным направлением деятельности для «ЧТЗ-Уралтрака» остаются не сторонние заказы и сдача имущества в аренду, а производство и продажа бульдозеров и иной гусеничной техники на российском рынке, на котором царит жесткая конкуренция.
«Продукция «ЧТЗ-Уралтрака» представлена в основном в сегменте низких цен, где его бульдозеры с механической трансмиссией конкурируют с бульдозерами Shantui, Shehwa, Zoomlion и других компаний из КНР. Кроме того, «ЧТЗ-Уралтрак» представлен в среднем ценовом сегменте – там продаются бульдозеры с современной гидромеханической или гидростатической трансмиссией и улучшенной эргономикой. Здесь его конкуренты – «Четра», «Дормаш»», – констатирует Александр Осин, аналитик «Фридом Финанс».
Дмитрий Баранов в числе проблем, с которыми сталкивается «ЧТЗ-Уралтрак», указывает не только конкуренцию на рынке, но и уменьшение числа крупных проектов и сокращение объемов строительства, влияющих на заказы на гусеничную технику.
Рецептов много не бывает
Но совершенно очевидно, что положение дел на «ЧТЗ-Уралтраке» нуждается в радикальном улучшении. Рецептов здесь достаточно.
«На мой взгляд, выходом из кризисной ситуации была бы приватизация обоих предприятий – и «Уралвагонзавода», и «ЧТЗ-Уралтрака», причем желательно с перспективой вывода каждого из них на IPO. Частный собственник должен эффективнее управлять этими предприятиями, чем государство», – считает Нарек Авакян.
Он обращает внимание на сокращение внутреннего спроса на спецтехнику. В этих условиях, по его мнению, предприятию помог бы выход на внешние рынки.
Зато Дмитрий Баранов обозначил более широкий круг мер, способных вытащить «ЧТЗ-Уралтрак» из финансовой трясины. «Необходимо повышать эффективность деятельности предприятия, увеличивать производительность труда. Требуется сокращать расходы, избавиться от непрофильных активов, проводить политику бережливого производства, уменьшить потребление различных ресурсов. Масштабная автоматизация и цифровизация также могут помочь в улучшении ситуации. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции, в первую очередь продукции машиностроения, тоже может дать положительный эффект для предприятия. Имеет смысл расширять рынки сбыта, предложить потребителям больший, чем у конкурентов, уровень сервиса и обслуживания, это тоже может увеличить спрос на продукцию предприятия», – перечисляет он.
Кроме того, «ЧТЗ-Уралтраку» могут помочь власти Челябинской области, добавляет Дмитрий Баранов, не заинтересованные в потере крупного налогоплательщика и ликвидации рабочих мест, что ухудшит социально-экономическую обстановку в регионе. «Очевидно, что власти будут не только бить тревогу, в случае если процедура банкротства будет запущена, но и постараются помочь предприятию справиться с этой ситуацией. И хотя совсем исключать процедуру банкротства предприятия нельзя, скорее всего, этого не произойдет», – резюмирует он.
Пресс-служба «ЧТЗ-Уралтрак» на запрос «ФедералПресс» на момент публикации комментариев не предоставила.
Фото: пресс-служба«ЧТЗ-Уралтрак»