Уходящая неделя была полна слухов. Авторитетные издания и телеграм-каналы пророчили скорые кадровые решения в кабинете министров. Перед ожидающимися отставками губернаторов прошло совещание по вопросом ликвидации последствий наводнений, которое провел президент и которое стало поводом для обсуждения вопроса стабильности позиций некоторых глав субъектов. Удивительными оказались данные опроса Левада-центра, которые показали улучшающееся отношение россиян к Украине. Главные смыслы последних пяти дней мы обсудили с ведущими политологами страны.
Совещание в преддверии отставок
В преддверии сезонных отставок губернаторов Владимир Путин провел селекторное совещание, посвященное ликвидации последствий паводков в России. На нем президент выслушал отчеты губернаторов Иркутской области Сергея Левченко, Еврейской Автономной области Александра Левинталя и Амурской области Василия Орлова. До этого некоторые эксперты предрекали, что перечисленные главы субъектов могут вскоре покинуть свои посты.
Напомним, что летом этого года Иркутская область и ряд Дальневосточных регионов пережили наводнение. Наиболее сильно пострадал сибирский город Тулун. В преддверии совещания в Приангарье побывал вице-премьер РФ Виталий Мутко, который остался неудовлетворенным темпами ремонта жилья. Владимир Путин на прошедшем совещании потребовал от глав субъектов отчитаться о расходовании бюджетных средств, которые были выделены на выплату компенсаций пострадавшим. Президент дал понять – у него имеется информация о том, что деньги не доходят до граждан.
Так повлияет ли встреча у президента на судьбу глав субъектов?
Комментирует политтехнолог Константин Калачев:
«Всё так или иначе влияет на судьбу губернаторов. Путин призвал чиновников работать с душой и сердцем при ликвидации паводков. Чиновники не против. Если вы про просьбы к президенту, то глава ЕАО Левинталь уйдет в отставку отнюдь не за просьбу помочь с прохождениями отопительного сезона. Президент РФ Владимир Путин на совещании с правительством по результатам ликвидации последствий паводка на Дальнем Востоке и в Иркутской области заявил, что не должно быть никаких сбоев в прохождении отопительного сезона в регионах, пострадавших от летнего паводка. Может быть, не все доклады ему понравились. Но не будет оргвыводов по итогам совещания. Если кто-то и должен будет впоследствии уступить кресло новому человеку, так по совокупности причин, а не из-за не самого удачного доклада президенту».
Комментирует политтехнолог, автор телеграм-канала «Политджойстик» Марат Баширов:
«Это совещание точно повлияет на судьбу губернаторов, потому что на сегодняшний день вопрос перешел из плоскости просто реализации еще и в плоскость контроля. Этот контроль в первую очередь будет касаться исполнения тех обязательств, которые были взяты на себя регионами, при том что федеральное правительство выделило просто огромные деньги. Если посмотреть на Иркутскую область, то это в совокупности больше 50 млрд рублей. Эффективное распоряжение этими деньгами, конечно, будет проконтролировано и в части исполнения тех запросов, которые есть от населения.
В некоторых [регионах] обработано только 50% запросов. Губернаторы объясняли, что тому есть процедурные причины, сложности. Но тем не менее, все это сейчас переходит на контроль.
Мне кажется, что часть кадровых решений уже была запланирована, и они не были связаны с наводнениями. Например, идут разговоры по Еврейской Автономной области».
Комментирует политолог, эксперт по внутренней политике Илья Гращенков:
«Конечно, упрёки от лица президента – это прямое указание к тому, что нужно обновить методы руководства и, может быть, даже сами команды. Другой вопрос, кого именно можно считать виновным в плохой организации восстановительных работ. Если говорить о губернаторах, то ситуация не всегда однозначная. Например, в Иркутской области губернатор Сергей Левченко работал достаточно оперативно и с душой, однако главы муниципалитетов могли не всегда оперативно исполнять его команды. Кроме того, деньги на восстановление – федеральные. Значит, губернатор очень зависим от решений министра финансов, министра строительства и других профильных вице-премьеров. А потому это была хорошая встряска от президента.
Однако отставками она навряд ли закончится. Другой вопрос, что скоро у того же Левченко истекает срок полномочий. Возможно, что ему опять придётся попробовать выиграть эти выборы в конкурентной борьбе. По крайней мере, все шансы для этого у него есть, а на кого поставит федеральный центр – это уже вопрос межэлитных договорённостей».
Интернет полнится слухами
Пока губернаторские отставки затягиваются, интернет живет слухами о кадровых решениях в правительстве. На этой неделе говорили перспективах сразу двух высокопоставленных чиновников. Первый из них – министр здравоохранения Вероника Скворцова. Назревшие проблемы с медицинской помощью в регионах, постоянные протесты врачей только усугубляют ситуацию и внешне делают отставку вполне оправданной. Издание «Проект» сообщает, что Скворцова может покинуть свой пост после заседания президиума Госсовета по здравоохранению, который пройдет 31 октября.
Второй высокопоставленный чиновник, о котором писали СМИ и Телеграм-канналы, – глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Ему, напротив, пророчат взлет. Дескать, Орешкин станет первым вице-премьером. И под эти слухи тоже есть новостной фон – буквально сегодня ведомство сообщило о резком росте ВВП России в третьем квартале этого года: он ускорился до 1,9%.
Так стоит ли ждать ли ротаций в правительстве?
Комментирует директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин:
«В случае слуха про Скворцову важен контекст его появления. Чиновники утверждают, что в стране все хорошо с внутренней политикой и социально-экономической ситуацией, все под контролем, население довольно, и дальше будет еще лучше. Для демонстрации этого берутся какие-то завышенные планы, показатели, обещания – это нужно, чтобы получить одобрение здесь и сейчас. В итоге, поскольку показатели завышены и существующая ныне система способна к перераспределению ресурсной ренты, а не к созданию каких-то новых благ, то, естественно, эти завышенные показатели не выполняются. Тогда возникает необходимость поиска ответственных. Начинаются различного рода слухи о том, что мы не дотягиваем до целевых показателей.
В рамках этих информационных войн вбрасываются и слухи об отставке того или иного чиновника, что якобы уже принято решение. Тем самым посылается намек, что такого-то чиновника сделали ответственным за эти недоработки или провалы. Отсюда, я думаю, и появился слух о судьбе якобы грядущей отставке министра здравоохранения.
Что касается министра Орешкина, напомню, перед президентскими выборами был слух, что глава Минэка в фаворе у президента, что он – если не будущий премьер, то вице-премьер с расширенными полномочиями. Слухи были, а где сейчас Орешкин? Это во-первых. Во-вторых, представители элиты демонстрируют, что вес его не так велик: если бы он имел серьезный аппаратный вес, то тот же Володин ему не сделал такой выволочки при отчете. С вице-премьером Силуановым спикер Госдумы позволить такого себе ни в коем случае не смог.
У Орешкина есть пиарщики, группа поддержки, которая должна периодически демонстрировать, что позиции их шефа – заказчика – весьма и весьма прочны, а перспективы весьма неплохие. В рамках этой пиар-кампании и вбрасываются подобного рода слухи. Они касаются не только Орешкина. Скоро будут появляться слухи о повышении кого-то еще. Следует понимать, что серьезные перестановки в правительстве будут, скорее всего, в рамках транзита политической системы. А сейчас никаких перестановок не будет, если не будет каких-то серьезных форс-мажоров в экономической, социальной сфере, за которые необходимо будет снять министра».
Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:
«Прибавление Орешкину полномочий в элитном плане мало что меняет. Но с точки зрения конфигурации правительства это меняет многое. У нас два министерства являются противолежащими – Министерство финансов и Министерство экономического развития. Оно так и задумывалось, причем задумывалось товарищем Сталиным, если не товарищем Лениным. Госплан – это было министерство расходов, а теперь Минэкономразвития. Кстати, с точки зрения смыла название было более точное – это министерство, которое должно обеспечивать развитие и заниматься инвестированием в это развитие. Также существовал Минфин как Министерство доходов. Если [назначение] произойдет, то хотя бы не личностно, но формально, два министра станут вровень, потому что сейчас у нас первый вице-премьер Силуанов, то есть министр доходов является первым вице-премьером, а министр расходов не является никаким, тем более первым. Формально, с точки зрения бюрократической процедуры Силуанов сильнее Орешкина.
Сейчас равновесие нарушено и, на мой взгляд, это большая проблема. Мы стараемся увеличивать доходы и уменьшать расходы, понимая, что в результате этого доходы тоже уменьшатся, потому что, если корову не кормить, она-таки сдохнет, сколько бы молока она перед этим не дала. Министерство финансов нельзя за это порицать, потому что доить – это его работа, а вот кормить –работа Минэкономразвития».
Россияне вновь полюбили Украину
Отношение россиян к Украине улучшилось. Согласно данным исследования Левада-центра, 56% респондентов положительно относятся к соседу. Данный показатель оказался впервые на таком высоком уровне после Крымской весны. Социологи связывают это с приходом к власти президента Зеленского. Отметим, что в сентябре 2013 года к Украине хорошо относились 69% респондентов, а в марте 2014 на фоне референдума о присоединении Крыма к РФ этот показатель снизился до 52%.
А что показывает политическая картина? Улучшились ли отношения на государственном уровне?
Комментирует политтехнолог, автор телеграм-канала «Политджойстик» Марат Баширов:
«Если говорить про межгосударственный уровень, то, конечно, тут еще далеко все до радужных новостей, еще мало подвижек по Минским соглашениям.
Для населения России, для населения Украины выбор, который был сделан полгода назад, когда избирали господина Зеленского – это лучик надежды. На самом деле отношения между гражданами наших государств никогда не были в критической зоне. У очень многих людей родственники и на Украине, и в России. Многие (даже государственные служащие в России) родились на Украине. Например, министр энергетики Новак. Это малоизвестно, но тем не менее. Поэтому родственные связи гораздо больше значат для фона отношений. Эти связи не очень прерывались, несмотря на все, что происходило в последние пять лет на Украине.
Когда раньше опрашивали население России, люди реагировали больше на ужасающие преступления на Донбассе, которые они видели. Они видели, что царствуют нацбаты, что была серия действий государственных органов, которая касалась удушения Донбасса или ограничения доставки воды в Крым. Это вызывало в основном негативную реакцию у граждан России. А сейчас они надеются, что Зеленский начнет конфликт потихонечку нейтрализовывать, отсюда и рост этого доверия».
Фото: kremlin.ru
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»