горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
  1. Общество
Общество
Севастополь
0

«На одного батюшку с хорошей машиной есть сто, не имеющих ничего». Жизнь представителей религий в Крыму

храм
Крым традиционно является многоконфессиональным регионом

Крым традиционно является многоконфессиональным регионом. Только в Севастополе проживают представители 103 национальностей и насчитывается 98 официально зарегистрированных религиозных объединений. При этом на почве верований не бывает конфликтов. О том, как живут в соседстве мусульмане, православные и католики и с какими проблемами сталкиваются, «ФедералПресс» поговорил с экспертами

Православные севастопольцы жертвуют на католический храм

В Севастополе прошел молодежный форум «Диалог конфессий – основа национального единства». Это только второе мероприятие за два года, но организаторы уже видят результаты – заинтересованность молодежи в подобных событиях и ее активный интерес к теме религий.

Участие в форуме приняли лучшие студенты колледжей региона, а спикерами стали настоятель Свято-Александро-Невского храмового комплекса Северной стороны, протоиерей Михаил Викторов, руководитель отдела координации деятельности религиозных организаций Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя Раим Гафаров и представитель прихода Святого Климента Римско-католической церкви Алексей Завадский. Среди прочего темами конференции были участие представителей разных религий в годы Великой Отечественной и Крымской войны.

«В годы Великой Отечественной войны наш храм Святого Климента, к сожалению, был закрыт, а приход ликвидирован. По данным статистики, в Севастополе в то время жили всего лишь около десятка католиков. Из-за репрессий многие были сосланы. А вот в событиях Крымской войны католики принимали активное участие, защищая рубежи своей Родины. Севастополь вообще уникальная географическая точка в истории в плане единения конфессий – например, сюда были сосланы в свое время папа римский Климент и святой Мартин, которые объединяют католиков и православных», – рассказывает Алексей Завадский.

Храм Святого Климента был возвращен Римско-католической общине города в прошлом году. Активное участие в этом событии принимало правительство Севастополя, которое передало пустующее и заброшенное помещение бывшего кинотеатра «Дружба» католикам. Здание, построенное на деньги прихожан в XIXвеке, изначально и служило церковью. Теперь община ждет ремонта и реставрации фасада – разрешительные документы пока находятся в стадии оформления, процесс этот длительный. Ремонтировать будут на деньги прихожан, пока идут внутренние работы. Более того, Завадский рассказывает, что даже православные севастопольцы желают принять участие в восстановлении храма.

«Бабушка одна, православная, пришла. Говорит: хочу деньги пожертвовать на храм, мол, очень рада за вас. Это очень трогательно», – вспоминает католик, отмечая, что многим нравится красивый проект храма и севастопольцы очень благожелательно настроены к общине.

Сегодня в храме Святого Климента порядка 500 прихожан, однако в большие христианские праздники приходит больше. По словам Алексея Завадского, в такие дни в храме уже нет свободных мест и люди даже стоят в коридорах.

«При Украине радикальным исламским организациям было все дозволено»

По мнению руководителя отдела координации деятельности религиозных организаций Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя Раима Гафарова, Крым во многом особенный регион. Здесь уже много веков живут вместе православные, католики, иудеи и мусульмане. Но, к сожалению, в 1990-е годы, после развала Советского Союза и заката эпохи атеизма, в Крым начали проникать различные радикальные религиозные течения.

«В тот момент была некая духовная пустота, свои традиции многие потеряли, и эти вирусы извне начали проникать сюда. Начали внедряться иные, ложные, ценности. Раньше такого не было. Но из-за того, что у крымских татар был духовный стержень, эти веяния на них практически не повлияли, за исключением единиц. В других регионах, увы, иначе, у них нет такого спокойствия в этом плане», – рассказывает о ситуации с радикальным псевдоисламом в Крыму Гафаров.

Межконфессиональных столкновений, по словам Гафарова, в Крыму не было. Сам он исповедует традиционный ислам, который является мирной религией и противопоставляется экстремистским и радикальным течениям, имеющим пагубное влияние. Но, увы, в российском обществе все еще путают эти понятия.

«К сожалению, при Украине государственная политика была другая – таким организациям было все дозволено, никакой разницы между нами и ними практически не было. Настоящая религия несет только добро, но есть люди, которые пользуются незнанием другим. Для того чтобы заполнить этот пробел, мы активно занимаемся просвещением», – отмечает Гафаров.

Представители Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя стараются участвовать во всех площадках и конференциях наподобие севастопольского «Диалога религий», где можно открыто общаться и рассказывать о различиях между традиционным и радикальным исламом. Активно используют для просвещения и интернет: есть онлайн-уроки, эфиры на мусульманском радио.

Сегодня в Крыму живут около 600-700 тысяч мусульман, практически все из них сунниты. Однако мечетей все еще не хватает, несмотря на то, что в последние годы государство стало помогать в выделении земельных участков. Строятся мечети, как и все религиозные учреждения, за счет пожертвований.

«Обществу интересна уже не грязь, а система православия»

Настоятель Свято-Александро-Невского храмового комплекса Северной стороны, протоиерей Михаил Викторов говорит, что не нужно бояться открыто обсуждать тему религий и атеизма, задавать вопросы, интересоваться основами тех или иных конфессий, а нужно учиться слышать и слушать друг друга. Тем более что молодежь в Крыму активная и думающая, которая хочет услышать прямые ответы даже на неудобные вопросы.

«Как-то принято сейчас говорить, что современная молодежь не думает о вопросах духовно-нравственного характера, мол, в обществе потребления живем, у них другие ценности и морали. Они об том не говорят, потому что мы с ними об этом не говорим. Мы все играем в какую-то толерантность, а площадки, предназначенные для обсуждения острых тем, должны быть. Чтобы сохранять мир, нужно говорить о таких вещах. В который раз после подобных мероприятий ко мне подходят подростки и задают вопросы не только о личном. Спрашивают, например, что значит «блаженный» или почему слово «поп» стало негативно окрашенным», – рассказывает протоиерей Михаил Викторов.

На его взгляд, фейковая информация, распространенная в интернете, о том, что в России строится больше храмов, чем школ и больниц, выдумана для того, чтобы расколоть общество. Это, по мнению отца Михаила, сделано для дестабилизации государственной политики и социального мира. Негативной волны в отношении православной церкви после известного вопроса о строительстве храма в сквере в Екатеринбурге здесь, в Крыму нет

«Давайте разберемся, кто строит храмы, а кто школы. Храм строят люди, которые хотят этого. Собирается община, и при помощи крупного благодетеля, который такой же член общины, строится храм. Больницы и школы строит государство за казенный счет», – рассуждает протоиерей.

экспертное мнение
Александр Талипов
18.10.2019, 09:36

«В Крыму еще на этапе подачи документов у неугодных кандидатов в министры найдут 350 ошибок»

Сегодня интерес к православию в обществе приобретает несколько иные формы, чем, например, в 1990-е годы, когда люди начали посещать церковь и активно узнавать о православии, запрещенном в советские годы. На данный момент, говорит Викторов, молодые люди интересуются не только атрибутами и ритуалами, а законами церкви, возможно даже с критической точки зрения.

«Наблюдают: «Батюшка сел в хорошую машину». Сейчас не стремятся сразу приклеить ярлык на этого человека, а обращают внимание, что на одного батюшку с хорошей машиной сто батюшек, которые служат в деревнях и не имеют ничего – это лишь определяет его место службы. Они задумываются. Через критические вопросы они познают мир православия. Вот этот интерес у общества я вижу: ему интересна уже не грязь, а логика системы», – поясняет батюшка.

Протоиерей Михаил Викторов отмечает, что значительная часть людей приходит в церковь только получать, а выйдя из нее, живет так, будто ни Бога, ни церкви нет. И сегодня, по словам Викторова, церковь направляет свою проповедь на то, чтобы человек был не бездумным потребителем, а искренним носителем духовных ценностей.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Теги
религия
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1