Российские пассажиры обратились к министру транспорта с просьбой выяснить, почему прекращена продажа всех авиабилетов из Дальнего Востока. Фактически свыше четырех миллионов жителей ДФО остались без прямого сообщения со столицей России. Ситуацию, при которой частные компании решают, смогут ли люди попасть из одного конца страны в другой, прояснял «ФедералПресс».
В распоряжении редакции оказалось письмо за подписью Общероссийского объединения пассажиров на имя министра транспорта Евгения Дитриха. Согласно документу, пассажиры просят министерство выяснить, почему с 1 января 2020 года прекращена продажа всех авиабилетов из городов Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Магадан, в Москву. Фактически сложилась ситуация, когда более 4 миллионов жителей ДФО, остались без прямого сообщения со столицей России.
«Все задачи развития, о которых мы говорим, а главное – новые, современные стандарты качества жизни людей, требуют и совершенно другого уровня мобильности. Для Дальнего Востока это, прежде всего, развитая сеть авиаперевозок, доступные цены на билеты для полетов внутри региона, в Сибирь, в Центральную Россию, за рубеж», – сказал президент России Владимир Путин, выступая на пленарной сессии Восточного экономического форума в 2019 году.
«Невозможность покупки билетов заранее, серьезным образом влияет на планы людей отправиться на лечение, отдых, в рабочие или учебные командировки, данное обстоятельство также серьезным образом влияет на снижение делового климата указанного региона», – сообщается в письме.
Общероссийское объединение пассажиров от лица пассажирского сообщества Дальнего Востока попросило министра принять все необходимые действия для возобновления продажи билетов из городов ДФО в Москву и «взять данный вопрос на личный контроль до полного решения».
Основные авиаперевозки из ряда дальневосточных регионов осуществляет компания «Аэрофлот». Например, на сайте авиакомпании последний билет из Владивостока в Москву можно заказать на 31 декабря 2019 года. С 1 января – билетов нет в продаже. Нет рейсов из Петропавловска -Камчатского и ряда других городов. Из Якутска рейсы с 1 января есть, хотя ранее также появлялась информация об их отмене.
Первыми забили тревогу родители студентов, которые учатся в Москве, а на зимние каникулы приезжают домой. Они покупали билеты по так называемым «плоским» тарифам. Теперь добраться в столицу можно с пересадкой через Новосибирск, Екатеринбург, даже Краснодар, что занимает лишние часы. В общей сложности вместо восьми часов пассажиры будут вынуждены провести в полете до 15, а то и до 30 часов.
Дальний Восток – не выгодно
В пресс-службе Федерального агентства воздушного транспорта не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию по ситуации с обращением организации пассажиров. В настоящее время в ведомство «только поступили документы, вопрос находится на изучении», – добавили в агентстве.
«ФедералПресс» направил журналистские запросы с просьбой прокомментировать данную ситуацию в Министерство транспорта РФ и в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Продажа авиабилетов приостановлена. Я так полагаю, что перевозчик ждет принятия федерального бюджета, и сколько будет выделено средств на субсидирование авиаперелетов», – пояснил председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
По словам Зотова, в настоящее время авиакомпании пересчитывают рентабельность полетов. Компании уже получили компенсации за счет подорожания топлива. Однако остались ли перевозки рентабельными, еще неясно. Ключевая задача объединения пассажиров – возобновить прямые полеты из регионов Дальнего Востока. Из части дальневосточных субъектов продажа возможна. Это Якутск и Чукотка. Также открыты прямые рейсы в Улан Удэ и Читу. Продажу билетов не приостанавливала дочерняя компания «Аэрофлота» «Победа». В этой ситуации, по мнению Зотова, стоит ждать решения от министерства транспорта и Росавиации. Пока же остается воспользоваться рейсами с пересадкой, потратив время и деньги.
В дело вмешались депутаты Государственной думы, к которым обратились жители регионов, оставшихся без прямого авиасообщения. «Жители Дальнего Востока по сути оказались заложниками неэффективного менеджмента компании. Это фактически единственный перевозчик. Нет причин, которые могли бы оправдать подобную блокаду. Есть масса ситуаций, когда людям надо лететь, но билеты на январь они купить не могут», – прокомментировал депутат Госдумы Виктор Пинский.
По словам Пинского, комитетом Госдумы по транспорту и был подготовлен запрос к Минтрансу о тех мерах, которые принимаются в правительстве по решению проблемы.
«Мы не можем допустить развития этой ситуации. Министерство должно незамедлительно отреагировать», – добавил депутат.
Из-за отсутствия зимних перелетов возникла еще одна проблема, связанная с лечением и операциями дальневосточников в столице. Тяжело больные люди могут попросту не выдержать многочасовых перелетов, еще и с пересадкой в разных концах страны. Что делать людям в таких случаях – пока неясно.
Короли российского неба
Отечественные авиакомпании не впервые диктуют свою политику как пассажирам, так и государству. Многие помнят ситуацию в августе, когда пенсионерку не пустили на рейс из Москвы в Чебоксары из-за того, что у нее был небольшой перевес». Пока компания «Победа» предложила женщине «выбросить лишнее», и та выполнила просьбу, самолет улетел. Пассажирка опоздала на похороны. В ситуации разбирался депутат Госдумы Евгений Ревенко.
«Из прокуратуры пришел ответ о том, что директору авиакомпании внесено представление об устранении нарушения. Сколковский территориальный отдел управления Роспотребнадзора проводит административное расследование. Был нарушен закон, а Минтранс констатирует, что правила провоза ручной клади авиакомпании в той ситуации не соответствовали федеральным авиационным правилам», – пояснил Ревенко.
При этом свою политику в российском небе диктуют не только наши, но и зарубежные компании. И там «найти концы» бывает еще сложнее. Председатель комиссии Общественной палаты РФ по СМИ и массовым коммуникациям Александр Малькевич часто находится в перелетах. И с «Аэрофлотом» у него возникал прецедент, когда самолет не мог подождать несколько минут, в то время как из-за других туристов рейс задержали на полчаса. «Тогда компания пошла мне навстречу, выплатила компенсацию, и справедливость восторжествовала», – рассказал Малькевич.
Сегодня способов повлиять на политику авиакомпаний немного. По словам юристов, если пассажиры не хотят доводить дело до суда, то они могут обращаться с претензиями на качество перевозок в Росавиацию либо в Роспотребнадзор. Причем в последнем случае ведомство может принять жалобу даже без предварительного обращения в саму авиационную компанию в случае, когда несоблюдение правил перевозки пассажиров влечет за собой угрозу жизни и здоровью. Остается надежда, что на здоровье жителей Дальнего Востока многочасовые перелеты и траты не отразятся.
Фото: ФедералПресс / Полина Петренко