горячие темы Смотреть Скрыть
Политика
  1. Политика
Политика
Нижегородская область
0

Деньги на вырост. В Нижнем Новгороде стартует обсуждение бюджета региона

Глава Нижегородской области предлагает свое видение социальной направленности регионального бюджета-2020
Глава Нижегородской области предлагает свое видение социальной направленности регионального бюджета-2020

Какой бы бюджет обозримого будущего ни оказывался в центре внимания, всякий раз представители власти с гордостью подчеркивают: в этот раз он точно будет социальным. В этих словах заключена доля лукавства: любой бюджет социален по определению, потому что направлен на обеспечение нужд и потребностей общества. Однако понятно, что имеют в виду власти: сильному – работа, а слабому – забота. Какой же бюджет предлагают чиновники жителям Нижегородской области на следующие три года – в материале «ФедералПресс».

Каких-нибудь лет десять назад глава региона Валерий Шанцев поделился мечтой: добиться, чтобы доходная часть бюджета области перевалила за 100 млрд рублей. Мечта его сбылась, не сразу и не просто. Так и с бюджетом: расходы, то есть потребности, растут пропорционально доходам словно в безумной гонке, во что бы то ни стало пытаясь догнать и перегнать.

Тогда, лет десять назад, доходная часть бюджета превысила пресловутые 100 млрд рублей. Сегодня регион принимает бюджет сразу на три года – на год следующий и на плановый период еще двух предстоящих. И каждая из этих трех цифр в графе «прибыток» способна обрадовать любого, кто из, скажем, 2009-го научно-фантастическим способом материализуется сразу в октябре 2019-го. Доходная часть казны региона-2020 запланирована в размере 181,2 млрд рублей, в 2021 году регион должен иметь уже почти 189 млрд рублей доходов, а в 2022-м – и вовсе 191 миллиард с половиной. Прогресс налицо.

Предлагаемый сегодня нижегородцам основной финансовый документ трехлетия обладает по крайней мере двумя неоспоримыми достоинствами. Во-первых, здесь нет дефицита. Во-вторых, он и в самом деле имеет ярко выраженную социальную направленность. Основу нижегородского регионального бюджета по-прежнему составляют налоговые и неналоговые собственные доходы: в казне-2020 планируют собрать налогов на 148,3 млрд рублей, что на 11 % больше, чем сейчас; а безвозмездных поступлений (трансфертов сверху) – 30,7 миллиарда из 189 млрд рублей общей суммы доходной части.

«Законы следует исполнять, и плох тот, кто этого не делает»

Профицитность бюджета – едва ли не главная задача, которую сегодня ставит перед регионами правительство. Только мнения аналитиков по этому факту расходятся.

Политолог Виктор Лысов полагает, что бездефицитность – не более чем техническая деталь, которая позволяет руководству регионов играть в собственные игры. «Москва, например, уже некоторое количество лет формирует бюджеты с дефицитом, чтобы доказать федеральному руководству: в столице денег нет. Наш регион таких вольностей себе позволить не может и вынужден играть по установленным правилам. Что в свою очередь имеет как политические дивиденды (нравиться начальству всегда неплохо), так и вполне материальное измерение – трансферты, федеральные субсидии», – считает Лысов.

По словам эксперта, профицитность бюджета позволяет заменять коммерческие кредиты, которыми пользуются региональные правительства, на субсидии федерального центра, которые, в отличие от кредитов, выделяют под низкие проценты. «Профицитность и дефицитность таким образом оказываются своего рода бухгалтерскими играми», – пояснил Лысов.

Политолог Сергей Анисимов считает: если регион четко выполняет рекомендации правительства России, выстраивая профицитный бюджет, – это момент без оговорок позитивный. «Требование профицита для бюджетов регионов в последние годы приобрело определяющий характер и почти что статус закона. А законы следует исполнять, и плох тот, кто этого не делает. Полученные в результате преференции в том числе и позволяют сделать бюджет социально окрашенным, а это, конечно, не может не радовать», – поделился мнением Анисимов.

«Нужно решать любые задачи исходя из потребностей региона»

Что касается социальной направленности бюджета, то каждый раз, вне зависимости от региона, возникает вопрос: социальный бюджет или бюджет развития? Что же конкретно имеют в виду, говоря о социальной ориентированности бюджета Нижегородской области? Рaсхoды казны-2020 должны составить 182,1 млрд рублeй, рaсхoды нa 2021 гoд запланированы в сумме 188,8 млрд рублeй, нa 2022 гoд – 191,4 миллиарда. При этом большая их часть жестко распланирована в рамках специальных программ, в том числе и федеральных, таких как национальные проекты. Есть у региона и собственные бюджетные программы, их 34. Все они в основном имеют социальную направленность.

Глава Нижегородской области Глеб Никитин предлагает свое видение: сoциaльнo oриeнтирoвaнный бюджeт-2020 – этo в первую очередь сeрьeзнoe увeличeниe срeдств нa бoрьбу с oнкoлoгичeскими зaбoлeвaниями (зa счет фeдeрaльнoгo бюджeтa – 1,1 млрд рублeй, что нa 79 % вышe урoвня 2019 гoдa, зa счет области – 46,8 млн рублeй, годовой рост – 75,2 %). Главным образом здесь заложено строительство нового онкоцентра.

На национальные проекты пока запланировано 25 млрд рублей, однако когда федеральный бюджет будет проходить второе чтение в российском парламенте, эта сумма может вырасти вдвое.

Социально значимы и расходы на программы «Оздоровление Волги» (в конечном счете это и оздоровление живущих здесь людей; расходы составят 4,2 млрд рублей), «Чистая вода» (151 миллион), на развитие физкультуры и массового спорта (на эти цели предусмотрено 5 млрд рублей – почти вдвое больше, чем сейчас), многое другое.

«Мы втoрoй гoд пoдряд фoрмируeм бeздeфицитную прoгрaмму гoсудaрствeннoй гaрaнтии oкaзaния бeсплaтнoй мeдицинскoй пoмoщи. В кoнeчнoм счeтe этo нaш вклaд в здoрoвьe нижeгoрoдцeв», – считает губернатор.

«Может быть, когда-нибудь мы доживем до того момента, когда со спокойной душой обратимся к воплощению глобальных инфраструктурных проектов. Сегодня мы себе этого позволить не можем. Время такое: на все средств не хватит, приходится расставлять приоритеты. Так называемые первоочередные задачи и в самом деле являются первоочередными: снижение смертности, повышение рождаемости, здоровья, благосостояния. Решать их, вкладывая средства в социальную сферу, и означает формировать социальные бюджеты», – говорит Сергей Анисимов.

Виктор Лысов полагает, что для начала необходимо определиться в терминах. «Выбирая между бюджетом развития и социальной сферой, я бы предпочел первый. Но, опять-таки, что именно имеется в виду? Например, можно построить новую больницу – и это будет вложением в развитие. Однако ни больница, ни детский сад окажутся ненужными, если в них некому будет работать. И парадоксальным образом оказывается, что развитие – это повышение заработной платы медикам и педагогам, то есть вложения в социальную сферу. В любом случае делать что-либо для того, чтобы понравиться руководству страны, – это одно. Не уверен, что именно то же самое придется по нраву жителям Нижегородской области. Поэтому нужно решать любые задачи исходя именно из потребностей региона, определяя приоритеты как можно более безошибочно», – резюмировал Виктор Лысов.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Google Plus 1