Санкт-Петербургский госуниверситет обрастает скандалами. В октябре был поднят шум вокруг возможного переезда вуза из центра на окраины города. В ноябре на всю страну прогремела история с доцентом СПбГУ Олегом Соколовым, убившим и расчленившим свою сожительницу – аспирантку, которая была младше него на 40 лет. На этом фоне началась скрытая кампания против ректора Николая Кропачева, срок контракта с которым истекает 20 декабря. К чему может привести хайп вокруг второго по значимости вуза страны – в материале «ФедералПресс».
Осень. Псих. Ректор крупного вуза
Информационное пространство страны вторую неделю заполнено сообщениями о семейной драме доцента СПбГУ Олега Соколова. 8 ноября во время ссоры он застрелил сожительствующую с ним 24-летнюю аспирантку Анастасию Ещенко, затем расчленил труп и избавился от него по частям. Факт убийства стал известен почти сразу: 9 ноября наполеоноведа вытащили из реки Мойки с полным улик рюкзаком – отрубленными женскими руками и травматическим пистолетом. Доценту было предъявлено обвинение, он уже дал признательные показания.
Частный, хотя и громкий конфликт неожиданно получил широкий резонанс с политическим уклоном. В политических телеграм-каналах разошлось мнение, что некие интересанты намеренно раскачивают ситуацию с Соколовым, чтобы добиться отставки ректора СПбГУ Николая Кропачева. В Сети появилась петиция, косвенно обвиняющая руководство вуза в произошедшей трагедии. По данным на утро 18 ноября, под ней подписалось более 85 тысяч человек.
В частности, в петиции сообщается, что на Соколова неоднократно поступали жалобы от студентов. А одна из его бывших учениц рассказала, что доцент жестоко избил ее у себя дома. Обо всех этих фактах якобы докладывалось руководству вуза, однако никаких мер предпринято не было. Теперь подписанты требуют отстранить от должности Кропачева, его зама по безопасности Елену Шарыгину, директора института истории СПбГУ, под чьим руководством трудился Олег Соколов, и первого проректора Елену Чернову. Эту тему активно подхватили СМИ разных уровней.
Пикантность положения в том, что СПбГУ наряду с МГУ имеет особый статус и не подчиняется Министерству образования и науки. Все решения относительно вуза, равно как и заключение и расторжение трудового контракта с ректором, принимаются непосредственно правительством и президентом РФ.
Николай Кропачев в свое время был преподавателем премьер-министра Дмитрия Медведева, а затем и его руководителем во время работы на юридическом факультете. Президент Владимир Путин также является выпускником этого юрфака. Считается, что Кропачев по-прежнему вхож в ближайшее окружение первых лиц страны. Кроме того, он рассчитывал на автоматическое продление контракта. Известно также, что Кропачев заявился на выборах в РАН на звание члена-корреспондента, и теперь хайп вокруг истории с Соколовым, к которой притянуто руководство вуза, сильно вредит его планам.
По мнению политолога Марата Баширова, никакой подоплеки в этой ситуации нет, это просто общественные фобии. «Есть подход желтой прессы, а есть подход объективный. Желтая пресса интерпретирует все, что происходит в этом мире, с точки зрения фобий. А нормальная пресса интерпретирует с точки зрения рисков и развития общества. Осень, псих – какое это имеет отношение к ректору? Никакого», – подчеркнул эксперт.
Противоположное мнение выразил старший преподаватель кафедры политологии РГПУ им. Герцена, депутат петербургского заксобрания Борис Вишневский. «Кампания против ректора, безусловно, есть. Было бы странно, если бы этого не происходило. У любого ректора всегда есть недоброжелатели», – сказал депутат. Но ответить, кто конкретно может стоять за этой кампанией, эксперт затруднился.
Отвлекающий туман
Помимо медийной атаки, к ситуации подключилось и заксобрание Петербурга. В конце прошлой недели депутат Максим Резник сообщил, что по его инициативе и при поддержке фракций КПРФ и «Справедливая Россия» были подготовлены поправки в ФЗ «Об образовании» и «Об МГУ и СПбГУ». В частности, предлагается вернуть автономность этих вузов, а также выборность ректоров. 13 ноября на заседании заксобрания с участием сенатора Андрея Кутепова Резник заявил, что необходимо добиться смены руководства СПбГУ и того, чтобы контракт с Кропачевым не был продлен.
Сенатор тогда уклонился от ответа на вопрос Резника о том, как он относится к этим предложениям, сказав, что сначала нужно ознакомиться с документом. Однако он отметил, что в последнее время поступает много обращений, которые просят перевести федеральные учреждения в региональное подчинение.
Накануне стало известно, что Госдума рекомендовала принять во втором чтении поправки в закон «Об МГУ и СПбГУ», позволяющие президенту продлевать полномочия ректоров неограниченное количество раз без оглядки на их возраст. По сути поправки петербургских депутатов противоречат позиции федеральных властей, а требование общественности (и, возможно, стоящих за ними частных интересантов) отправить в отставку Кропачева – мнению первых лиц страны.
По мнению Бориса Вишневского, в таком контексте реализовать законодательную инициативу Максима Резника маловероятно. «Я поддерживаю эту инициативу: ректоры должны избираться. Но шансы, к сожалению, небольшие, поскольку у федеральной власти другая позиция», – сказал депутат.
«Это рефлексия людей, которые пытаются найти свое какое-то значимое место внутри этих событий, – отозвался об инициативе петербургских депутатов Марат Баширов. – Не было бы Соколова, это бы случилось или нет? Это спекуляция людей, которые думают, что они занимаются политикой, а на самом деле занимаются поиском своего места в этом сообществе».
Директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников также назвал действия петербургских парламентариев «попыткой красивого пиара» и отметил, что, когда принималось решение об СПбГУ, мнения депутатов не спрашивали, не спрашивают и сейчас. По его словам, нет ничего необычного в том, что кто-то играет против Кропачева, поскольку не бывает крупного руководителя, у которого бы не было противника. Но шансы, что оппонентам ректора поможет спекуляция с историей Соколова, нулевые.
«Никогда президент Российской Федерации не прогибался под давлением в медиапространстве. Кропачев может уйти в отставку и найти другое, не менее уважаемое место работы, только если это решение готовилось заранее. Если решено Кропачева оставить, его оставят. И то, что сейчас происходит в медиа, к реальной жизни никакого отношения не имеет», – сказал эксперт.
Солонников также предположил, что поднявшаяся вокруг этой истории информационная волна – не более чем отвлекающий туман от какого-то другого, действительно значимого повода. «Вместо того чтобы обсуждать какие-то темы в социально-экономической жизни страны, все сейчас обсуждают чокнутого профессора. Прекрасная голливудская тема, когда хвост виляет собакой. Пиарно, красиво, шумно, к жизни не имеет никакого отношения», – резюмировал политолог.
Напомним, до ситуации с профессором-расчленителем внимание общественности было сосредоточено на информации о переезде СПбГУ из центра города на окраины Пушкинского района. Против этого также была создана петиция, прошли акции протеста. Активно распространялось мнение, что идея о переезде пролоббирована людьми, которые имеют виды на освобождающиеся в случае переселения объекты вуза.
На сайте СПбГУ сообщается, что подходит к концу обработка предложений от сотрудников, студентов, выпускников вуза и всех желающих касаемо развития нового кампуса. «По результатам этой работы будут сформулированы решения, которые будут включены в техзадание на проектирование», – уточняется в отчете о ректорском совещании, прошедшем в конце октября.
Ранее в Смольном сообщали, что Дмитрий Медведев дал поручение о выделении средств на проектные работы для строительства нового кампуса СПбГУ, которое запланировано на 2022–2026 годы.
Фото: spbu.ru