В России многими десятилетиями копятся отходы. Зловонные горы заняли миллионы гектаров плодородных земель. В то же время новые мусороперерабатывающие комплексы, в которые инвесторы вложили деньги, стоят без сырья. Дело в том, что мусоровозам дешевле отвезти отходы на полигоны, где цена за прием мусора ниже. В худшем случае машины вообще не доезжают до полигонов, а горы ТБО загрязняют ближайшие леса, овраги, карьеры, поля и воду. Между тем решить проблему можно, уверены эксперты. По их мнению, правительство может обеспечить приток доходов в бюджет за счет правильной системы обращения с отходами. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».
Экономические потери от ухудшения качества окружающей среды из-за захоронения отходов и связанных с ними экономических факторов в России составляют от четырех до шести процентов ВВП (без учета ущерба здоровью людей). Такие данные содержатся в Стратегии экологической безопасности, рассчитанной до 2025 года. Навести порядок в отрасли, создать современную отходоперерабатывающую индустрию президент РФ Владимир Путин призвал еще в 2008 году, но пока это не удалось.
Подножка для реформы
Причин, по которым в России сегодня мусор приносит лишь убытки, несколько. «Во-первых, сфера обращения с вторичными ресурсами в постсоветский период «ушла в тень». По сути, подлежащее переработке вторсырье, отобранное из общей массы отходов, зачастую продолжают продавать за наличный расчет. Без оформления по бухгалтерии и без уплаты налогов. Советом безопасности признано, что доходы от мусорного бизнеса в России, как и в остальном мире, сопоставимы с доходами от игорного и наркобизнеса. Однако подводная часть мусорного айсберга на порядки превышает видимую верхушку», – говорит председатель правления – научный руководитель АНО «Равноправие» Наталья Соколова.
В качестве наглядного примера она приводит ситуацию с подмосковным полигоном Кучино – одним из крупнейших объектов по приему отходов в РФ. Когда в 2017 году его закрывали экологические органы, то пришлось привлекать и правоохранительные органы в связи с выявленной «двойной бухгалтерией» в офшорах. Доходы от продажи отобранного вторсырья вообще не отражались официально. Виновные лица были привлечены к уголовной ответственности, но подобная ситуация пока существует и на многих других мусорных полигонах, где неофициально сортируются отходы.
Кроме того, сегодня в России отсутствует не только необходимая развитая инфраструктура и логистика рециклинга отходов, но не открыт даже законодательно установленный «зеленый коридор» возможностей развития рынка вторичных ресурсов. В реалиях нынешнего правого поля любое вещество или предмет можно приравнять к отходу. Что создает дополнительные административные барьеры для легального использования вторсырья законопослушным и социально ответственным бизнесом.
«Очевидно, что при всех усилиях по проведению мусорной реформы вновь упускается важный момент – недооценивается роль промышленных предприятий. Ведь только их активное вовлечение в систему обращения с отходами и вторичными ресурсами сделало возможным европейский успех «3 R» / трех «П» (Reduce. Reuse. Recycle – Понижай потребление. Повторно применяй. Перерабатывай). По данным Росстата, в России отходов, потенциально пригодных для вовлечения в хозяйственный оборот из отечественной промышленности, в 50 раз больше, чем аналогичного вторсырья в составе коммунальных отходов. И это даже без учета гигантского количества вскрышных пород и отвалов в горнодобывающей промышленности», – напоминает Наталья Соколова.
Европейский опыт
Положительные примеры грамотного обращения с отходами, которые приносят деньги, есть во всем мире, но особенно в этом отличились европейские государства. Так, для развития рециклинга в Евросоюзе внедрена система измерения и отслеживания процента вторичных материальных ресурсов, которые возвращаются в экономику. Чем выше этот коэффициент, тем ниже нагрузка на окружающую среду. По данным Евростата, в среднем по ЕС этот коэффициент вырос за период с 2004 по 2016 годы с 8 % до уровня выше 11 %.
Пожалуй, лучший зарубежный пример внедрения системы управления отходами – Германия. По данным Всемирного банка, в прошлом году оборот этой высокорентабельной отрасли в стране достиг отметки в 100 млрд евро, что вдвое больше оборота агропромышленного комплекса Германии. «Достичь показателей вклада отрасли обращения с отходами в ВВП нашей страны, сопоставимых с немецкими показателями, в ближайшие десять лет по объективным причинам весьма трудно. Но можно хотя бы начать двигаться в эту сторону», – предлагает научный руководитель АНО «Равноправие».
Она напомнила, что в сентябре этого года Минпромторг РФ внес в правительство законопроект, регулирующий обращение с вторичными ресурсами. Это, по мнению эксперта, дает надежду на решение острых задач в этой сфере со стороны власти.
Условия для развития
Реформы в отходоперерабатывающей отрасли России невозможно представить без принятия необходимой законодательной базы по использованию вторсырья в производстве. Причем такие нормативные акты уже разработаны. В частности, Минпромторг и правительство РФ подготовили ряд документов, определяющих порядок отнесения отходов к вторсырью, автоматизированный цифровой учет операций, рыночные механизмы поощрения использования вторсырья в производстве продукции. Но останавливаться на этом нельзя, уверены эксперты.
«Должна создаваться система нормативов и специальных требований к вторсырью и его использованию. Нужны меры господдержки для создания промышленной инфраструктуры системы управления вторичными ресурсами. В этом случае главным драйвером создания отходоперерабатывающей отрасли и потребителями вторичного сырья станут именно промышленные предприятия. Ведь они напрямую заинтересованы в снижении энергозатрат и повышении ресурсной эффективности при производстве», – говорит Наталья Соколова.
Она предлагает не повторять чужие ошибки, а воспользоваться лучшими практиками Европы, а также собственным опытом – эффективной системой сбора «утильсырья», работающей в Советском Союзе. «В нашей стране впервые в мире использовалось вакуумное трубопроводное транспортирование отходов, которое потом «взяли на вооружение» в современных ОАЭ, Швеции, Великобритании, США, Испании, Франции», – напоминает эксперт.
Подобная советской система способна обеспечить прозрачность движения вторсырья, а также решить вопрос декриминализации сферы обращения с отходами. Вместе с тем в стране повысится конкурентоспособность российских экспортно ориентированных компаний за счет создания «зеленого имиджа» экспортируемой продукции на международном рынке, появится возможность системно привлекать малые и средние предприятия в отходоперабатывающую отрасль. При должном содействии государства прогнозируемый объем отходоперерабатывающей индустрии России, по оценкам экспертов АНО «Равноправие», к 2030 году может превысить 1,5 трлн рублей в текущих ценах.
Фото: Екатерина Лазарева / «ФедералПресс»