На Среднем Урале в одном муниципалитете за другим обостряется политическая ситуация. Причинами тому становятся возможные разборки местных бизнесменов, которые, по мнению наблюдателей, пытаются решить свои проблемы через давление на городские власти. Очередной «жертвой» может стать назначенный в прошлом году мэр Серова – пятого по величине города Свердловской области – Василий Сизиков. Причиной называют его конфликт с местным подрядчиком, имеющим большой опыт противостояния властям. О том, как разбирательства из-за некачественного асфальта могут создать новую «горячую точку» на Среднем Урале и почему бизнес вдруг начал «раскачивать лодку», – в материале «ФедералПресс».
Успех протестов против застройки сквера в Екатеринбурге неожиданным образом отозвался в других городах Свердловской области. Бизнесмены, работающие с муниципальными властями, пытаются добиться преференций, организовав собственное протестное движение. Недавно «ФедералПресс» писал о ситуации в Сысерти, где в политическую плоскость пытаются перевести конфликт одной из похоронных фирм с администрацией кладбища. Тем временем на севере Свердловской области решили воскресить оппозиционное движение «Серов – это мы», принимавшее активное участие в выборах в серовскую думу в 2017 году. Казалось бы, к чему? По мнению наблюдателей, дело может быть связано с бизнесменами-дорожниками.
«В скором времени, в течение, может быть, месяца, будет открыта приемная, в которой будет сидеть юрист. Он будет оказывать населению бесплатные услуги, в основном в написании жалоб и писем в администрацию Серова, на имя губернатора, на имя президента», – сообщил корреспонденту «ФедералПресс» основатель движения, владелец компании «Монолитстрой» Павел Козяев.
Как сообщил источник «ФедералПресс», причиной внезапной активизации движения может стать конфликт между Козяевым и главой города Василием Сизиковым из-за муниципальных подрядов. По данным Seldon.Basis, в последний год «Монолитстрой» не выиграл в Серове ни одного тендера, в то время как ранее ситуация была несколько иной: нельзя сказать, что компания была постоянным победителем аукционов, но время от времени что-то да получала. Сам бизнесмен считает, что фаворитом городской администрации является конкурирующая фирма «Стандарт Строй», наладившая связи в управлении капстроительства еще при предшественнице Сизикова Елене Бердниковой.
Один из крупных контрактов на ремонт дорог был разыгран летом. «Сделано было под подрядчика, близкого к администрации, я со своей фирмой хотел участвовать, два раза торги отменил через ФАС. В третий раз я уже участвовать не стал. В городе все делается под «Стандарт Строй», – рассказал Козяев.
Примечательно, что после отказа Козяева участвовать в конкурсе «Стандарт Строй» передал часть работ на субподряд компании «Первый бетонный», которую также связывают с бизнесменом. Совладелица и начальница гаража предприятия Ольга Касаткина одновременно руководит управляющей компанией «Серов – это мы», ранее известной под названием «УК ЖКХ Монолитстрой». Сам Козяев заявил корреспонденту «ФедералПресс», что «Первый бетонный» принадлежит его знакомому.
С приемкой работ, выполненных «Первым бетонным» по договору субподряда, возникли проблемы: экспертиза показала, что качество асфальта ниже требуемого. Через считанные дни «Первый бетонный» подал заявление о ликвидации. Козяев объяснил, что причиной нарушений стали некачественные материалы из Карпинска.
По словам источника «ФедералПресс», в городе также распространяется слух о создании ячейки штаба московского оппозиционера Алексея Навального. Как говорит собеседник агентства, возможно, что инициатором может выступать как раз Павел Козяев. Сам бизнесмен не исключает сотрудничества с оппозицией самого разного спектра: «Пока я точно ни с кем не связан, никаких переговоров я не вел ни с Навальным, ни с кем-то еще. Я сам по себе пытаюсь сделать жизнь в Серове лучше. Но не исключаю, что мы с кем-то объединимся. Не знаю, кто это будет – Навальный или кто-то еще. Много же людей: [депутат саратовской облдумы от КПРФ Николай] Бондаренко, Навальный, [член политсовета Партии роста Дмитрий] Потапенко. Хорошие люди, которые желают добра».
А вот координатор екатеринбургского штаба Навального Ирина Норман сообщила корреспонденту «ФедералПресс», что пока создание ячейки в Серове не планируется.
Стоит отметить, что опыт политической борьбы у Козяева уже есть. На выборах 2017 года сотрудники «Монолитстроя» и «Первого бетонного» составили костяк кандидатов в депутаты от движения «Серов – это мы». Предвыборная борьба сопровождалась скандалами, наиболее курьезным из которых стала кража листовок «Единой России», которые, по версии партийцев, были уничтожены на «Первом бетонном». Оппозиционеры назвали заявление провокацией. Победить на выборах им не удалось, а после назначения главой города ставленника областных властей Василия Сизикова Серов практически исчез из политической повестки.
Использование структур Навального в целях решения бизнес-конфликтов вполне возможно, считает директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, руководитель Экспертного клуба Екатеринбурга Анатолий Гагарин. «Сама история этой организации говорит о том, что она используется разными заинтересованными субъектами или группами», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс». Обстановку в Серове же политолог считает в целом стабильной.
«Протест против храма в Екатеринбурге поддерживается искусственно»
«Инструмент понятен: воспользоваться протестным механизмом, чтобы оказывать давление на местную власть. Насколько схема будет адекватной и эффективной в данном случае, большой вопрос. Во-первых, Серов – не Екатеринбург с его либеральными традициями, а промышленный город, где все несколько иначе. Во-вторых, переведение экономических споров в политическую плоскость далеко не всегда является разумным. Администрация города поступила абсолютно законно, когда не стала оплачивать некачественно выполненные работы. Даже слухи о том, что будут использованы протестные механизмы, только усугубят ситуацию для данного предпринимателя», – сказал корреспонденту «ФедералПресс» директор исследовательского центра «Аналитик» Андрей Мозолин.
Политолог объясняет тренд на организацию протестов локальными бизнесменами несколькими факторами. «Технологии использовании политического протеста для решения экономических задач не один и не два года. Но сегодня технологии стали настолько доступными, что ими начинают пользоваться практически везде», – говорит он. Вдохновляет их и успешное использование протеста против строительства храма в екатеринбургском сквере для давления на власть. «Безусловно, органам власти нужно очень быстро и четко реагировать, чтобы ситуация не усугублялась», – заключил Мозолин.
«Любой бизнес интересует в первую очередь прибыль, и он использует все инструменты для достижения своей цели. Нынешняя эпоха показывает, что протест может быть достаточно весомым и эффективным инструментом», – подтвердил доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин факультета социальных и экономических наук РАНХиГС Игорь Загарин. По его мнению, рост числа конфликтов с участием муниципальных администраций может стать поводом для их более жесткого встраивания в «вертикаль власти».
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Мирошников