Крупнейший в России международный проект современного искусства завершит свою работу 1 декабря – речь идет о 5-й Уральской индустриальной биеннале. Выставка проходит в Екатеринбурге с 2010 года, и каждый раз у проекта своя тематика. Чем запомнился этот год любителям современного искусства, как художники обыграли тему бессмертия и причем тут оптико-механический завод – в материале «ФедералПресс».
В этом году в Екатеринбургепроходит традиционная Уральская индустриальная биеннале. Главной темой выставки стало «Бессмертие». В основном проекте приняли участие 76 художников из 25 стран. 23 художника – представители России. Организаторы рассказывают, что всего на биеннале была представлена 91 работа, что стало для них приятным сюрпризом. С каждым годом растет не только количество художников, но и число посетителей. Если в 2010 году мероприятия посетили 60 тысяч человек, то в этом году цифра увеличилась почти вдвое – 115 тысяч. Несмотря на то что мероприятия будут проходить до 1 декабря, организаторы и представители администрации города и Свердловской области встретились с журналистами, чтобы подвести главные итоги прошедших мероприятий.
«Екатеринбург превратился из межрегионального центра в город международного значения»
Так, начальник управления культуры администрации Екатеринбурга Илья Марков особенно отметил, что важным нововведением в этом году стала медиация. Это новый способ взаимодействия с аудиторией, который предполагает активное вовлечение посетителей в диалог и совместное творчество. Главная цель медиации – дать зрителю интересный опыт независимо от его глубины познаний в искусстве.
«С точки зрения формы это безусловный образец реализации культурных проектов», – отметил Марков.
Комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова подтвердила, что медиация стала важным явлением для организаторов. Еще одной гордостью биеннале в этом году она назвала работу с Уральским оптико-механическим заводом имени Э. С. Яламова. Именно это предприятие стало одной из площадок мероприятий.
Генеральный директор завода Анатолий Слудных отметил, что это был большой опыт для завода, – существенная часть пространства производства была отдана биеннале, в то время как на других этажах работа продолжалась.
«Это было для нас смело, но надеюсь, многие по достоинству оценили такой подход», – говорит Слудных.
В итоге площадку посетили более тысячи нынешних и бывших сотрудников завода. Они смогли по-новому взглянуть на пространства, в которых провели значительную часть своей жизни. Директор предприятия отметил, что сотрудники с радостью выстроились в очередь, чтобы посетить выставку.
Прудникова же рассказала, что специально для сотрудников завода была организована медиация «Биеннале для технарей».
«Этот специфический подход необходим для людей, которые, возможно, не имеют опыт переживания искусства», – подчеркнула комиссар.
Также она рассказала, что была подготовлена программа для людей старшего поколения. По социологическим исследованиям прошлой биеннале организаторы выяснили, что их основная аудитория – женщины 35 лет с семьями. На втором месте молодежь. И если с этими двумя аудиториями организаторы уже научились взаимодействовать, то со старшим поколением работа началась впервые.
Еще одной важной частью работы с новой аудиторией Прудникова назвала лекции для заключенных СИЗО и воспитанников колонии для несовершеннолетних. Устраивая такие мероприятия, организаторы хотели донести мысль, что биеннале открыта для всех и доступна каждому. Также велась активная работа с инклюзивными проектами. Самым масштабным мероприятием стала саунд-скейп-лаборатория, проведенная шведскими специалистами. Для обеспечения доступности биеннале для посетителей с особыми потребностями было создано три проморолика на русском жестовом языке, рассказывающих о биеннале.
Куратор публичной программы Дмитрий Безуглов рассказал о мероприятиях, которые уже прошли и еще пройдут в рамках биеннале.
«Мы немного сместили ставку с того, как проходила биеннале прошлых лет. В этот раз мы хотели сделать динамику, чтобы каждый месяц у нас проходили крупномасштабные события, чтобы собрать различную аудиторию и в то же время сделать камерные события», – поделился Безуглов.
Он рассказал, что первая неделя была наполнена симпозиумами на различные темы. Для этого было приглашено множество экспертов, которые проводили дискуссии в кинотеатре «Колизей». Сейчас организаторы занимаются составлением архива всех материалов симпозиума – большая часть из них записывалась и транслировалась.
Еще одним проектом для сохранения памяти о биеннале станет каталог со всеми инсталляциями. Об этом в видеообращении рассказала куратор основного проекта биеннале Шаоюй Вэн. Она также рассказала, что наблюдает за ходом выставки через социальные сети и очень гордится тем, что посетители фотографируются с инсталляциями и рассказывают о них друзьям.
Положительный опыт проведения мероприятий отметили не только организаторы биеннале, но и заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков. Он отметил, что биеннале стала составной частью культурной жизни Екатеринбурга и региона.
«Бывая в других регионах, мы сталкиваемся с реальными ассоциациями – биеннале и Свердловская область. Тем более что, развивая тему промышленной культуры, мы говорим об этом достаточно много», – отметил Креков.
Также заместитель губернатора затронул подготовку к Универсиаде 2023 года. Он рассказал, что сейчас ведется активная подготовка к проведению не только спортивных, но и значительных культурных событий. Учитывая положительный опыт проведения биеннале, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев уже проговорил ряд вопросов, связанных с культурным обеспечением Универсиады.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева