Законодательное собрание Санкт-Петербурга утвердило законопроект о бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год. Прошедшее 27 ноября последнее, третье чтение было формальным и на суть документа не влияло. И хотя в целом параметры городской казны благодаря социальной направленности оцениваются положительно, остаются вопросы к самой процедуре их утверждения. Почему принимать не значит влиять и мог ли Петербург получить другой бюджет –в материале «ФедералПресс».
Поправки не обсуждаются
Бюджет Санкт-Петербурга на следующий год получил итоговую визу городского парламента. Последнее чтение завершилось скромными техническими правками. Дискуссия и предложения со стороны депутатов регламентом предусмотрены не были. В итоге, хотя основные параметры городской казны и изменились в ходе рассмотрения проекта (что стало скорее следствием поправок, внесенных губернатором Александром Бегловым), существенно повлиять на главный финансовый документ города оппозиционно настроенные депутаты не смогли.
В ходе второго чтения поправки всех депутатов, за исключением фракции «Единая Россия», не получили поддержки парламентского большинства. Но были утверждены две масштабные поправки, внесенные губернатором Александром Бегловым.
Лидер фракции «Яблоко» в заксе Борис Вишневский охарактеризовал этот момент как «политико-финансовое лукавство», поскольку регламент позволяет либо принять, либо полностью отклонить внесенные во втором чтении поправки. Нельзя изъять из них какие-то отдельные моменты, прокомментировать их на заседании (это может сделать только автор поправки или его представитель. – Прим. ред.) и даже просто задать вопросы.
«Почему через неделю после первого чтения (срок внесения поправок) Смольный предлагает столь масштабные изменения ко второму? Они неделей раньше всего этого не знали – что надо поправить целый ряд статей? Отвечаю: это делается затем, чтобы избежать дискуссии относительно содержания этой масштабной поправки. Чтобы перенести наиболее спорные предложения (типа транспортной реформы) именно в эту поправку», – заявил Вишневский у себя в соцсетях.
Напомним, в одной из поправок ко второму чтению губернатор предложил сократить субсидии перевозчикам, что в итоге приведет к существенному увеличению стоимости проезда в общественном транспорте при разовой оплате.
Александр Беглов представляет проект бюджета в заксе 30 октября
Замруководителя фракции «Справедливая Россия» в заксе Надежда Тихонова в разговоре с «ФедералПресс» поддержала мнение коллеги. «Да, к сожалению, во втором чтении идет голосование пакетом. Для нашей фракции это всегда дилемма. Потому что среди этих поправок есть как плюсы, так и серьезные минусы. Если бы мы голосовали по-отдельности, разбирали [эти предложения] на комитетах, мы бы что-то поддержали, что-то нет. Хотелось бы по-другому эти поправки обсуждать, чтобы парламент был местом для дискуссий», – пояснила депутат.
Руководитель фракции «Партии роста» в заксе Оксана Дмитриева отметила, что возможность губернатора Петербурга вносить ко второму чтению поправки, которые меняют основные параметры бюджета, расходится с федеральной процедурой и бюджетным кодексом. И правильнее было бы не изменять данные по дефициту и расходам после принятия в первом чтении. Депутат отметила, что из-за этой особенности парламент Петербурга в принципе мало влияет на бюджет.
«Но дело не только в этом. Можно перестроить работу над бюджетом, а можно не перестраивать, если есть добрая воля правительства и финансового блока, которые могли бы просто более внимательно относиться к профессиональным предложениям депутатов. Но чтобы депутатские поправки к бюджету проходили, они должны быть четко проработаны еще на стадии подготовки проекта и на стадии второго чтения. Это если мы действительно хотим влиять, а не просто публично заявлять ради пиара», – отметила лидер фракции «Партия роста».
Составляется как-то втайне…
Однако участие в предпроектной подготовке, как выяснилось, также вызывает у депутатов трудности. «Мы готовы в этом поучаствовать, но дело в том, что проект составляется исполнительным органом власти, как мне кажется, как-то втайне, – поделилась мнением замруководителя фракции КПРФ в заксобрании Ирина Иванова. – Мы получаем уже готовые контрольные цифры на нулевых чтениях в августе. И дальше все бегают ручейком в комитет финансов в попытках расставить приоритеты. Только расставляются они не там, а чуть ли не в федеральном центре на основании нацпроектов и нацпрограмм».
Ирина Иванова также отметила, что все происходит в спешке, которая неуместна при таких больших объемах информации, тем более что ко второму чтению петербургские депутаты столкнулись с масштабными поправками из Смольного. «Это ж надо было таким образом умудриться, что ко второму чтению положить еще один бюджет. Получается, депутаты должны забыть, что читали в первом чтении, и основываться теперь на чтении втором. [Из-за этого] создается впечатление, что депутаты ничего не умеют и ничего не хотят читать. Но это не так, я прочитала весь [проект]. И у меня было очень много вопросов. Но их просто невозможно успеть задать по каждой поправке», – сказала Ирина Иванова.
Проект бюджета - объемный, многотомный документ, на изучение которого депутатам даются сжатые сроки
Справедливоросс Надежда Тихонова не согласилась с тем, что закс не влияет на проект бюджета. «У нас идет большая фракционная работа с комитетами: это и переписка, и рабочие встречи, и изменения законодательства. Мы понимаем, где нужно просить дополнительное финансирование, и дальше идет точечная работа. Где-то удается это допфинансирование получить», – сказала депутат. При этом Надежда Тихонова признала, что многие поправки, внесенные фракцией в этом году, не были проведены.
Депутаты от «Единой России», чья поправка – единственная из предложенных фракциями – была принята на втором чтении, также считают, что парламентарии не пассивны в формировании проекта бюджета. Лидер фракции Александр Тетердинко отметил, что многие противоречия по проекту бюджета снимаются депутатами еще на стадии нулевых чтений. Кроме того, позицию партии учитывает губернатор до внесения документа в законодательное собрание. «Так что депутаты имеют возможность влиять на бюджет, и мы это делаем. Только делаем без популизма, без пиара, в отличие от отдельных оппозиционных депутатов», – подчеркнул парламентарий.
По мнению политтехнолога, директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова, Петербург все-таки отличается на общем фоне страны тем, что здесь проходят хотя бы какие-то дебаты и предложения по бюджету, тогда как в большинстве субъектов он принимается автоматом практически без изменений. Это связано с тем, что система принятия бюджета в законодательных органах власти сильно упрощена. «Проект рассматривается всего на нескольких заседаниях, хотя это основное, для чего вообще существуют депутаты. Эта процедура должна быть гораздо серьезнее и шире. Депутаты должны профильно работать со структурами исполнительной власти при формировании бюджета, а не просто рассматривать огромные тома документа, которые большинство депутатов не в состоянии изучить», – сказал эксперт.
«Молчание едрят»
Депутатский корпус «Единой России» в заксобрании шестого созыва представлен 35 парламентариями. Единороссом является и председатель закса Вячеслав Макаров: он секретарь петербургского отделения партии власти. Итого 36 человек – абсолютное большинство, с которыми работают 14 депутатов от других партий. На одном из заседаний по бюджету депутат Максим Резник отметил, что «Единая Россия» просто не голосует при рассмотрении поправок оппозиции. «Вроде как высказали сочувствие поправке: такое, как я называю, «молчание едрят». Ничего не делаем, вроде не против, но инициативу не поддерживаем», – заметил депутат.
Политолог Александр Конфисахор назвал это позицией слабых людей. «Тактика, когда просто отказываются голосовать, таким образом не давая возможности провести поправки оппозиционеров, говорит о том, что им просто нечем ответить. Типичные штрейкбрехеры», – отметил эксперт.
По мнению Дмитрия Солонникова, ничего странного и нового в этой позиции нет, такие вещи происходят в каждом парламенте. «Поправки не поддерживаются и пролетают, потому что не набирают нужного количества голосов, но зато никто из партии «Единая Россия» не будет публично уличен в неполиткорректности, что он проголосовал против. Он не проголосовал против, он просто не проголосовал: юридически это не то же самое и для информационного поля это разные вещи. Так что это понятный ход народных избранников. Можно голосовать против, можно показывать свою яркую позицию, почему так проголосовал, а можно делать вид, что ничего не происходит», – прокомментировал политолог.
Александр Тетердинко объяснил тактику своей фракции бессмысленностью обсуждения вносимых поправок. «Если поправка пуста, ничем не обеспечена, что по этой поправке какое-то мнение выражать? Потому что обсуждать нечего. В основном поправки оппозиции абсолютно пустые, популистские, ничем не подкрепленные. Они были внесены для того, чтобы определенные фамилии депутатов, которые их вносили, попали в сообщения СМИ, вот и все. Поэтому мы в эти игры играть не будем», – сказал руководитель фракции «Единой России».
Директор Центра регионального развития Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Сергей Андреев также раскритиковал процесс принятия нового бюджета и позицию парламентариев. «Депутаты в этом составе просто пассивны. Служат холуями, которые вылизывают руку дающего. А локальные протесты на систему не влияют», –высказал мнение эксперт.
В итоге бюджет Петербурга был принят при поддержке 39 депутатов. Бюджет неоднократно был назван социальным: на соцподдержку в следующем году будет направлено почти две трети городской казны.
Ранее городское правительство поставило перед собой задачу увеличить бюджет города к 2024 году до 1 трлн рублей.
Фото: assembly.spb.ru, gov.spb.ru.