Top.Mail.Ru
Общество
Республика Крым
0

Пешком в Крым. На Украине хотят запретить перевозки на полуостров

граница
Граница Крыма может оказаться на замке для украинских гастарбайтеров и туристов, путешествующих автобусом

Украинские власти намерены бороться с пассажирскими перевозками, которые осуществляются в Крым. Сегодня они идут нелегально – официально попасть на полуостров можно только пешком или на личном автотранспорте. Особенно возмутил украинскую сторону тот факт, что за такие услуги часто берутся деньги в рублях. Как сегодня люди добираются с Украины в Крым и что будет, если Киев все-таки начнет ловить нелегалов, – в материале «ФедералПресс».

Шутки кончились

В конце ноября глава Генической госадминистрации в Херсонской области Андрей Онищенко объявил «войну» перевозчикам, которые переправляют людей с Украины в Крым. Он планирует перекрыть все пассажирские перевозки, которые идут из Геническа и Новоалексеевки (там находится конечная станция украинской железной дороги) на полуостров.

«Я очень огорчен тем вопросом, что некоторые перевозчики, забирая людей с поезда, едут напрямую в Крым, берут деньги в российских рублях. Шутки кончились, будем реагировать в полной мере. Если вам нужны факты – зайдите в интернет. Вон с Новоалексеевки едут напрямую в Симферополь и Севастополь. Такого больше не будет в нашем районе», – заявил Онищенко, добавив, что не допустит, чтобы украинцы ездили на заработки в Крым.

Геническ находится прямо напротив окончания косы Арабатская стрелка, с которой он соединен автомобильным мостом через Тонкий пролив. Геническ и Новоалексеевка являются последними крупными украинскими населенными пунктами перед контрольным пунктом въезда-выезда «Чонгар» (с российской стороны – МАПП «Джанкой»). Еще один пограничный переход, «Каланчик», находится западнее, с юга к нему проезжают через Армянск и одноименный пропускной пункт. Другой автомобильный пункт пропуска «Перекоп» находится напротив украинского пункта «Чаплинка».

«Транспортное сообщение сегодня плохое между Украиной и Крымом ввиду частичной транспортной блокады, но люди тем не менее сотнями тысяч ездят в Крым. Они официально доезжают до Новоалексеевки, например, – их же не всех возят нелегальные перевозчики? А потом с другой стороны границы можно взять машину или сесть на автобус. Так что в борьбе с нелегалами я ничего плохого не вижу, тем более заявления идут от главы Геническа, – он на своей территории и будет бороться, а вот через Перекоп как ездили, так и будут ездить», – политолог Ростислав Ищенко ничего критического в заявлениях украинской стороны не видит.

Борьба с двух сторон

Официально никакого регулярного транспортного сообщения между Крымом и Украиной нет. Все маршруты заканчиваются в районе последних крупных украинских пунктов перед границей, и добраться на полуостров можно лишь своим ходом через пограничные пропускные пункты. Неофициально возят как владельцы частных авто, решившие подзаработать, так и крупные транспортные компании – нелегалы. Причем проехать можно и напрямую, без пересадки на границе. Например, билет на автобус Киев – Симферополь стоит в районе 2000 рублей. С 2016 года Киев запретил провозить пассажиров в салонах авто через КПП, но за скромную сумму в 200–300 гривен бывалые водители легко могут договориться с украинскими таможенниками и провести в салоне двух-трех пассажиров. Остальные идут через КПП пешком, а на нейтральной полосе и после российской границы снова садятся в автобус.

Билет с пересадкой стоит на 100–200 гривен дешевле аналогичного билета на прямой рейс. В этом случае с крымской стороны пассажиров встречает уже другой автобус, но той же компании. Правда, иногда люди жалуются, что после границы их просят «доплатить» ранее не оговоренную сумму.

По данным правительства Крыма, только в Джанкое работают и возят от границы 147 транспортных средств, в Красноперекопске – 104. Они работают в основном на украинских номерах. Понятно, что украинские перевозчики работают нелегально и никаких разрешений у них нет, а значит, и за безопасность перевозок они не отвечают.

«Такие автобусы не застрахованы, не укомплектованы аптечками, а за техническим состоянием транспорта никто не следит. Никто также не контролирует, в каком режиме труда и отдыха работает водитель. Они сутками напролет носятся по трассам, и основная причина ДТП с участием таких автобусов – водитель заснул за рулем, так как просто физически устал от недосыпа и нагрузок», – рассказывает экс-министр транспорта Крыма, глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов региона Анатолий Цуркин.

Бороться с нелегалами, которые возят пассажиров от пунктов пропуска на границе с Украиной, решили и в Крыму. В июле этого года глава республики Сергей Аксенов поручил министерству транспорта разработать комплекс действенных мер – от крупных штрафов до конфискации транспортных средств.

Только за первый месяц в крымском управлении автоинспекции составили уже 216 протоколов по фактам нелегальных перевозок через границу, а двенадцати украинцам, которые организовывали такие перевозки, запретили въезд на полуостров.

Сегодня до границы с Украиной запущены дополнительные официальные рейсы из Симферополя. С автовокзала предприятия «Крымавтотранс» в крымской столице до пограничных пунктов «Джанкой» и «Перекоп» ежедневно ходят 11 рейсов. Стоимость билетов составляет от 216 до 375 рублей.

«В Крыму с нелегалами начали активно бороться в этом году. Нелегалы не платят налоги, а значит, казна теряет приличную сумму. И если борьба с ними будет идти с двух сторон, украинской и российской, то обе страны только выиграют. Как и сами пассажиры, которые станут ездить в более комфортных и безопасных условиях. Но только если на Украине решат сделать все популярные маршруты официальными, а не просто запретить перевозки в Крым», – считает Цуркин.

Тариф вырастет

Эксперты уверяют, что такой критической ситуации, как в декабре 2014 года, не будет – слишком уж хорошо налажен бизнес на перевозках по обе стороны границы. Тогда, напомним, без предварительного предупреждения Киев прекратил железнодорожное сообщение с Крымом накануне новогодних праздников. Поезда стали доходить только до станции в Новоалексеевке, а автобусное сообщение еще не было налажено.

С вокзала люди брали такси стоимостью по 100 гривен с человека (примерно 300 рублей по курсу того времени), чтобы доехать до Чонгара, а потом шли пешком. На украинском и российском КПП образовывались километровые очереди – люди, в том числе пожилые и с маленькими детьми, в непогоду с чемоданами и рюкзаками простаивали в среднем по 4–8 часов. Тогда, как назло, не повезло с погодой – зима была снежная и морозная, а ветер доходил до 20 метров в секунду. Между двумя границами предстояло еще пешком преодолеть нейтральную зону в пять километров, а после ловить попутку, так как никакие автобусы с российской стороны тогда не ходили. Все это еще и в темноте – вместе с транспортной блокадой Украина, напомним, объявила Крыму блокаду и энергетическую. Но спустя несколько месяцев транспортное сообщение наладили частные перевозчики.

экспертное мнение
Гирей Бекиров
25.11.2019, 15:11

«Лучше держать деньги на депозите, чем вкладывать в высокорисковый Крым»

«Нет никакой блокады Крыма. Есть меры, которые обеспечивают защиту Украины от диверсионных групп», – заявлял тогда украинский лидер Петр Порошенко.

«У нас в Крыму в 2014 году тоже говорили о том, что, мол, зачем нам ездить на Украину, что мы там забыли у этих «бандерлогов»? Такие заявления звучали на уровне Госсовета и Совмина. Но чем больше мы будем запрещать, тем больше будет расти нелегальный сектор. Все равно люди будут ездить через границу, потому что людям надо ездить. Запретят автобусы – будут ездить на легковых автомобилях, просто тариф вырастет. Любой запрет ведет к подорожанию тарифа – все считают свои риски», – уверен Цуркин.

Между тем эксперты сомневаются, что Украина будет ужесточать транспортную блокаду, особенно на фоне заявлений, которые звучат в последнее время. Экс-президенты Украины Леонид Кучма и Леонид Кравчук недавно предложили Владимиру Зеленскому снять энергетическую, торговую, водную и транспортную блокады с полуострова, а после обновления железнодорожного вокзала в Новоалексеевке пошли слухи и о запуске движения поездов с украинской стороны в Крым. Украинский министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил о возможности возобновления полноценного транспортного сообщения. Но после того как радикальные политики обвинили его в «легитимизации оккупационного режима», министр поспешил отречься от своих слов и начал отвечать на вопросы весьма расплывчато.

«Тему Крыма активно реанимировал в информационном поле Владимир Зеленский, который постоянно говорит, что любит полуостров. И как следствие эту тему стали эксплуатировать и все остальные украинские политики, в том числе на местном уровне, и особенно на приграничных территориях. То, что заявил господин Онищенко, противоречит уже установившимся правилам: отменить перевозки в Крым совсем – это самоубийственно, так как слишком много людей связаны родственными отношениями и постоянно пересекают границу, и озлобить эту часть людей неразумно. Поэтому на государственном уровне, скорее всего, все останется как прежде», – говорит политолог Александр Форманчук.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.