Тюменцы все чаще попадаются на уловки мошенников. Схемы и истории становятся настолько изощренными, что подвох не чувствует даже осведомленная молодежь. За сутки в области регистрируется от 3 до 20 обращений в полицию по поводу мошенничеств. Особенно жаркой стала предновогодняя пора. На что ведутся тюменцы, переводя миллионы, и почему полиции не удается справиться с потоком обмана – в материале «ФедералПресс».
Крючок для доверчивых
В текущем году тюменская полиция зарегистрировала 1548 обращений по поводу бесконтактных мошенничеств, то есть совершенных с помощью телефонов и интернета. А это значит, что каждый день в среднем четыре-пять человек приходят в правоохранительные органы и пишут заявление о том, что их обманули. По словам руководителя пресс-службы УМВД по Тюменской области Светланы Новик, в некоторые дни количество обращений достигает 20, особенно увеличивается частота таких жалоб в предновогодние праздники. А если учесть, что не каждый пойдет писать заявление в полицию, можно уверенно говорить о гораздо больших масштабах.
Суммы, которые мошенникам удается выудить у тюменцев, доходят до шестизначных цифр.
Так, в конце октября тюменка обратилась за помощью на сайт экстрасенсов. Ясновидящий, который взялся снимать порчу с горожанки, трудился удаленно и просил немалые деньги за грязную работу. Какой эффект имело исцеление, неизвестно, а вот банковский счет женщины похудел на 1,3 миллиона рублей.
Более чем миллиона лишился и житель Тюменского района. В начале октября ему позвонили из службы безопасности банка, сообщив о взломе базы данных и угрозе снятия средств со счетов клиентов. Мужчина оказался бдительным, на обман не повелся. На следующий день ему поступил звонок уже якобы из силовой структуры. Лжесотрудник заверил, что базы взломаны, угроза реальна, нужно принять меры. Следом снова вышел на связь заботливый сотрудник банка, предложивший переложить деньги на другой счет. Что и сделал тюменец.
Почти месяц обрабатывали мошенники жительницу Тюмени. Однажды на ее телефон позвонил человек и, представившись сотрудником одного из госучреждений, сообщил, что за ранее приобретенные БАДы ей полагается солидная компенсация. Мол, витамины были признаны бесполезными, преступники задержаны. Теперь идет выплата компенсаций пострадавшим. А чтобы получить обещанные 500 тысяч компенсации (за покупку, кстати, на 10 тысяч рублей), нужно было оплатить страховку в 20 тысяч. Мелочь по сравнению с полумиллионом. Выплаты – то страховку, то налог, то госпошлину – женщина делала в течение нескольких недель. Сначала тратила свои, потом заняла у родственников, а после влезла в кредит. Теперь поиском похищенных средств занимается полиция.
Кстати, по словам Светланы Новик, истории с бонусами, компенсациями и прочими перспективами получить некую крупную сумму взамен на небольшую, входят в тройку самых популярных схем, на которые попадаются тюменцы. Также в топе сообщения о том, что банковская карта временно блокируется или необходимо остановить транзакцию. Но примерно треть заявлений связаны с ложными онлайн-покупками. Это самый популярный сценарий обмана.
Число мошенничеств выросло
Общей суммы, которой за год лишились тюменцы, пойдя на поводу у мошенников, в местной полиции не называют. Такие данные неизвестны и в целом по стране. Однако некоторые организации подсчитывают украденные суммы по отдельным схемам мошенничеств. Так, к примеру, по данным «Лаборатории Касперского», только за вторую половину года у россиян выманили 7 миллиардов рублей комиссиями за липовые выигрыши. Сбербанк, в свою очередь, подсчитал, что объем телефонного мошенничества с 2017 года вырос в 15 (!) раз.
По данным МВД, число преступлений с банковскими картами выросло за год более чем в четыре раза. На начало сентября было зарегистрировано 10,3 тысячи преступлений, квалифицированных как мошенничество с использованием электронных средств платежа.
«Уголовные дела, которые заводятся по данным фактам, относятся к категории труднораскрываемых. Ситуация может происходить в Тюмени, жулик при этом находится во Владивостоке, а деньги будут сниматься вообще в Калининграде. Распутать этот клубок очень непросто. Преступники крайне изобретательны, но объединяет все схемы одно – ставка на особенности психологии человека. 90 % решений люди принимают на эмоциях», – говорит руководитель пресс-службы Светлана Новик.
И действительно, специалисты банковского сектора говорят: кражи денег за счет компрометации банковских карт сошли на нет, зато сейчас в тренде – рассылки и звонки от мошенников. Аферисты давят на эмоции человека, чтобы вынудить его совершить нужные действия: узнать данные карты, код из СМС, перейти по ссылке, перевести деньги на указанный счет. И что важно отметить, речь сейчас не идет о доверчивых пожилых людях, как раньше, – на уловки мошенников попадается и осведомленная молодежь.
«Главный прием мошенников – застать врасплох. После чего в зависимости от ситуации: обрадовать или сильно напугать, сказать, что решение (спасение) есть, и рассказать схему действий, а затем держать человека под контролем, пока он не совершит нужные действия – отдаст деньги, совершит покупку, заключит договор или что-то другое», – говорит психолог Марина Антонова.
Рассчитывать потерпевшим не на что
В полиции признают: лишь небольшой процент дел, связанных с бесконтактными мошенничествами, удается раскрыть. В остальных случаях рассчитывать потерпевшим особо не на что – шансы вернуть утекшие кому-то в карман деньги практически равны нулю.
Рассуждая о причинах волны мошенничеств, захлестнувшей нашу область и страну в целом, эксперты сходятся во мнении: всему виной безнаказанность. Да, есть статья Уголовного кодекса (ст. 159. – Прим. ред.), однако для начала жулика надо поймать.
«Полиция, увы, неповоротливая и неподготовленная. Отсутствует материальное оснащение, особенно техническое. Нет хороших кадров, которым такие дела могли бы быть под силу. Что касается киберпреступности, есть специальные отделы, но и с ними довольно сложная ситуация. В Москве, например, существует всего одно специальное техническое подразделение, которое подчиняется ГУВД и которое физически не справляется с работой. Если мы говорим про киберпреступность, то она также по территориальному принципу расследуется в регионах. И, к сожалению, региональные отделы в этом вопросе просели», – говорит юрист, старший преподаватель РАНХиГС, доцент кафедры гражданского права Всероссийского государственного университета юстиции Андрей Некрасов.
Классическая правоохранительная система не до конца повернулась лицом к этой проблематике, полагает интернет-омбудсмен, член генерального совета «Деловой России», президент «Радиус Групп» Дмитрий Мариничев. Безнаказанность и нежелание государства уделять этому должное внимание с точки зрения неотъемлемости наказания так и будут провоцировать бурный рост преступных действий в этой сфере.
«Деньги же не по воздуху передаются, а транзакционно, а значит, все равно оставляют след. Эти манипуляции можно отслеживать на уровне технологической среды, а для этого правоохранительные органы должны сотрудничать с участниками рынка и достаточно быстро и четко отслеживать такие мошеннические действия и находить преступника. Но в этом-то и загвоздка. Классическая система не дозрела до технологической ответственности. И сейчас этот переходный период, который и позволяет мошенникам процветать и втягивать в преступную сеть все большее количество людей», – уверен Мариничев.
Эксперт добавляет, что стоило бы усилить контроль цифровых финансовых активов, к которым относятся и безналичные деньги, с точки зрения перетекания их из рук в руки и невозможности использования финансов, полученных преступным путем. То есть должны быть и технологические ограничения, и достаточно серьезные наказания.
А пока критически важным в деле сохранности личных накоплений остаются профилактика и самообразование. Крайне важно знать элементарные правила безопасности и следовать им. В этом сходятся и эксперты, и полиция, и представители банков.
Фото: ФедералПресс/Елена Майорова,ФедералПресс/Евгений Поторочин, ФедералПресс/Денис Кочкин