Top.Mail.Ru
Нацпроекты
Республика Крым
0

А деньги верните. Крым не успел с реализацией нацпроектов из-за чиновников и подрядчиков

Ялта
Крым не успел потратить в 2019 году почти 1,8 млрд рублей, которые Москва выделила на реализацию нацпроектов

Крым не успел потратить в 2019 году почти 1,8 млрд рублей, которые Москва выделила на реализацию нацпроектов. Глава региона традиционно устроил чиновникам публичный выговор, пообещав, что теперь они будут работать без выходных и поездок на море, а деньги вернулись в федеральную казну. О том, как в Крыму реализуют нацпроекты и почему не все задачи удалось выполнить, – в материале «ФедералПресс».

Без моря и выходных

В Крыму к национальным проектам пока не привыкли ни рядовые граждане, ни чиновники. Пять лет все внимание было направлено на реализацию федеральной целевой программы социально-экономического развития региона, и вот в 2019 году чиновникам добавилось головной боли из-за нацпроектов. Всего их в Крыму реализуется 11, то есть все, кроме «Науки», которая разработана под федеральный уровень.

Общий объем финансирования региональных проектов на весь срок их реализации, то есть с 2019 по 2024 год, составляет порядка 78 млрд рублей. Львиную долю из них выделяет федеральный бюджет, остальные средства берутся из республиканской казны. Больше всего денег потратят на безопасные и качественные дороги (25,5 млрд рублей), демографию (21,1 миллиарда) и здравоохранение (14,2 миллиарда), с которым, как недавно заявил Владимир Путин, в Крыму все гораздо хуже, чем в целом по России. Значительно меньше потратят на программы нацпроекта «Жилье и городская среда» (6,4 млрд рублей), а меньше всего достанется культуре (0,2 миллиарда). Но это деньги на определенные задачи, параллельно идет финансирование тех же направлений в рамках ФЦП и бюджетного планирования. На основе федеральных программ разработаны и реализуются 49 региональных проектов.

На выполнение поставленных задач регион в 2019 году получил 11,7 млрд рублей, из которых неосвоенными остались на счетах в муниципальных образованиях порядка 1,8 млрд рублей. Чиновникам, ответственным за реализацию региональных проектов, которые являются составной частью национальных, Сергей Аксенов пообещал в 2020 году совещания по субботам и воскресеньям и «измор», а вот угроз увольнений на этот раз не было – видимо, потому, что состав правительства обновился только в конце осени по инициативе самого главы Крыма.

«Совещания будут по субботам. Потом и на воскресенья перейдем, я найду, как измором взять. В 12 часов и в 16 часов, чтобы на море не могли смыться. Все будет по-новому, чтобы вообще никуда чиновники уехать не могли. В воскресенье будут стены Совмина родного, администраций ваших, будем бороться с проблемами, но результата добьемся», – заявил Сергей Аксенов, отметив, что «уговор дороже денег» и взятое слово надо выполнять.

Аксенова и самого ругали за плохое выполнение нацпроектов. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, летом 2019 года посетивший Крым, заявил, что местным властям нужно «ускоряться и работать эффективней», так как освоение средств бюджета идет медленно и колеблется в пределах от 20 до 30 %.

При этом в декабре 2019 года премьер-министр Крыма Юрий Гоцанюк дал положительную оценку ходу реализации нацпроектов в регионе, подводя предварительные итоги года. По его словам, успешными оказались результаты работы в рамках нацпроектов «Экология», «Образование» и «Здравоохранение». Было высажено 220 га леса, сдан детский сад в районе «Жигулина роща» в Симферополе, на 24 объекта здравоохранения закуплено и установлено медицинское оборудование. На «Культуру» потратили свыше 63 млн рублей, отремонтировав на эти деньги дома культуры в Симферопольском, Сакском и Белогорском районах республики.

Сговор подрядчиков и заказчиков

Что касается национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в 2019 году в Республике Крым в нормативное состояние должны были привести 63 дороги протяженностью более 176 км. На конец декабря работы удалось завершить на 53 объектах, остальные 10 планировали сдать до нового года. На это выделили 2,3 млрд рублей. По словам Гоцанюка, работы выполнены качественно и своевременно, а жители городов и районов «уже дают оценку этим дорогам».

Примечательно, что еще осенью показатели были неудовлетворительными: на конец октября в Крыму и Севастополе отремонтировали только 50 % дорог от запланированного объема, а республика стала одной из четырех регионов страны, отстающих в реализации нацпроекта.

В Севастополе ремонту подлежали дороги общей протяженностью 81 км. Первый этап реконструкции моста через суходол на проспекте Гагарина завершили до нового года, как и многострадальный спуск Котовского, где до ремонта несколько раз сносило дождем плитку. Последний раз ливень разрушил новое дорожное покрытие в июне 2019 года. Почти на половине дорог – это 38 км – на конец ноября работы еще велись. Их доделывали в срочном порядке в декабре. Как пояснил руководитель департамента транспорта Севастополя Евгений Исаков, сроки регулярно срываются из-за системной ошибки: на этапе подготовки документации не учитывается реальное расположение коммуникационных сетей.

«Необходимо принимать жесткие меры к подрядчикам в части обеспечения безопасности мест производства работ, а также темпов ремонта. Я уверен, что в следующем году мы увидим другой результат. Севастополь активно работает над контрактацией 2020 года. Уже прошли конкурсные процедуры по 2/3 объектов следующего года. Это позволит подрядчикам лучше подготовиться к дорожному сезону в плане материалов, технических и людских ресурсов», – сказал заместитель начальника управления регионального развития и реализации национального проекта «Росавтодора» Алексей Торощин, который в конце ноября проинспектировал дороги, включенные в нацпроект.

Примерно в это же время представители севастопольского отделения ОНФ раскритиковали городские власти за плохую реализацию нацпроекта. По мнению общественников, которые не нашли ни одного участка без нарушений, это вина подрядчиков, которые забывают о технике безопасности, паспортизации объектов и так далее.

«К сожалению, на каждом объекте, который ремонтировался в 2019 году, есть нарушения технологии строительства. Деньги выделяются в огромных масштабах, но выполнение этих работ остается на уровне дворовых компаний. ОНФ проводил более чем на 50 объектах общественный контроль, и удивляет, что в некоем сговоре происходит работа заказчика, организации, осуществляющей стройконтроль, и подрядчика. То есть нередко стройконтроль закрывает глаза на нарушения. Это вызывает сомнение в качестве работ», – говорит руководитель РОО Севастополя «Дорожный контроль», координатор регионального проекта ОНФ «Карта убитых дорог» Максим Мишин.

По словам Мишина, проблема также в том, что один подрядчик, не имея достаточно мощностей, выигрывает тендеры сразу на нескольких объектах, снимает асфальт и тротуарную плитку везде и сразу, чтобы создать видимость ремонта, а работы затем ведет поочередно на каждом из участков. В итоге дороги находятся в разрушенном состоянии 3–4 месяца.

«Но в большей степени системность проблемы заключается в том, что при ремонтах используются, как правило, федеральные деньги, соответственно они кассово должны быть закрыты. И в каком бы состоянии ни находился объект, его примут. Да, в течение гарантийного срока будут устраняться недоделки, но объект будет принят в любом случае», – говорит Мишин.

Проблема недобросовестных строителей или чиновников?

Вице-премьер Крыма, министр финансов Ирина Кивико в конце года отчиталась о том, что регион перевыполнил план по реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» в части аварийного жилья, переселив 25 человек вместо запланированных шестнадцати. Новые квартиры получили жители Феодосии и села Долинное Бахчисарайского района. При этом в ближайшие 5 лет расселить надо еще 1,5 тысячи крымчан. Интересно, что летом 2019 года в Москве заявили о провале Республикой Крым программы расселения из аварийного жилья, – за 5 лет регион не сдал ни одного квадратного метра. Из-за этого он рискует лишиться дополнительного финансирования и участия в новой программе.

Вице-премьер правительства Крыма Евгений Кабанов, который и курирует нацпроект в республике, радости коллеги не разделяет. По его мнению, программа не может быть выполнена в темпах, которые требует Минстрой России. Он говорит, что в самый лучший советский период вводилось в эксплуатацию 950 тысяч кв. м жилья в год и сейчас достичь темпов ввода в 1,3 миллиона нереально. Максимум 600–650 тысяч кв. м. По мнению Кабанова, реализацию проекта сдерживают проблема с банками и отсутствие земельных участков.

«Самая большая проблема в том, что мы сейчас работаем через банки и не можем привлекать средства дольщиков. Это полностью снимает риск при приобретении населением жилья. Вторая глобальная проблема – отсутствие земельных участков», – сказал Евгений Кабанов.

Врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев также заявлял, что проблема – в отсутствии крупных банков на полуострове. Нацпроект «Жилье и городская среда», отметим, при этом предусматривает установление процентной ставки по ипотеке на уровне 8 %, которую мелкие кредитные учреждения предоставить не могут. Как будут решать проблему с банками, пока не ясно, одно из предложений – адресное бюджетное финансирование. В числе других сложностей глава Севастополя назвал длительные согласования и недобросовестных подрядчиков и предложил создать единого господрядчика, который будет работать с крупными заказами в рамках ФЦП и нацпроектов. Сейчас идея, которую в правительстве России поддержали, находится в стадии реализации.

Кроме того Развожаев выступил с предложением поднять цену «квадрата» при приобретении жилья регионом до 75 тысяч рублей, так как застройщики просто не выходят на конкурсы из-за того, что строить и продавать по установленной стоимости им нерентабельно. С 2020 года квартиры будут покупать уже по новой цене.

«Те темпы, о которых говорят власти как о реальных, на самом деле занижены. А цены, которые они выставляют за квадратный метр, наоборот завышены. Откуда такие цифры? Если строить только теми компаниями, которые приближены к власть имущим, то так и выходит. А если сделать условия прозрачными и для остальных участников рынка, то можно спокойно вводить около миллиона «квадратов» в год по себестоимости в районе 40 тысяч. Откуда 75 тысяч за «квадрат» в Крыму? У нас что, такая дорогая земля? Новые технологии позволяют строить дом за 4–5 месяцев, мы, например, реализуем сейчас такой проект в поселке Зуя. И нас, таких строительных компаний, готовых работать, наберется много. Нам просто нужны прозрачные условия по выделению земли и подключению к коммуникациям», – заявил председатель Ассоциации предпринимателей Республики Крым и города Севастополя, директор ООО «МЖК-СтройКрым» Иван Хуторной.

Фото: ФедералПресс /Екатерина Лазарева.

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 10:35

Национальные проекты

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.