Top.Mail.Ru
Экономика
Самарская область
0

Инвестируем в развал скорой помощи? Самару захлестнул медицинский аутсорсинг

Сотрудники самарской скорой помощи готовы протестуют против аутсорсинга
Сотрудники самарской скорой помощи готовы протестуют против аутсорсинга

Со скорой медицинской помощью, от которой зачастую зависит жизнь человека, в Самаре было две проблемы – не дозвониться и медленно едут. Первую решили путем создания единого диспетчерского центра. Вторую министерство здравоохранения Самарской области признает и проводит ряд мероприятий: геомониторинг, перераспределение бригад в соответствии с фактической необходимостью. Но этого мало: положенные по регламенту «20 минут доезда» пока не выполняются, как признает министр здравоохранения. Причина в нехватке специализированного автотранспорта. Согласно нормативно-правовым актам, на 10 тысяч человек полагается одна бригада скорой или более, в зависимости от компактности проживания (приказ минздрава РФ № 182 от 20.04.2018 г.). Потребность города при населении 1,32 млн жителей – примерно 130 бригад, а их нет (по данным регионального минздрава, в городской неотложке числится 62 машины). Проблему пытаются решить, привлекая частные медицинские компании. По полисам ОМС бесплатную неотложную помощь в Самаре оказывают две медицинские компании: «Здоровая семья» и «Медсервис». Еще один выход, по мнению чиновников, – аутсорсинг. В первом случае начинают возмущаться жители города, недовольные услугами «частников». Во втором – сотрудники скорой помощи, уверенные, что аутсорсинг в предлагаемом виде приведет к перебоям в выплате зарплаты и коллапсу. Редакция «ФедералПресс» решила разобраться в ситуации.

«Ждите, скорая приедет!» Но нескоро

Правительство Самарской области занимается, в первую очередь, сельскими территориями, где с неотложной помощью ситуация совсем тяжелая. Иногда на район приходилась всего одна машина скорой помощи, износ которой составлял 100 % (срок службы спецмашины – 5 лет, согласно установленному минздравом РФ кодом 15 3410166 ОКОФ, третья амортизационная группа). В этом году правительством Самарской области за счет федеральных средств по программе Министерства промышленности и торговли РФ было закуплено 38 машин. Ими укомплектовали муниципальные фельдшерско-акушерские пункты.

В Самаре ситуация не лучше. На прошедшем в конце декабря совещании замминистра здравоохранения Татьяна Сочинская привела следующие цифры. Сейчас в городе, по данным минздрава, работают 62 бригады, относящиеся к государственной системе здравоохранения. Часть вызовов принимают частные медицинские компании – АНО «Здоровая семья» и «Медсервис», обе оказывают услуги скорой помощи в рамках ОМС.

«Здоровая семья», сотрудничающая с минздравом уже 6 лет, выводит на дежурстватри-четыре машины, «Медсервис», созданный в этом году, – две.

По итогам проверки деятельности этих компаний за 11 месяцев текущего года были выявлены нарушения. По схеме государственно-частного партнерства работа такова: все вызовы должны поступать в единый диспетчерский центр, где их распределяют по бригадам. В случае, если вызов пришел на номер частной медкомпании и они оказали пациенту помощь по полису ОМС, сведения должны быть переданы диспетчерам для проверки качества оказания услуг.

По данным аудиторов, информация о 70 % вызовов, поступивших на номера частных медкомпаний, в единый диспетчерский пункт не передавалась. Как быстро машина доехала, что сделали для пациента – неизвестно. По регламенту ЕДЦ, пациентов после вызова обзванивают и опрашивают, чтобы повысить качество услуг и оперативно разбираться с поступающими жалобами. Если же контакты пациента в центр не передали, проконтролировать работу частных бригад становится сложно. Конечно, за такие нарушения по госконтракту предусмотрен штраф, и он выплачивается.

«Нет аутсорсингу!» Медики вышли на митинг

По данным минздрава Самарской области, в 2020 году машин, износ которых достигнет 100 %, в парке скорой помощи будет больше половины. Одномоментно купить столько спецавтомобилей правительство области не в состоянии, так как возможности и регионального бюджета, и федеральных программ ограничены и предполагают постепенную замену автопарка. Об этом говорилось на прошедшем в конце декабря 2019 года совещании. Минздрав региона попытался решить проблему при помощи аутсорсинга, намереваясь заключить договор с компанией, предоставляющей транспортные услуги. Предложенные схемы не устроили сотрудников скорой помощи, и они провели несколько протестных акций.

Сотрудники самарской скорой помощи написали открытое письмо, в котором обратились к президенту РФ Владимиру Путину, губернатору Дмитрию Азарову, депутату ГД РФ Александру Хинштейну. В нем утверждалось, что отказ от собственного автопарка и собственного штата опытных водителей приведет к коллапсу всей системы неотложки. С учетом опыта других регионов, где применялся аутсорсинг, забастовка водителей скорой из-за невыплаты зарплат привела к недельной остановке работы службы. Профсоюз медработников «Действие» провел несколько публичных акций, медиков в соцсетях поддерживали жители Самары.

В ответ министр здравоохранения Михаил Ратманов пригласил всех заинтересованных лиц на совещание: главврачей, депутатов губернской думы, профсоюзных деятелей, сотрудников СМП и представителя компании, которая предложила услуги аутсорсинга. В обращении к присутствующим Ратманов высказал надежду, что «все вопросы сегодня прояснятся и мы больше встречаться не будем». Вопрос действительно прояснился.

Компанией, предлагающей транспортные (не медицинские!) услуги, оказалась АНО «Ассоциация инвестиций в социальную сферу». Ее представительница смело заявила, что может порекомендовать инвестора, который легко поставит в городскую службу скорой помощи недостающие 67 машин. В качестве инвестора «АИСС», как и в других регионах, предложила ООО «Эффективные системы здравоохранения».

Неэффективные инвесторы

АНО «АИСС» учреждено Ильей Ковалевым и Владиславом Барышниковым. Уже несколько лет чистая прибыль ассоциации равна нулю. При этом задолженность по исполнительным производствам составляет 1,1 млн рублей (по данным rusprofile.ru – Прим. ред.). Барышников-младший владеет компанией «Эффективные системы здравоохранения», которая и выступает в качестве инвестора в регионах, которые доверились «АИСС». При этом уставный капитал компании находится в залоге, а прибыль падает. За последние несколько лет ООО «Эффективные системы здравоохранения» выступало в качестве ответчика в 86 судебных процессах. В суд на подрядчика подавали как раз те медицинские учреждения, с которыми ранее с помпой заключались договора. Всего «Эффективные системы здравоохранения» успели отметиться в Архангельской, Кировской, Свердловской областях, Пермском крае, республиках Башкортостан, Марий Эл, Чувашия и Калмыкия и везде не обошлось без скандала: отказы водителей от работы, неготовые к рейсу машины, попытки получить с учреждений здравоохранения неустойки на сотни миллионов, махинации с налогами. По информации, озвученной на совещании представителем профсоюза, все счета «Эффективных систем здравоохранения» заблокированы за неуплату налогов, сотрудники – водители скорых остались без зарплаты. И именно эту единственную компанию пригласил министр здравоохранения Самарской области Михаил Ратманов.

По какой схеме работает «ЭСЗ»? Как пояснила представитель профсоюза Татьяна Рыбина, они изучили опыт работы данной компании в других регионах и опросили коллег. Было выяснено, что компания «ЭСЗ» заключает контракт на оказание транспортных (не медицинских) услуг по минимальной цене на 5 лет. То есть в сумму контракта входит только оплата автомобиля и зарплата водителя. Сейчас в Самаре принята другая схема – частные медкомпании оказывают именно медицинские услуги, то есть у них на линию выходит полностью укомплектованная бригада (водитель и медперсонал), получающая зарплату, сопоставимую с бюджетниками, полностью оформленная по ТК РФ. Чтобы сократить затраты, аутсорсинговая компания нанимает водителей по срочному договору (заключается на месяц) или переводит водителей в статус ИП и заключает с ними договор субподряда. В любом случае, водители остаются без социальных гарантий, в подвешенном состоянии. По сути, они начинают работать на себя, не заботясь о качестве работы и жизни пациента.

«В отличие от штатных сотрудников скорой помощи, водители частной компании, предоставляющей СМП транспортные услуги, имеют право устроить забастовку, например из-за невыплаты зарплаты. Такой случай произошел в Перми в 2010 году. 15 водителей машин, принадлежащих частной аутсорсинговой компании, бастовали неделю. Пациенты остались без жизненно необходимой помощи. При окончании контракта скорая помощь, штатные автомобили которой окончательно выйдут из строя, останется ни с чем. И следующий пятилетний контракт подрядчик будет заключать уже на своих условиях и по своей цене. Если же региональное правительство не устроит такая ситуация и оно попытается заключить контракт с другой компанией, то останется еще и без опытных водителей. Потому что они связаны контрактными обязательствами с «ЭСЗ», а других просто нет. От водителя зависит очень многое – как быстро мы попадем к пациенту, как быстро доставим в больницу. Жизнь от него зависит. Он полноценный член бригады. И мы будем добиваться, чтобы не было никаких договоров аутсорсинга! Самарцы нас поддерживают», – пояснила Рыбина.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Павел Покровский, занимающийся вопросами здравоохранения, назвал ситуацию серьезной. «Понятно, что проблему надо решать, но не за счет людей. Здесь возможно ущемление прав и сотрудников скорой медицинской помощи, и пациентов. Информация о будущих подрядчиках требует серьезной проверки, и с нашей стороны тоже. Если сведения подтвердятся, то, конечно, никаких контрактов с такими организациями заключено не будет. Мы будем следить за ситуацией. Думаю, министерство здравоохранения также не заинтересовано в том, чтобы заключать договора с компаниями, которые не выполняют своих обязательств», – высказал свое мнение Покровский.

Фото: ФедералПресс / Елена Мицих

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.