горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Москва
0

«В больницах по 20 водителей, а не врачей». Главные проблемы в здравоохранении обсудили на Гайдаровском форуме

Максим Решетников
Губернатор Пермского края, в ходе обсуждения предложил применять систему микроменеджмента и микроуправления

В Москве прошел Гайдаровский форум – 2020 «Россия и мир: вызовы нового десятилетия». На нем обсуждался важный вопрос – планирование бюджета здравоохранения. Главной проблемой была назван недостаток финансирования, которое необходимо для покрытия всех статей расходов при реализации трехступенчатой программы. Представители ведомств и главы регионов предложили свои варианты решения проблемы и поделились конкретными цифрами. Как обстоит ситуация с финансированием здравоохранения и как сделать его более эффективным – читайте в материале «ФедералПресс».

Наталья Фролова, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ признала, что объемов бюджета для решения всех задач системы здравоохранения мало и нужны колоссальные вливания.

«Сейчас 5 % тяжелобольных пациентов потребляют до 50 % бюджета. Конечно, сегодняшнюю систему надо менять. Мы должны прийти к конструкции, когда бюджет на одного человека будет меньше, но сам бюджет выделяемый будет больше. В совокупности за 2019 год за счет всех источников финансирования получено 4,2 трлн рублей, это в 2,7 раза больше, чем в 2010 году, но от ВВП около 3 процентов всего», – рассказала она.

Расходы в системе ОМС лишь растут – в период с 2010 по 2020 годы они повысились с 500 миллиардов до 2, 4 трлн рублей. Средства направляются на отстраивание основных фондов, которые сегодня имеют износ 52,7 %. Несмотря на большие вливания, ситуация с ними решилась лишь частично, и, по словам замминистра, она не сильно отличается от той, которая была в 2011–2012 годах. Минздрав вливает средства в инфраструктуру, создает в рамках первичного звена ФАПы, проводит закупку передвижных комплексов с целью приблизить медпомощь к пациенту в тех регионах, где она не была обеспечена.

«Также проводим инвентаризацию основных фондов, чтобы решить задачи первичного звена, с которыми сталкивается каждый день население. В наших планах к 1 июля 2020 года утвердить право модернизации первичного звена. На это отводится 500 млрд рублей, но затраты явно будут выше. Ждем, какую сумму заявят регионы», – сообщила Наталья Фролова.

Потребность в увеличении финансирования системы ОМС также велика из-за обслуживания высокотехнологического дорогостоящего оборудования для операций.

«Мы повышаем заработную плату, реализуя дорожную карту, до 200 % от среднерегиональной, до 100 по среднему персоналу. В структуре тарифа расходы на оплату труда достигли 70 %. Без вливаний невозможно будет покрыть другие среды затрат», – рассказала замминистра. В такой ситуации важно правильное распределение не только средств, но и человеческих ресурсов.

Максим Решетников, губернатор Пермского края, в ходе обсуждения предложил применять систему микроменеджмента и микроуправления для эффективного использования имеющегося финансирования и ресурсов. Начать, по его мнению, стоит с кадрового вопроса. Например, проанализировать долю всех типов работы врачей, количество посещений поликлиник в целом и тех, которые нужны для выписки справок. Процесс выписки отдать фельдшерам и освободить врачей. Эффективность работы при таком подходе явно вырастет.

«Новая поликлиника в Перми при таком решении на 16 % больше приемов провела при той же численности пациентов. Следующий шаг – это работа со штатным расписанием. Мы вскрыли штатное расписание одной из районных больниц, там 20 водителей и 15 бухгалтеров. Деньги до врачей не доходят. Это ресурс для повышения заработной платы. А укрупнение юридических лиц и централизация функций кадрового учета позволят повысить управляемость этой системы», – рассказал губернатор.

Для решения вопроса с дефицитом кадров нужно создавать высокотехнологичные центры, и не только в мегаполисах, но и в регионах.

«В Москве они есть, но Москва не может справиться. Может быть, нужно создать условия для реабилитации и лечения, чтобы высокотехнологическая помощь была размещена по стране? Это поднимет рост кадров, создаст повышение квалификации за счет работы с современным высотехнологичным оборудованием и будет играть на повышение статуса самой профессии в регионе», – сказал он.

Корень же проблемы, по мнению финансистов, кроется в отсутствии внебюджетных источников средств и финансовой модели их привлечения.

«Программы госгарантий в регионах требуют пересмотра. Мы заявляем высокие цели, а как их реализовать?» – задала вопрос коллегам Галина Изотова, заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации.

Есть вопросы и к администрированию на федеральном уровне.

«Больше 50 % – это средства ФОМса, а где мера ответственности? У нас же нет ни одного показателя по этим деньгам фонда. Вот программно-целевой подход. Мы сегодня не контролеры, половину времени своего тратим на стратегический аудит, мы партнеры правительства», – рассказала Изотова.

В ходе обсуждения было подчеркнуто, что здравоохранение должно работать не на процесс, а на результат. Для этого повышается финансирование на диспансеризацию онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, внедряется институт страховых представителей.

«Их сейчас во всех субъектах РФ более 14 тысяч, которые направлены на конкретную работу. Изменены правила ОМС, где прописан пошаговый регламент действий медицинских организаций со страховыми: каким образом информируется о прохождении диспансеризации, контроль за оказанием медпомощи. Более 30 % частных медорганизаций, участвующих в программе госгарантий, работают в субъектах ОМС», – заявила Наталья Стадченко, председатель Фонда обязательного медицинского страхования.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычёва

Сюжет по этой теме
6 августа 2019, 11:35

Национальные проекты

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Google Plus 1