В регионах наблюдается кадровый дефицит управленцев. Никто не хочет быть депутатом и главой района, не говоря уже о сельских поселениях. Муниципальное звено вместо «лакомого кусочка» превратилось в обузу, а бюджетников уговаривают выставлять свои кандидатуры на местных выборах, потому что больше никто не хочет. Почему в муниципалитетах не хватает управленцев, и как Владимир Путин решил их спасать, выяснял «ФедералПресс».
Не хотят «царить» на местах
В ряде регионов страны сложилась парадоксальная ситуация: выборы есть, а выбирать некого. Речь идет, конечно, о районах и сельских поселениях, то есть о самом близком к народу местном самоуправлении.
Вице-губернатор Томской области Анатолий Рожков заявил: «Мы не можем найти желающих поработать главами районов». Причина, по мнению чиновника, в том, что «ответственность огромная», а «уровень зарплат низкий». Низкий настолько, что некоторые главы «могут рассчитывать на получение соцподдержки для семей с доходом ниже 1,5 прожиточного минимума». При этом в сентябре в регионе пройдут выборы глав в двух городских округах и семи муниципалитетах. Но конкурсная комиссия пока сформирована только в одном, Верхнекетском, районе.
В Красноярском крае история еще интереснее. Там не могут найти мэра города Дивногорска. В этом муниципалитете 23 декабря прошлого года стартовал конкурс на должность главы администрации. Предыдущий глава Егор Оль ушел в отставку по собственному желанию, хотя срок его полномочий истекал только в августе 2020 года. И теперь его кресло пустует. Выборы в Дивногорске не прямые, потому надо сначала подать заявку в конкурсную комиссию. Потом, если комиссия одобрит, кандидата выносят уже на депутатское голосование. Вот только 24 января завершился срок приема заявок от потенциальных кандидатов. А за несколько недель заявок поступило не то, чтобы мало, а ноль. Никто не хочет управлять славным городом Дивногорском.
По мнению местных жителей, причина в том, что вопрос по кандидату от власти «еще не решился», а оппозиция в выборах участвовать не спешит. «Комиссии на 50% формируются губернатором, а еще наполовину – городским и районными советами. Это обычно контролирует «Единая Россия». Что касается оппозиции, то они не видят смысла впустую тратить время и силы», – рассказал собеседник «ФедералПресс». Иными словами, кандидаты не желают «бодаться» с административным ресурсом, а люди просто ждут, когда кто-то что-то за них решит.
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков заметил, что тенденция эта характерна не только для Красноярского края. «Глава администрации –не самостоятельный игрок. Если город маленький, интереса к должности нет. Это ведь самый «расстрельный» пост. Зарплата маленькая, а ответственность огромная, тем более, если город с большими долгами», – сказал Гращенков. По мнению эксперта, в такие конкурсы нет и притока «со стороны». «У людей отбили желание участвовать в выборах, потому что они не считают, что власть – для каждого. Думают, что для избранных. Надо говорить о том, что есть города без политической конкуренции», – добавил эксперт.
Доктор политических наук, профессор Владимир Слатинов подобные ситуации тоже новостью не считает. По мнению ученого, дефицит муниципальных кадров сложился не вчера. Хотя «страна большая и ситуация разная». «Сейчас мы видим, что даже когда кадров хватает, это люди, в основном, старшего возраста, чаще женщины», – добавил Владимир Слатинов.
В плане зарплат местное самоуправление – «самый неблагополучный этаж публичной власти». Что касается выборных должностей, тут тоже все грустно. «Желающих идти в муниципальные депутаты днем с огнем не найдешь, особенно после введения антикоррупционных норм», – рассказал Слатинов. Профессор имеет ввиду необходимость собирать документы и подавать в срок декларации о доходах, что для деревенской доярки или тракториста, которые к тому же еще и депутаты, бывает непросто. «Людям пошли навстречу и ограничения снизили. Но проблема с заполняемостью депутатских корпусов на местах осталась», – сообщил Слатинов.
Как показывает практика, найти кандидатов на выборах в ОМСУ проще в неблагополучных регионах, потому что там небольшая средняя зарплата. И люди соглашаются на любые деньги, даже при высокой ответственности, которую несут главы и депутаты местного уровня. А в благополучных регионах выше заработок, и работать муниципальными служащими никто не стремится.
«В Томской области мы это тоже наблюдаем. Муниципальная должность – это серьезная ответственность, риск быть оштрафованным или посаженным. Либо люди недалекие идут, либо вообще отказываются идти», – посетовал Владимир Слатинов.
Оппозиция отказывается от власти
Опрошенные нами эксперты заметили такую тенденцию: на выборы депутатов и глав местного самоуправления почти 100% заявок, за редким исключением, подают кандидаты от партии власти и либерал-демократы. Что же касается КПРФ, «Справедливой России», «Яблока» и других партий, они просто не покрывают все вакантные мандаты своими претендентами.
Доктор политических наук Владимир Слатинов видит причину в том, что оппозиционная деятельность на муниципальном уровне – это «рисковая вещь». «Кто часто становится депутатом в сельсоветах? Бюджетники. Там оппозиционером не побудешь, вот они и не идут», – сказал политолог. По словам Слатинова, нужно ослабление давления и «улучшение атмосферы» на местах. Тем более, мотивация к участию в местных выборах у партий есть – это муниципальный фильтр. То есть, чем больше муниципальных депутатов в вашей партии, тем больше шанс, что они подпишутся за вашего кандидата в губернаторы.
Есть и такой момент. «Мы видим отказ от партийных списков в крупных муниципалитетах. Это попытка менять правила игры в соответствии с требованиями текущего политического момента», – рассказал Владимир Слатинов, добавив при этом, что сохранять наличие партийных списков необходимо.
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков считает, что не всегда у партий есть деньги на то, чтобы активно развивать первичные ячейки во всех муниципалитетах. «У КПРФ нет такой жесткой вертикали, какая есть у ЛДПР и «Единой России». Бывает, у региональных коммунистов нет ресурсной возможности везде направить своих игроков», – отметил Гращенков. С другой стороны, эксперт привел в пример Калужскую и Псковскую области, где активно развиваются местные партячейки того же «Яблока». Но любая такая работа на муниципальном уровне нуждается в грамотных людях, которые хотя бы актив вокруг себя создадут, а еще будут правильно готовить документы и отчетность.
Президент нашел выход
Проблема у регионов общая: полномочий муниципалитетам добавляют, а финансирования на все не хватает. Политолог Илья Гращенков отметил, что несколько лет назад много полномочий «спустили на уровень ОМСУ», организовали советы, и вместо одного крупного органа получилось сразу несколько. Нужно было сразу искать управленцев, и работа «фактически стала». Сейчас многие вопросы пытаются выровнять административной реформой. Но нужно финансирование на местах. «Да и полномочия муниципального звена должны не только касаться вырубки деревьев», – отметил эксперт.
Доктор политических наук Владимир Слатинов рассказал, что с 2014 года регионы получили право перераспределять полномочия, и «губернаторы теперь решают, кому что отдадут». То есть те же главы муниципальных образований могут быть заложниками политической игры: если ты губернатору угоден, твой район больше денег получит. А вот если не угоден, денег будет меньше, людям ты это не объяснишь, и победы на выборах уже не видать.
Чтобы решить проблемы местного самоуправления, нужно, по мнению Слатинова, наполнять муниципальный уровень ресурсами. И еще «нужна инвентаризация надзорных функций и более разумный подход к антикоррупционному контролю». Иными словами, надо ослабить хватку, чтобы не «придушить» муниципалитеты.
Президент России в своем послании поставил задачу – поднимать роль местного самоуправления. В поправках в Конституцию вводится понятие «единая система публичной власти». О том, что это нужно, специалисты говорили давно. В единую систему войдут местное самоуправление и органы государственной власти. В результате местное самоуправление получит компенсацию за выполнение госполномочий, а запрет на ограничение их прав при этом сохранится.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил, что теперь «лестница власти будет общей». Это укрепит кадровую сторону и материальное положение самих служащих. Муниципальные работники получат все выплаты и привилегии госслужащих. «Лишь встает вопрос, за чей счет будет банкет», – задал вопрос политолог.
Решение может быть в том, чтобы изменить межбюджетные отношения. Иными словами, определить налоги, доходы от которых будут поступать в местный бюджет. «И лучше, чтобы это были легко собираемые налоги», – добавил эксперт.
По словам Дмитрия Журавлева, с начала нулевых в России существовал «перевернутый треугольник бюджетирования», и эксперт связывает эту реформу с Алексеем Кудриным. «Кудрин много сделал в выстраивании такой вертикали», – считает политолог. Основные деньги от налогов поступали в единый центр, а там уже распределялись на места. И на муниципальное звено можно влиять тем, что денег они не получат. Журавлев считает, что на тот момент «это было оправдано». Сейчас наступает другая эпоха, угрозы отделения субъектов нет, и местному самоуправлению нужно больше самостоятельности. При этом важно усилить и контроль за муниципалитетами, чтобы отследить, как собираются и расходуются средства. «И новые поправки в Конституцию открывают возможность для новой, более значимой, роли местного самоуправления», – добавил политолог.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева