В Кирове состоялось заседание рабочей группы Госсовета по образованию и науке. На нем обсудили проблемы сохранения сельских школ, вопросы развития среднего профессионального образования и обеспечения школьников питанием. В мероприятии приняли участие помощник президента Игорь Левитин, губернатор Кировской области Игорь Васильев, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, советник президента Александра Левицкая, заместитель министра просвещения Виктор Басюк. Что обсуждали спикеры – в материале «ФедералПресс».
Ради сельских школ
Основной темой для обсуждения стали проблемы формирования в регионах моделей управления ресурсами системы образования, вопросы использования современных информационных технологий, которые могут повысить качество образования лиц с ограниченными возможностями и учеников сельских школ.
Открывая заседание, Игорь Левитин обратил внимание на инновационность организации образовательного процесса в Кировской области, а также акцентировал внимание на задачах, поставленных президентом в послании Федеральному собранию. Игорь Васильев поднял проблему доступности образования для сельского населения.
«Сельские школы часто не могут соответствовать современным требованиям к условиям обучения. Расходы на одного ученика в сельских школах в несколько раз превышают расходы на учащихся школ, которые располагаются в районных центрах. Высокая стоимость образования и невысокое качество образования в силу дефицита кадров сегодня ставят их под угрозу закрытия. Тем не менее сельская школа должна сохраняться. Сельская школа является определяющим фактором сохранения российского села. Нужны новые эффективные механизмы поддержки сельских школ», – заявил Игорь Васильев.
По словам губернатора Кировской области, нужно совершенствовать законодательство, которое регулирует деятельность малокомплектных школ, дать их определение на законодательном уровне, исключить избыточные требования к такого рода образовательным организациям. Глава региона отметил, что школа в малом населенном пункте должна стать центром социальной, культурной, спортивной жизни, – все население должно иметь возможность пользоваться ее ресурсами. По словам Васильева, пришло время разработать типовую модель сельских школ из современных и недорогих материалов.
Губернатор также заметил, что в ближайшее время инфраструктуру сельских школ придется адаптировать для обеспечения школьников горячим питанием. Сейчас во многих школах пищеблоков вообще нет или они не соответствуют современным нормам и требованиям.
О квалификации выпускников
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников выступил с докладом о моделях управления сетью образовательных учреждений, о распределении ответственности между муниципалитетами и регионом. Он также предложил сделать более прозрачной процедуру распределения квот на целевые места, проработать потребность в создании новых мест в школах. По его словам, система среднего профессионального образования должна более оперативно реагировать на запросы рынка и работодателей, поэтому нужно упростить и сократить процедуры разработки образовательных программ по новым специальностям.
Травников отметил, что при посещении электромашиностроительного техникума в Кирове убедился: есть некоторая неоднозначность в оценке квалификации выпускников, и эта проблема требует решения. «Существуют как минимум три системы, которые используются в России. Одна легитимно-официальная, другая – внедряемая, третья – используемая для чемпионата WorldSkills. И зачастую колледжи вынуждены использовать все эти три системы, а иногда еще и четвертую, которую требует работодатель», – заявил новосибирский губернатор.
Комплексный подход
Виктор Басюк рассказал о позиции Минпросвещения России по вопросу эффективного управления системой образования в регионах и инструментах развития среднего профессионального образования. После выступления Басюка Игорь Левитин призвал коллег выработать подходы к решению вопроса обеспечения школьников горячим питанием.
«У нас есть школы, где вообще нет инфраструктуры. [Если ничего не предпринимать], им тогда никто не даст субсидии из бюджета на эти цели. Скажут: «У вас нет инфраструктуры, на что вам давать деньги». Здесь нужен комплексный подход, чтобы мы потом ничего не переносили, не говорили, что к 2023-му не успеваем, давайте еще на два года перенесем», – высказался помощник президента.
Басюк пояснил, что сейчас Министерство просвещения собирает информацию из регионов, чтобы понимать, как решить вопрос там, где вообще нет инфраструктуры. По его словам, пока средства предусмотрены лишь на организацию самого питания.
Кроме того, на совещании были затронуты вопросы управления ресурсами в сфере среднего профессионального и общего образования. С докладом выступила заместитель директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина.
В итоге членами рабочей группы было принято решение доработать предложения для их дальнейшего обсуждения на семинаре-совещании.
Фото: ФедералПресс / Александра Варанкина