Ситуация на мировом рынке нефти продолжает оставаться нестабильной, и соглашение ОПЕК+ перестает быть по-настоящему эффективным регулятором рынка. Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков считает, что из-за соглашения ОПЕК+ крупным добывающим регионам, в том числе и России, приходится сдерживать развитие перспективных проектов не только под прессом санкционного давления, но и под гнетом действующих ограничений. Одновременно другие страны, в первую очередь США, активно наращивают добычу. Это уже нарушило баланс спроса и предложения на мировом нефтяном рынке. Однако, по словам эксперта, вопреки здравому смыслу Россия все еще медлит с выходом из соглашения.
Технический мониторинговый комитет ОПЕК+ по итогам двухдневной встречи рекомендовал дополнительно сократить добычу нефти на 600 тысяч баррелей в сутки, продлив сделку еще на один квартал. Россия предложение пока не поддержала, запросив время на внутренние консультации.
Очередной раунд переговоров с нефтяными компаниями состоялся на днях у министра энергетики Александра Новака. Участвовали все нефтяники и руководитель частнойгазовой компании «Новатэк» Леонид Михельсон, который выступает за продление сделки. Большая часть контрактов компании привязана к нефтяной корзине, что позволяет ей продавать СПГ со значительной премией к спотовым ценам, пробившим в настоящее время все исторические минимумы. Выход из соглашения с ОПЕК отпустит нефтяные цены, и на фоне переизбытка предложения они, скорее всего, пойдут вниз, что повлечет за собой и снижение стоимости контрактов «Новатэка».
Глава компании Леонид Михельсон не скрывает своей удовлетворенности сделкой с картелем. «Мы небольшое количество добываем – 10 миллионов тонн жидких углеводородов. Конечно, нас радует продление этого соглашения, считаем, что у нас инвестиционных возможностей в связи с этим соглашением будет больше», – признавал он.
«Роснефть» – единственная из всех российских нефтяных компаний, кто выступает против сделки ОПЕК+. Компания неоднократно заявляла, что соглашение с картелем является стратегической угрозой для развития российской нефтяной отрасли, поскольку создает преференции для американской сланцевой нефти.
Несмотря на серьезные трудности на нефтяном рынке и потери от соглашения с ОПЕК+, итог добычи углеводородов компанией «Роснефть» в 2019 году остался на уровне 2018-го – около 285,5 миллиона тонн.
Крутаков обращает внимание, что с 2007 года добыча нефти в России в целом выросла лишь на 10 %, тогда как в США, Бразилии и Ираке – на 87 %, 50 % и 111 % соответственно. При этом потребители переориентируются с российской нефти на другие сорта, перестраивают логистические цепочки. В 1990 году доля российской нефти на мировом рынке составляла 16,3 %, а сейчас – только 12 %.
Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов подчеркнул, что из соглашения нужно выходить сейчас: продлевать еще на три месяца и сокращать добычу России определенно невыгодно. По словам Суверова, сейчас в мире сложился переизбыток предложения в сегменте легкой нефти. Но Россия может предложить рынку тяжелую сернистую нефть, которую добывают еще в Иране и Венесуэле. Однако поставки оттуда прекратились из-за нестабильной обстановки. Россия осталась единственной страной, которая может насытить рынок уникальным сырьем. Для того чтобы воспользоваться ситуацией, следует все-таки выйти из соглашения и наладить рост добычи.
Между тем ранее международный эксперт в нефтегазовой отрасли, глава инвестиционного фонда CREON Capital Фарес Кильзие сообщал, что выход из сделки с ОПЕК+ даст РФ возможность устранить барьеры на добычу нефти на месторождениях, которые «Роснефть» ввела в эксплуатацию в последние годы.
Именно поэтому, как считает Леонид Крутаков, для нефтяных компаний,и прежде всего тех, которые активно развивают добычу и делают ставку на новые проекты, сделка ОПЕК+ разрушительна. Речь идет о «Роснефти» и «Газпром нефти». Из-за соглашения уже был перенесен ввод в эксплуатацию Русского и Юрубчено-Тохомского месторождений, сдвинулись сроки по проектам «Таас-Юрях», «Тагульское» и «Куюмбинское» (последнее – СП «Роснефти» с «Газпром нефтью»).
В рамках ОПЕК+ страны – участницы соглашения урезали производство в целом с 32,4 миллиона баррелей в день до 30 миллионов. В результате удалось стабилизировать цены, но общая рыночная доля снизилась с 33,6 % до исторического минимума – 28,5 %. Все это досталось США, поднявшим добычу на четыре миллиона баррелей в сутки, в результате чего экспорт нефти и нефтепродуктов превысил импорт (страна стала нетто-экспортером).
«Нефть может вырасти в цене, но этот рост будет отыгран рынком довольно быстро»
При этом новые заявления картеля о грядущих сокращениях добычи рынки уже не впечатляют: с начала года Brent потерял примерно четверть цены, которая в несколько этапов скатилась с 70,2 до 53 долларов за баррель. «Попытки регулировать рынок путем манипуляций с предложением нефти попросту перестали работать. Нефти из разных источников – начиная с американских сланцевых проектов и кончая новыми открытиями у берегов Бразилии и Африканского континента – стало так много, что даже крупные пробои в снабжении оказывают очень слабое воздействие на цены. Почти полностью прекращают экспорт Иран, Ливия и Венесуэла, вспыхивают военные конфликты в зонах традиционной нефтедобычи, а цена фьючерсов подпрыгнет раз-другой и вновь вернется на стабильный уровень. На рынке воцарились не продавцы, а покупатели», – так считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин