Международный эксперт в нефтегазовой отрасли, глава инвестиционного фонда CREON Capital Фарес Кильзие опубликовал статью, в которой посоветовал России в ближайшее время выйти из сделки ОПЕК+. Ее цель – сокращение нефтедобычи стран-участниц для повышения стоимости нефти. По мнению Кильзие, сделка прошла в целом положительно для России, однако другие страны выиграли от нее гораздо больше.
После девятипроцентного снижения цены на нефть марки Urals в Северо-Западной Европе в 2019 году стоимость барреля по-прежнему в полтора раза превышала уровень 2016 года, когда была заключена сделка ОПЕК+. По данным Refinitiv, за три года стоимость выросла с 41,1 доллара за баррель до 63,3 доллара. В итоге бюджет России вновь, как и в 2017–2018 годах, получил дополнительные нефтяные доходы. По оценке Минэкономразвития, они составили 6,2 трлн рублей.
В статье, опубликованной в Oilprice, Фарес Кильзие пишет, что сделка доказала свою эффективность, поскольку первоначальные ожидания рынка были превзойдены. Например, в 2016 году Всемирный банк и управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) прогнозировали, что в 2017 и 2019 годах средняя цена нефти Brent составит 59,3 доллара и 58,4 доллара за баррель соответственно. В действительности цена достигла уровня в 63,2 доллара. При этом в 2018 году средняя цена барреля Brent (71,3 доллара) фактически превосходила более чем на 10 долларов уровень прогнозов Всемирного банка и EIA.
Столь существенная разница была достигнута благодаря жесткому соблюдению условий договора всеми участниками сделки. К примеру, по данным Международного энергетического агентства (IEA), в ноябре 2019 года члены ОПЕК достигли уровня выполнения соглашения в 154 %, а участвующие в сделке страны, не входящие в ОПЕК, выполнили их на 125 %. Это затронуло интересы хедж-фондов, которые стали массово скупать фьючерсы на нефть, чуя возможный доход.
Кильзие приходит к выводу, что нельзя считать совпадением рост цен на нефть в период декабрьских саммитов ОПЕК в 2018 и 2019 годах. Более того, на последнем саммите участники решили продлить соглашение и снизить добычу.
Из-за увеличения спроса на фьючерсы возросла и их стоимость. В первую неделю декабря 2018 года фьючерсы на Brent на Межконтинентальной бирже (ICE) выросли на 4,6 % (до 61,4 доллара за баррель), а в первую неделю декабря 2019 года – на 5,6 % (до 64,3 доллара за баррель).
Несмотря на это, Россия оказалась неспособна извлечь большую выгоду из этой сделки. Государственный бюджет был привязан к цене на нефть в 40 долларов за баррель. Из-за образовавшихся излишков правительство России смогло наполнить Фонд национального благосостояния. За первые семь месяцев 2019 года он увеличился более чем вдвое, с 58,1 млрд долларов до 124 миллиардов. Заработал на сделке и федеральный бюджет: в 2016 году дефицитказны составлял 3,1 % ВВП, а в конце 2019-го профицит достиг внушительных 3,1 % ВВП.
Однако правительству не удалось вновь запустить экономический рост, который в 2013 году, еще до санкций, замедлился до 1,8 % в год. Правительство не привыкло к бюджетному профициту, и он стал их головной болью. Если в 2016 году в федеральном бюджете остались неизрасходованными 220 млрд рублей, то в 2018 году этот объем достиг 778 млрд рублей, а в 2019-м – триллиона рублей, как следует из оценок Счетной палаты РФ.
Фарес Кильзие считает, что, к примеру, Саудовская Аравия получила от сделки ОПЕК+ гораздо больше. Благодаря выросшим ценам на нефть государство смогло успешно провести IPO компании Saudi Aramco, капитализация которой уже превысила 1,7 трлн долларов. Также Саудовская Аравия запустила стратегическую программу Vision-2030, целью которой стала диверсификация экономики за счет масштабных инвестиций в инфраструктуру, туризм и человеческий капитал. Благодаря сокращению нефтедобычи саудиты смогли сократить свой бюджетный дефицит с 12,9 % ВВП в 2016 году до 3,8 % ВВП в 2019-м, согласно IHS Markit. Для них выход России из сделки не будет слишком болезненным.
В декабре 2018 года сделка ОПЕК+ была продлена всего на три месяца – характерный признак того, что в 2020 году она будет пересмотрена. Для России выход из сделки устранит барьеры для добычи на месторождениях, которые в последние годы были введены в эксплуатацию «Роснефтью» (Сузунское, Русское, Западно-Эргинское, Юрубчено-Тохомское) и «Газпром нефтью» (Куюмбинское, Восточно-Мессояхское). Это ускорит рост российской нефтедобычи, динамика которой снизилась. Рост добычи в 1999–2008 годах составлял 5 % ежегодно, тогда как с 2009 по 2018 год он составлял около 1,3 %.
Федеральный бюджет России также должен остаться стабильным даже при некотором падении цен. На данный момент для покрытия его расходов достаточно уровня цен в 40 долларов за баррель, а не более 100 долларов, как было в 2013 году. По мнению Фареса Кильзие, России нужно начинать подготовку к выходу из сделки. Откладывать это решение до тех пор, пока США не станут крупнейшим нетто-экспортером нефти, который сможет обнулить усилия ОПЕК по сокращению добычи, станет огромной ошибкой.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин