В последние несколько лет ряд крупных компаний сменили регистрацию и «уехали» из Челябинской области. Производства остались на месте, а вот налоги уходят мимо областной казны. В итоге экономика падает. В этом году прогнозируемый дефицит бюджета может дойти до 20 млрд рублей. Половина этой суммы будет покрыта остатками прошлого года, остальное покроют за счет заимствований. Что делают власти, чтобы удержать крупнейших налогоплательщиков, и достаточно ли этих мер, выяснял «ФедералПресс».
Дисбаланс экономики
В Челябинской области 10 компаний обеспечивают около 30 % поступлений в бюджет. Это свидетельствует о серьезном структурном дисбалансе экономики области, считает председатель комитета по инвестициям и инновациям Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Сергей Колобов.
«Большинство из этих предприятий входят в состав инорегиональных промышленных групп, и центры их прибыли вынесены за пределы области. А значит, значительная часть налогов уходит мимо», – отмечает Колобов.
Доходы бюджета Челябинской области по прогнозам будут расти
В региональном минфине предполагают рост поступлений в бюджет области от налога на прибыль организаций
«Конечно, то, что 30 % налогов обеспечивают 10 крупнейших компаний, это плохо. Но, к сожалению, встречается повсеместно: и в Китае, и в США есть игроки, которые занимают максимальную долю рынка, в том числе и по доходам в бюджет. Это неизбежность. И такие компании надо поддерживать, но развивать и другие секторы экономики», – считает старший партнер ГК «Авуар» Алексей Овакимян.
Эксперт приводит пример Липецкой области, где основную часть доходов бюджета обеспечивал Череповецкий меткомбинат. Но власти создали условия для поддержки малого и среднего бизнеса и «размыли» долю комбината в структуре доходов бюджета.
Естественно, что регион заинтересован в сотрудничестве с крупным бизнесом, ведь от их благополучия напрямую зависит бюджет. И власти разными путями выстраивают взаимодействие с предпринимателями. Но, несмотря на усилия, в последние 15 лет Челябинская область по разным причинам потеряла несколько крупнейших налогоплательщиков.
«Большие компании меняют юрисдикцию, а это свидетельствует о том, что в регионе не слишком комфортно. Налогоплательщики уходят в Уфу, Екатеринбург. От нас ушли «Красное и белое», «Макфа», «Злак» (ТМ «Увелка»). Где-то по политическим мотивам, где-то просто из-за среды. И чтобы их вернуть и переманить к нам другие компании, нужно работать экономическому блоку», – говорит доцент Высшей школы экономики Татьяна Кузнецова.
Эксперты рассказали «ФедералПресс» о планах еще одного предприятия пищевой индустрии перерегистрироваться в другом регионе. Компанию называть собеседники отказались, так как не хотят создать дополнительные проблемы с налоговой.
Налоговая давит
Все крупные предприятия уже сегодня имеют доступ к существующим мерам поддержки и, как правило, эксклюзивные условия их использования, отмечает Сергей Колобов.
«Поддерживать надо не крупнейших, а тех, у кого есть потенциал стать крупными, целенаправленно выращивая налогоплательщиков. Меры поддержки должны быть направлены и на стимулирование появления новых налогоплательщиков, диверсификацию экономики области и устранения ее структурных перекосов. Сегодня это, увы, не так», – считает Сергей Колобов.
«Полномочия региональных властей слишком ограничены, чтобы компаниям дать что-то еще, – подтверждает Алексей Овакимян. – Крупный бизнес достаточно активен, и его слышат. На заседания Союза промышленников и предпринимателей области приезжает губернатор, выслушивает предложения, и отказов, насколько я помню, не было».
Если есть какие-то претензии властей к бизнесу, то они касаются экологических программ, отмечает Овакимян. В остальном проблем не возникает – ситуаций, чтобы собственник предприятия стучался к власти, а его не услышали, в последнее время не было. По мнению эксперта, у крупного бизнеса больше проблем с налоговой, чем с региональной властью.
«Но у налоговой службы тоже ситуация безвыходная. Как я понимаю, им ставят планы по налогам. А за счет кого эти планы можно выполнить? Только за счет тех, у кого есть прибыль. И чем крупнее компания, тем выше налоговый риск. С другой стороны, у них есть возможность защищаться – у таких компаний, как правило, хорошие юристы, и некоторые даже побеждают в спорах с налоговой».
Сергей Колобов также считает, что для развития бизнеса необходимо принятие и соблюдение прозрачных и справедливых правил игры. В частности, важно исключить практику установления налоговым органам планов по штрафам.
«Увеличение налоговой нагрузки (налогообложение земли и недвижимости по кадастровой стоимости, рост НДС и неналоговых сборов) в условиях падающей экономики – это в итоге самоубийственно для бюджета», – утверждает эксперт.
Как считает Татьяна Кузнецова, региональные власти в этой ситуации должны сами выйти на диалог. «К сожалению, налоговые органы Челябинской области известны своим жестким подходом к работе, не слишком компромиссным. Но налоговая инспекция – федеральная структура, не подчиняющаяся правительству Челябинской области. И с ней надо договариваться».
Кузнецова отмечает несколько направлений в поддержке крупного бизнеса: налоговое администрирование, работа с судами, льготирование, открытый доступ крупнейших налогоплательщиков к руководителям экономического блока. «Чтобы не постфактум информировать об изменениях, а оперативно вместе решать проблемы. Министр должен сам взять и поехать в налоговую, и если какие-то споры в судах – попытаться понять и помочь».
Удержать всеми силами
Со своей стороны власти пытаются обеспечить понятные и стабильные правила игры. В конце 2019 года губернатор объявил об Индивидуальном плане инвестиционного развития Челябинской области. В документ вошло 314 проектов общим объемом финансирования более 620 млрд рублей. «У нас масштабных инвестиционных проектов нет, поэтому меня беспокоит динамика роста инвестиций. Нас интересуют новые производства с высокой добавленной стоимостью, которые позволят диверсифицировать экономику», – отметил ранее Алексей Текслер.
В министерстве экономического развития Челябинской области рассказали об основных направлениях работы с крупнейшими налогоплательщиками. В целом всю работу можно условно разделить на несколько направлений: финансовая поддержка (льготы и кредиты), инфраструктура и кооперация, а также взаимодействие с властью.
Так, с 2019 года регион активно включился в работу над законопроектом «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации». Это значит, что условия для инвестора не будут меняться в период реализации его проекта.
Однако эксперты сомневаются в реальной неизменности условий. В первую очередь потому, что меняются не законы, а их интерпретация. Так, например, в декабре Верховный суд уточнил норму, по которой решения общего собрания в ООО должны заверяться нотариально. А если этого не произошло, то предприятие должно выплатить штраф.
«У нас миллиона три юридических обществ – это значит, надо три миллиона уставов поменять сейчас. Эта норма где-то в недрах Гражданского кодекса жила, но никто не знал, что она есть и ее надо применять. А пленум ВС сказал, что надо. Казалось бы, такие мелочи, но они показательны», – говорит Алексей Овакимян.
Собеседник «ФедералПресс» приводит и другой пример: недавно изменили интерпретацию налога на добычу полезных ископаемых и в четыре раза увеличили платеж для щебеночных карьеров. Теперь компании вынуждены судиться с налоговой и обращаться в различные инстанции, чтобы решить проблему.
С налоговыми льготами примерно такая же ситуация. Получающие их предприятия регулярно судятся с налоговой. Об этом свидетельствует большое количество дел на сайте арбитражного суда.
«Налоговое регулирование и программы для бизнеса излагаются сложным языком, поэтому требуются специальные познания, чтобы понять, а что же имелось в виду, – говорит управляющий партнер «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Евгений Ковалев. – Многие с этим не справляются. Поэтому необходимо еще на этапе получения преференций бизнесу обеспечить тесное взаимодействие с налоговой и региональной властью. Чтобы предприниматель понимал, что он законно претендует на налоговые льготы».
Для структурных изменений в работе с бизнесом нужны и кардинальные меры. Как отмечает Сергей Колобов, в последние 20 лет в экономике региона отмечено две тенденции: деиндустриализация и сокращение производства высокотехнологичной продукции. Чтобы избежать дальнейших проблем с налоговыми поступлениями, эксперт предлагает на законодательном уровне закрепить государственную регистрацию предприятий по месту нахождения производства.
Еще одна идея – кардинально изменить закон о банкротстве, цель которого – просто ликвидировать предприятие вместо оздоровления. «А на уровне области разработать и принять программу реиндустриализации экономики региона», – говорит Колобов.
Инфографика: Елена Майорова Фото:Евгений Поторочин