Уже в 2021 году непродовольственные товары в России могут вырасти в цене в среднем на 10 %, не считая инфляции. Такие опасения высказывают представители бизнеса в связи с разработкой нового экологического норматива, который подразумевает полную утилизацию отходов потребительских товаров и упаковки. Экологи и ретейлеры, в свою очередь, заявляют, что рост цен если и будет, то незначительным. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».
Норматив, подразумевающий стопроцентную утилизацию отходов потребительских товаров и упаковки, является частью разрабатываемой концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров (РОП). Этот документ готовит Минприроды РФ. До конца марта текущего года концепцию должен одобрить кабинет министров, а с января 2021 года новые требования должны вступить в силу. Законодатели посчитали экономический эффект от введения норматива. По их расчетам, федеральная казна ежегодно будет получать 136 млрд рублей от экологического сбора, это на 2,2 млрд рублей больше, чем сейчас.
В России производителей и импортеров товаров обязали утилизировать продукцию и ее упаковку в 2015 году. На деле механизм заработал в 2017 году. В настоящее время существуют нормативы утилизации по 54 группам товаров, таких как тара, бумага, шины, электроника. Расширенная ответственность производителя реализуется тремя способами: самостоятельная утилизация, заключение договора с подрядчиками, осуществляющими утилизацию, оплата экологического сбора.
При этом сегодня лишь часть производителей осуществляет утилизацию упаковки и отходов, а их деятельность охватывает только от 5 до 35 % объема продукции на рынке в зависимости от категории. Все остальные предприниматели уплачивают экологический сбор. Например, в 2020 году норматив утилизации для текстильных изделий составляет 5 %, а ставка экосбора – 16,3 тысячи рублей за тонну товара.
До появления системы РОП компании, оказывающие влияние на окружающую среду, отчисляли только плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Сейчас существуют две выплаты – РОП и НВОС. Первая призвана компенсировать ущерб, причиненный во время производства, а вторая – ущерб после потери потребительских свойств.
Ждите роста цен
Представители бизнеса уже забили тревогу в связи с введением новых правил. По оценкам главы комитета по торговле «Деловой России» Алексея Федорова, которые он озвучил «Известиям», в следующем году цены на бытовую технику вырастут на 13 %, электронику – на 9 %, одежду и обувь – на 2–5 %. Прогноз организация составила на основе мнений 800 ретейлеров.
Представители торговых сетей поддерживают концепцию Минприроды, но просят дать им время на подготовку к полной утилизации. Переходный период, который мог бы удовлетворить бизнес, составляет пять лет. По словам Федорова, предлагаемая инициатива влетит компаниям в копеечку, так как им придется не только утилизировать продукцию, но и оборудовать новые склады для хранения упаковки, а также нанимать новых сотрудников.
О том, что концепция РОП требует доработки, представители бизнеса говорили еще в 2019 году. Они даже писали президенту и предупреждали его о неизбежном росте цен. В качестве примера грамотного подхода к подобного рода изменениям предприниматели привели опыт Европы, которая переходила на стопроцентную утилизацию более десяти лет.
Представители «Союзмолока» заявили, что повышение нормативов до максимального уровня увеличит нагрузку на рынок с 826 млн до 4,2 млрд рублей. При этом реформа грозит не только ростом расходов, но и другими проблемами. Так, компаниям придется расторгать уже заключенные договоры с переработчиками и распускать объединения, созданные для реализации РОП.
Природа важнее
В Минприроды отмечают, что целью изменений является сокращение количества отходов, попадающих на свалки. Система переработки отходов от товаров и упаковки успешно зарекомендовала себя во всем цивилизованном мире. В России, помимо прочего, она может устранить несправедливость. Ведь сегодня средства на утилизацию мусора региональным операторам и переработчикам поступают только от сборов с населения.
Эксперты Минприроды отмечают, что внедрение института РОП будет способствовать переходу России к экономике замкнутого цикла. В ведомстве уточнили, что работа над финальной версией концепции еще идет, в том числе и с бизнес-сообществом. Минприроды обсуждает с компаниями, как и в какие сроки они предлагают повышать нормативы по утилизации. Поэтому бить тревогу преждевременно.
Представители Российского экологического оператора считают, что введение норматива не обязательно повлечет за собой рост цен на непотребительские товары. По их расчетам, при полной уплате экосбора на упаковку увеличение цен на товары из потребительской корзины составит около 178 рублей в год, в том числе на непродовольственные – около 35 рублей. Кроме того, производителей и импортеров товаров планируется обеспечить дополнительными льготами при использовании ими вторсырья, что также должно остановить рост цен.
Перспективы
Эксперты сходятся во мнении, что какие-либо выводы о росте цен на товары пока делать рано. «Непродовольственная продукция подорожает независимо от того, будет введен данный норматив или нет. Это обусловлено инфляцией и прочими экономическими закономерностями. Кроме того, многие производители уже утилизируют продукцию и упаковку, то есть у них не будет необходимости повышать цены. Ну и нельзя забывать о законах рынка. Производители и ретейлеры заинтересованы в том, чтобы их продукция была востребована. В условиях снижающихся доходов населения и, как следствие, спроса никто не пойдет на то, чтобы значительно повышать цены», – считает аналитик консалтинговой компании «Призма» Андрей Токарев.
Представители группы «М.Видео-Эльдорадо» заявили, что уже запустили проект по сбору и переработке старой бытовой техники. В партнерстве с ассоциацией «СКО Электроника – утилизация», объединяющей ведущих производителей техники, в 2019 году они запустили проект по сбору и переработке старой бытовой техники и электроники. В этом году компании планируют расширить проект.
Выбор в пользу самостоятельного исполнения РОП сделала и компания Coca-Cola. В 2016 году она запустила в России программу «Разделяй с нами», направленную на развитие и пропаганду раздельного сбора отходов. Компания поставила перед собой цель к 2030 году собирать 100 % эквивалента выпускаемой упаковки и направлять ее на переработку. За первые два года реализации программы производитель установил около 5 тысяч контейнеров в 50 городах России, собрал и переработал около 50 тысяч тонн отходов упаковки.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Мусорная реформа