Сложно назвать регион, где не было скандала или уголовного дела, связанного с застройкой, реконструкцией или аналогичными направлениями. В большинстве случаев претензии сводились к работе архитекторов и их подразделений. Но в последнее время таких историй становится заметно меньше. Об отсутствии ценности архитекторов в современной России, смене табличек на дверях, подмене понятий и перспективах развития городов – в материале «ФедералПресс».
Несмотря на то, что Россия – огромная по территории страна, проблемы в строительной сфере во многом схожи. Впрочем, как и предлагаемые решения, а также их последствия. Говоря о последних, можно привести несколько примеров.
Если посмотреть на истории в регионах, можно сделать вывод: архитектор и арест – однокоренные слова.
В Краснодаре был задержан главный архитектор Игорь Мазурок, ему инкриминировалась незаконная выдача разрешений. Его коллегу из Сочи также задержали по аналогичному поводу. В Ростове суд заменил домашний арест на подписку о невыезде и надлежащем поведении главному архитектору Роману Илюгину, который подозревается в превышении полномочий.
Задержания архитекторов помнят Дагестан, Воронежская область, Башкирия, Карелия. В Астраханской области и Ставропольском крае застройка привела на скамью подсудимых министров, курирующих эту сферу.
Не будем утруждать читателя перечислением регионов. Для этого есть поисковые системы, где по запросу «архитектор «любой регион» арест» можно найти информацию об аналогичных случаях даже в малых городах.
Но такая динамика пополнения списка судимых экс-архитекторов начала снижаться, чему есть вполне объяснимые причины. В качестве примера приведем Краснодар, где «главный архитектор» быстрорастущего мегаполиса скоро отметит полгода на своем посту, а потом на примере России расскажем, почему этот случай станет показательным для России.
Полгода нового «главного архитектора»
Наталья Машталир была назначена на нынешнюю должность в сентябре прошлого года. За это время она запомнилась несколькими достаточно обсуждаемыми в Краснодаре инициативами.
Например, на Новый год она предложила ограничить количество цветов, присутствующих в гирляндах. Выступила Наталья Машталир с идеей о том, чтобы крыши домов были выполнены в одном цвете. Особенно плотно чиновница решила заняться рекламными вывесками на магазинах и офисных центрах, для чего был разработан дизайн-код.
Сначала это нововведение носило рекомендательный характер, но позже все пришло к классической схеме добровольно-принудительного наведения порядка.
«В 2019 году департамент архитектуры и градостроительства разработал 3003 обязательных технических условия, в 2020 году – 101. До мая будем докладывать по двум годам, для того чтобы округа успевали отчитаться о проделанной заботе по выданным ранее условиям. На слайдах представлена динамика работы по округам, а также по штрафам. Штрафы округа выписывают активно», – отчиталась на планерке Наталья Машталир.
Жители, обсуждая дизайн-код, говорят, что разницы особой не видят, в то время как штрафы выписываются. А вот решений «главного архитектора» по застройке найти не выйдет. Дело в том, что, несмотря на указания в СМИ и на официальном портале администрации Краснодара, Наталья Машталир не является главным архитектором, она – заместитель директора, начальник отдела городской среды. Хотя в администрации и публичном пространстве она продолжает позиционироваться как «главный архитектор».
«Но статус… Может, и большой, и громко звучит, но по факту… В полномочиях моей должности есть «согласование вывесок, внешнего вида зданий, размещение нестационарных торговых объектов» – в общем, все, что касается красоты. Больше это похоже на главного художника. Но такой должности не существует. Но и главного архитектора тоже не существует. У меня в трудовой книжке записано: «Заместитель директора департамента, начальник отдела городской среды». Ну вот так СМИ окрестили», – прокомментировала свое назначение изданию «Югополис» Наталья Машталир.
Гражданские активисты также обращают внимание на должность – формальную и реальную, но считают, что, несмотря на ограниченные полномочия, ее работа также важна
«Звучит «главный архитектор», конечно, громко и гордо, хотя такой должности просто нет. Есть начальник отдела городской среды – одного из огромного [количества] департаментов. На самом деле это означает: «Cиди, девочка, и рисуй красивые картинки, пока большие дядьки решают важные вопросы». И это очень плохо. У нее свежий взгляд, она вышла из общественности, она профессионал и идейный человек (как минимум такой она была до назначения), но мало чего в принципе может поделать в рамках своих ограниченных полномочий. Хотя, слыша должность «главный архитектор», от нее много требуют, причем все. Ее роль сугубо творческая – это важно четко понимать. Дизайн-код, украшательства, внешний вид – вот это к ней. Но многие не понимают и считают: мол, вместо того, чтобы строить дороги и спасать Музыкальный, она занимается украшениями. Но что поделать, если это и есть ее прямые обязанности. Другими она не наделена, увы. Единственное, что ей сложно, как профессионалу, – доносить до широких масс суть ее идей. Но радуют хотя бы попытки это сделать. Можно ли вспомнить лекции предыдущих главных архитекторов? А обсуждение проектов благоустройства с жителями, прежде чем они будут опубликованы? Это даже не формальные слушания, а действительно желание услышать и реализовать хотелки жителей», – прокомментировал активист Мирослав Валькович.
Исключение или практика?
На самом деле, выдвигаемые в Краснодаре идеи не являются инновациями, продвигаемыми в отдельно взятом городе. К дизайн-коду идут и в Крыму, если говорить о Южном федеральном округе.
«Я убеждена, что образ каждого населенного пункта Крыма должен быть разным в зависимости от исторических архитектурных традиций городов. Все новые объекты нужно строить именно с учетом этих особенностей, чтобы облик крымских городов не трансформировался, а сохранялся. В дизайн-коде, насколько я понимаю, речь идет именно о новых объектах, к старым зданиям, имеющим значение памятников архитектуры, особое отношение. Некоторые из них могут подлежать только реставрации, другие – реконструкции, то есть преображению; в таких объектах можно заново отделывать фасады и даже менять планировку», – прокомментировала член градостроительного совета Крыма, доктор архитектуры Зарема Нагаева.
Если посмотреть федеральную повестку, то наведение такого рода порядка, приведение к единому облику можно наблюдать во всех регионах. Конечно, не везде это называется дизайн-кодом, не везде чиновники много комментируют этот процесс, но в последние годы он явно выходит из тени на первый план.
Полноценно и давно об этом говорят в Самаре, Томске, Тюмени и множестве других городов России. При этом тезисы от муниципалитета к муниципалитету схожи, пусть и с поправками на историю и развитие городов.
Города взрослеют, меняются приоритеты
Исходя из общей динамики развития городов и рынков, можно понять: важность архитектора в классическом понимании постепенно снижается. Многочисленные рейтинги говорят о том, что строительство переходит в новый формат, который больше связан с обновлением фонда.
В любом более-менее развитом городе наиболее дорогие земли застроены так, что порой там нет места даже для установки торговой точки. При этом именно благоустройство и качество городской среды становятся одними из важных показателей при выборе недвижимости россиянами.
Если посмотреть на траты бюджетов в регионах в рамках программы «Комфортная городская среда», можно увидеть, что объемы финансирования там значительные. Например, только на Краснодар в 2019 году выделено почти четверть миллиарда рублей. Здесь еще не учитывается плановое благоустройство в округах, приведены данные только по основной программе.
Очевидно, что для освоения средств в этом направлении требуются скорее урбанисты, а не архитекторы. Отчасти такой смене вектора способствует и федеральное правительство, которым разработан порядок рейтингового голосования при отборе территории для благоустройства. Как говорилось в разделе о деятельности Натальи Машталир, при разработке проектов нужно учесть пожелания жителей, при этом не нарушив общий стиль города.
Меняющееся законодательство и возврат земель в собственность муниципалитетов также способствует развитию благоустройства, при котором ключевые роли сыграют урбанисты и диалог с жителями. Например, в Краснодаре администрация уже сказала, что для создания Николаевского бульвара, например, нужно вернуть часть земель в собственность – где-то через суд, а где-то придется выкупать квадратные метры.
Также в каждом городе есть классический пример, показывающий, что урбанисты-чиновники нужны. Речь идет о рекламных конструкциях, установка которых вызывает споры среди жителей и общественников, но в тоже время эти щиты приносят деньги в бюджет. Например, в Ростове была разработана целая концепция, показателей которой пока не удалось достичь, об этом рассказали в Контрольно-счетной палате.
Согласно концепции, в период с 2014 по 2019 год площадь рекламных конструкций в Ростове должна была вырасти на 79,3 % – с 63,6 до 114 тысяч квадратных метров. Это должно было принести в бюджет города дополнительно 700 млн рублей. Деньги поступали бы от сдачи этих площадей в аренду. По факту, поступления в бюджет от рекламы к концу 2019 года, по оценкам КСП, составили чуть больше 486 млн рублей, или не более 69 % от той суммы, которую власти сами себе поставили в задачу.
Такой объем площадей, конечно же, неизбежно приводит к спорам в экспертном сообществе, происходит это во всех регионах. Например, в администрации Нальчика, как и во многих городах, проводят ревизию конструкций.
«Реклама является отличным двигателем торговли. Но за хаотичным нагромождением щитов, баннеров и световых конструкций невозможно рассмотреть перспективы улиц. Порой рекламная информация месяцами не обновляется, щиты тускнеют, теряют вид и портят облик города. Кроме того, при неправильной установке конструкции могут стать причиной ДТП, ухудшить обзор водителям, испортить фасады и крыши зданий», – рассказали в администрации.
Если обратить внимание на наследие, оставшееся после Олимпиады и чемпионата мира по футболу, также можно увидеть, что речь о дальнейшем строительстве не ведется, а вот об использовании полученных пространств, их адаптации к повседневной жизни – вполне.
«Как только последний фанат с Олимпиады (Лондонской. – Прим. ред.) уехал, они закрыли все. Обнесли забором и перестроили. Сузили дороги, потому что такие широкие не нужны. Перенесли мосты. Сделали парк. Построили жилье, торговый комплекс, крупный транспортно-пересадочный узел. Полностью все переделали. Этот план был у них изначально готов. Для сравнения возьмем Пекин: провели Игры, сейчас приходишь – мертвая асфальтовая пустыня, стадионы все разваливаются», – прокомментировал Илья Варламов.
Отдельно Варламов высказался о том, что стало с Сочи после Олимпиады 2014 года. «Ну это ужасно. Они заполонили весь парк электромашинками, там даже ходить нельзя. Велосипеды, скутеры. Гигантские асфальтовые поля. Ты понимаешь, сколько стоит поддерживать эту территорию? А она не приносит ни копейки. При этом все приходит в упадок. Я снимал там во время чемпионата – все разваливается. Покрытия с проплешинами. Парк нужно было реконструировать. Понятно, что на Олимпиаду приехало 1,2 миллиона человек. Но больше никогда в жизни такие пространства не будут нужны. Сразу после Игр нужно было сужать дороги. Зачем там десятиполосные шоссе, по которым даже во время чемпионата мира ездило две машины в день? Зачем гигантские поля асфальта, где раньше были парковки? Они не нужны. Нужно делать парки, застраивать, возвращаться к человеческому масштабу», – считает Варламов.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий.