Так устроена жизнь, что время забирает у нас самых дорогих, родных. Вот и спустя 75 лет после Великой Отечественной войны с нами остались немногие герои. Но это не значит, что подвиг победителей забыт. Многие сотрудники «Самотлорнефтегаза» помнят о своих предках, бережно хранят как семейные реликвии их снимки и письма. О героях, историями которых делятся их потомки, мы продолжаем рассказывать в рубрике «Память сердца».
На его долю выпало две войны и два фронта
Ведущий специалист отдела социальных программ АО «Самотлорнефтегаз» Юлия Самарская родилась через три года после смерти своего удивительного деда – ветерана Великой Отечественной войны Ивана Яковлевича Колесника. Но знает она его так, как если бы многие часы проводила с ним рядом.
«Высокий, статный, видный», – такими вспоминала ее мама Галина Алексеевна свекра, которого знала с самого детства, ведь родители Юлии не просто земляки – одноклассники.
В поселке Красный Путиловец, что в Полтавском районе Омской области, куда семья Колесников почти каждый год ездит в отпуск, Ивану Яковлевичу Колеснику местным военкоматом поставлен на могиле красивый памятник. Когда в очередной раз семья Колесников приехала на родину в Красный Путиловец, как раз была издана книга «Гордимся своими земляками», в которой есть глава и об Иване Яковлевиче Колеснике.
Книгу написала, бережно собрав информацию об односельчанах, и погибших во время войны, и вернувшихся с фронта, учительница русского языка в школе, где учился сын фронтовика, Лариса Дмитриевна Копылова.
Не таким уж большим тиражом удалось издать книжку, но один экземпляр теперь хранится в семье Самарских, и все, кто умеет уже читать, ее прочитали.
В огне не горел
Иван Яковлевич Колесник родился в 1915 году в Омской области. Еще до войны был призван в Красную Армию на срочную службу. Служить ему посчастливилось на Дальнем Востоке. Именно посчастливилось, ведь великий пытливый жизнелюб Иван Колесник рад был возможности узнать край, столь непохожий на его малую родину. После службы он вернулся в родной колхоз и работал водителем.
Он ушел на фронт в первые дни войны, оставив дома кроме жены двоих детей. Первые военные годы был танкистом. Приходилось ему вместе со своей боевой машиной и гореть. После одного такого случая он чудом остался жив. Однако едва затягивались раны бойца, он тут же снова рвался на фронт.
В 1943–1945 годах Иван Яковлевич Колесник служил в разведке и в составе первого Белорусского фронта под командованием маршала Василевского дошел до Кёнигсберга.
Во время войны Иван Колесник был награжден медалями «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в 1941–1945 годах», «За отвагу» и боевыми орденами – Красной Звезды и Отечественной войны II степени.
Ему выпали на долю две войны, Финская и Великая Отечественная, и два фронта – Карельский и Западный.
Уже с финской войны, в 1946 году, Иван Яковлевич вернулся в родной колхоз. У него родилось еще трое детей, в том числе отец Юлии Самарской.
«Рассказывают, что дед страстно любил жизнь: техника, охота, лыжи – все было в ней, – вспоминает Юлия Самарская. – Еще до войны стал шофером, первый в селе сел на мотоцикл, а вернувшись в 1946 году домой, уже не расставался с «газончиком», так ласково называл свою машину».
На работе – в почете, на охоте – с удачей
Иван Яковлевич лихо водил свой «газончик», успевал в каждый тракторный отряд доставить горючее в любую погоду. Казалось, он никогда не испытывал никаких затруднений в жизни: на работе – в почете, на охоте – с удачей, на лыжах – в удовольствие.
Колесник вырастил пятерых детей, которые всегда его радовали, были его счастьем.
Его не просто уважали, а по-настоящему любили в родном поселке за доброжелательность и веселый нрав. Там, где Иван Яковлевич, всегда шутка, смех. Безотказный в работе, он всегда умел помочь соседу, поддержать знакомого, дать добрый совет сомневающемуся.
«Такие люди укрепляли землю трудом, а жизнь украшали добром» – так написано о нем в книге «Гордимся своими земляками», – говорит Юлия Самарская. – Мужчины в селе были все его друзьями, потому что никого никогда не обидел ни словом, ни делом».
Ребятишки мигом окружали остановившейся «газончик» дяди Вани, с нетерпением ждали, когда откроется дверца кабины и появится с улыбкой их самый любимый друг.
Знал дядя Ваня, что нет для мальчишек большей радости, чем забраться в кузов, там сесть на доску – скамейку от борта до борта и прокатиться на машине до конца улицы. Тот, кто удостаивался чести ехать в кабине, был от счастья на седьмом небе, ему завидовали остальные пацаны.
Отбор пассажира в кабину был у дяди Вани очень строгим: учеба, поведение – все должно быть на высоком уровне. Шофер был отличным воспитателем, по его следам пойдут многие мальчишки села.
По зимникам Иван Яковлевич возил бензин из Тюменской области. В одной из таких поездок он поранил руку, но, привыкший быть в строю, счел свою травму ерундовой и продолжал крутить баранку одной рукой – заменить-то его было некем. Он слишком поздно обратился к врачу: уже началось заражение крови, и его не спасли. Так получилось, что и последний день своей жизни танкист и разведчик Колесник служил людям и отдал ее им всю, без остатка.
Фото: АО «Самотлорнефтегаз»
Спецпроект «75-летие Великой Победы. Живые герои»