18 марта вошел в историю России как день воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. За шесть лет на полуострове произошли разительные изменения. Самые глобальные из них – Крымский мост, аэропорт Симферополя, новая автотрасса «Таврида». Как эти перемены оценивают россияне, оправдано ли воссоединение и нужно ли России и дальше расширять свои границы и присоединять новые территории? Эти вопросы корреспонденты «ФедералПресс» задали жителям и гостям столицы.
«Запомнилось море»
Южный берег Крыма был любимым местом русских поэтов и писателей. Крым любили за его уникальный климат, за воздух, за его море и горы.
Севастополь – Город-герой, город славы русской армии и флота. В годы Великой Отечественной войны его сровняли с землей, но Севастополь вновь вырос из руин, и сегодня это один самых красивых городов не только Крымского полуострова, но и России.
Ровно шесть лет назад, 18 марта 2014 года Крым и Севастополь вновь вошли в состав Российской Федерации. Как тогда сказал президент Путин, вернулись в родную гавань. И с первого года на полуостров хлынул поток туристов. И тем не менее, как выяснили журналисты «ФедералПресс» на улицах Москвы, не все еще успели побывать в этих уникальных краях. 18-летняя жительница столицы Анна Вострикова рассказала, что была в Крыму четыре года назад. «Мне понравилось. Видно было, что после присоединения к России идет масштабная реконструкция отелей и санаториев. Позитивная динамика. В Севастополе не была, но хотела бы», – рассказала Анна.
Отдохнуть в Евпатории с ребенком в прошлом году довелось москвичке Наталье Покровской. «Я восхищена Крымом. Все понравилось: чудесный воздух, море. Хотелось бы даже приобрести там недвижимость, – поделилась Наталья. – Новый аэропорт понравился: не уступает Шереметьево и Домодедово, разве что размером».
По ее словам, раньше «было намного хуже, теперь – цивилизация». Крым впечатлил, хотя по новому мосту, сожалеет женщина, ей еще не удалось проехать, а потому в этом году она планирует наверстать упущенное. Женщина призналась, что не ожидала увидеть такую развитую инфраструктуру для отдыха. А что касается климата и воздуха, то, по словам Натальи, в этом даже Турция уступает Крыму.
Некоторые из опрошенных рассказали «ФедералПресс», что бывали в Крыму и Севастополе еще в прежние годы, до воссоединения. Конечно, все помнят теплое приветливое море, удивительную красоту природы и архитектуры.
Пенсионерка из Москвы Людмила Мельник рассказала, что раньше была в Крыму довольно часто, последний раз – семь лет назад. Она считает правильным, что Крым воссоединился с Россией. «Спасибо Владимиру Путину, который это сделал. Знакомые, живущие в Крыму, довольны. Не думают о том, чтобы перейти в Украину», – рассказала женщина.
И это в отличие от жителей Киева, где Людмила Мельник побывала в этом году. «Мне совсем не понравилось. Упадший город. Люди неяркие, несветлые, у них мрачное состояние», – сообщила Людмила Мельник и добавила, что очень хотела бы вернуться в Крым и Севастополь.
Крым и Севастополь – это…
Пусть не всем респондентам удалось побывать в Крыму и Севастополе за прошедшие шесть лет, о переменах, которые произошли на полуострове, слышали и знают (пусть хотя бы из СМИ) все. Пенсионерка Виктория Беловолова заметила, что раньше Крым у нее ассоциировался с Советским Союзом, теперь – только с Россией. Для жительницы Владимирской области Маргариты Карташовой Севастополь – это, прежде всего, «Великая Отечественная война, оборона, художник Дейнека». Житель Узбекистана Расул Матчанов признался, что Крым ассоциируется у него с отдыхом, красотой, морем.
Расширить границы?
На вопрос «нужно ли России присоединять новые территории?» (например, если возникнет такая ситуация, присоединить ДНР, ЛНР или, может быть, Абхазию, Южную Осетию), респонденты ответили неоднозначно. Так, Анна Вострикова считает, что новые территории присоединять не нужно. «Сначала надо качественно освоить те территории и ресурсы, которые уже есть», – добавила Анна.
По мнению москвички Нины Ананьевой, нет необходимости присоединять к России еще какие-то территории, так как на нашу страну «уже и так весь мир смотрит с ужасом». По ее словам, имеет смысл развивать то, что есть, а не вырубать тайгу, не вывозить лес в Китай, не губить природу.
Похожего мнения придерживается москвичка Екатерина Богомазова. Она считает, что главное – навести порядок и мир в стране.
Пенсионерка Людмила Мельник резонно заметила, что все зависит от желания «самих жителей этих территорий – как они решат, так и должно быть».
Роман Айвазян из Москвы говорит, что для него все жители бывшего СССР – свои. «Я советский человек. Не разделяю украинцев, армян, грузин, азербайджанцев. Пусть границы разные, но Европа же живет как-то вместе. Все нормально существуют. И мы можем так же – не грызться друг с другом и не портить нервы, – уверен Роман. – Даже если не правители, то народ свое сделает. Мы все любим друг друга, и случится так».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева