Глобальная эпидемия привела к прекращению авиасообщения Красноярска с другими странами и падению внутренних перевозок. Но главный удар – заморозка уникального для РФ проекта по созданию хаба «Аэрофлота», который местный аэропорт выиграл в жесткой конкуренции с другими городами. Об истории и значении этой инициативы, вариантах компенсации выпадающих доходов и возможности поддержки со стороны государства – в материале «ФедералПресс».
Ноль вместо 12
Авиакомпания «Аэрофлот» отложила открытие хаба в аэропорту Красноярска. Первоначально запуск проекта планировался на 29 марта текущего года. Сейчас речь идет в лучше случае об июне. Причина – в сложной эпидемиологической обстановке.
Хаб должен был стать для авиакомпании вторым после Москвы. Он предполагал открытие 12 дополнительных маршрутов из Красноярска: в Сочи, Симферополь, Омск, Томск, Якутск, Новосибирск, Братск, Тюмень, Екатеринбург, Иркутск, Владивосток и Пекин. До 2023 года на этих рейсах планировалось перевести миллион пассажиров. Кроме того, именно в Красноярске должны были базироваться самолеты Boeing 737-800 и Superjet 100.
Судя по всему, решение авиакомпании стало неожиданным и для региональных властей. Еще в середине марта министр транспорта Красноярского края Константин Димитров в соцсетях выражал уверенность, что запуск проекта произойдет, несмотря на коронавирус.
За что боролись
Как рассказали в пресс-службе красноярского аэропорта, право на открытие хаба он выиграл в результате серьезной конкуренции с новосибирским Толмачево и екатеринбургским Кольцово
Изначально решение о создании хаба стало следствием указа президента РФ, ориентировавшего развивать перевозки в обход московского авиационного узла. Это нужно было не только для развития регионов и повышения транспортной доступности для их жителей, но и в связи с необходимостью разгрузить столичные аэропорты.
Два года назад «Аэрофлот» принял стратегию развития до 2023 года. Один из целевых показателей – увеличение объемов пассажирских перевозок до 100 млн человек в год. Эта цифра имела символическое значение, потому что в 2023 году авиакомпании исполнялось 100 лет. Реализовать это можно было только за счет использования аэропорта в центральной части страны, с достаточной инфраструктурой и качеством обслуживания, готового к работе с большим потоком трансферных пассажиров. Как рассказали в пресс-службе аэропорта Красноярска, конкурентным преимуществом объекта стала масштабная модернизация, проведенная здесь в преддверии Универсиады-2019.
«Аэропорт к Универсиаде 2019 года полностью обновил всю наземную инфраструктуру, построил современный терминал мирового уровня, деловой центр. Мы смогли предложить более гибкие и выгодные условия для перевозчика, в результате чего было принято решение о формировании международного хаба авиакомпании на базе нашего аэропорта. В Новосибирске, Екатеринбурге и Сочи будут формироваться региональные базы для развития уже внутрироссийских перевозок», – отмечают в аэропорту.
Засосало в турбину
Перенос запуска хаба «Аэрофлота» стал первой крупной потерей красноярского аэропорта с 2016 года, когда от его услуг отказалось грузовое подразделение Lufthansa Cargo. Компания использовала Красноярск для дозаправки своих самолетов, следующих рейсами между Европой и Дальним Востоком. Представитель Lufthansa тогда объяснял это решение тем, что Толмачево как объект является «более продвинутым». Впрочем, за прошедшее время в аэропорту Красноярска уже успела пройти масштабная модернизация. Других проектов уровня хаба «Аэрофлота» у красноярского аэропорта сейчас нет, отметили в пресс-службе.
Интересно, что несмотря на распространение коронавируса пассажиропоток здесь в январе-феврале вырос на 11 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Причем отмечен прирост и по международным направлениям на 3 % – до 87,3 тыс. пассажиров. Количество самолетовылетов из красноярского аэропорта за это время составило 2231 – на 10 % больше, чем за два месяца 2019 года.
В дальнейшем эпидемиологическая обстановка все же повлияла на работу аэропорта: с 22 марта прекращены все международные авиарейсы. Однако постепенное сокращение сообщения происходило и раньше. Закрылись полетные программы в Пекин, Харбин, Санью, Маньчжурию и Шидзяджуань, составлявшие до 10 рейсов в неделю. Позднее было закрыто сообщение с Индией и ОАЭ. Из-за запрета на въезд иностранных граждан в РФ прекратились полеты в страны СНГ. Следующим ударом стало ужесточение въездного режима в страны Юго-Восточной Азии. В аэропорту признаются, что в комплексе эти меры привели к сокращению международного пассажиропотока практически до нуля. Последним действующим направлением оставался Таиланд. В пресс-службе уточнили, что в апреле прогнозируется потеря свыше 50 тысяч пассажиров, которые планировали перелеты за рубеж.
Закрытие заграничных направлений сказалось и на внутренних перевозках. Например, загрузка рейсов из Хабаровска сократилась на 10–12 %, из Владивостока – на 15 %, из Москвы – на 6 %. Такие итоги связаны с тем, что эти направления часто использовались как трансферные: в первых двух случаях – в Юго-Восточную Азию, в последнем – в Европу.
«Главной задачей сейчас является поддержка авиакомпаний, которые выполняют полеты в/из аэропорта Красноярск, так как они несут колоссальные потери, а без них мы не сможем вести свою операционную деятельность. Для этого мы разрабатываем комплекс мер по снижению финансовой нагрузки на перевозчиков (маркетинговые программы, специальные условия оплаты). Совместно с перевозчиками мы переориентируемся на внутренний рынок. Так, с 29 апреля авиакомпанией «Ютэйр» открывается программа полетов в Анадырь. Новый рейс с учетом комфортных стыковок в аэропорту Красноярск позволит жителям Чукотки отправиться в Москву, а также на курорты Черного моря в летний период. Планируется расширение маршрутной сети и по другим дальневосточным направлениям. Но, безусловно, все будет зависеть от дальнейшего распространения коронавирусной инфекции и вводимых ограничений», – отмечают в красноярском аэропорту.
Взлет задерживается
Руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев обращает внимание, что красноярский аэропорт находится в выигрышном положении, поскольку имеет достаточно внутренних рейсов для продолжения деятельности. Однако здание было недавно фактически построено заново, что потребовало существенных инвестиций – и сроки окупаемости теперь под вопросом.
«Российские аэропорты в принципе находятся в лучшем положении, чем западные. Если в Европе международные рейсы составляли большинство, то у нас структура другая. А Красноярский аэропорт неплохо выглядит, например, на фоне того же Шереметьева, где на международные маршруты работали сразу три терминала. Другое дело, надо понимать, что в Красноярске мы имеем дело фактически с новым аэропортом, и произведенные в него инвестиции не окупятся в ближайшее время. Такие последствия, как падение выручки и подвижка в реализации заявленных проектов, неизбежны. И тут вопрос к менеджменту, удастся ли сократить расходы так, чтобы падение денежного потока не было болезненным», – отмечает аналитик.
По словам Пантелеева, сегодня около 50 % всех затрат российских аэропортов приходится на персонал, именно здесь он видит резерв для сокращения расходов. В то же время, по мнению эксперта, проект хаба в Красноярске все же будет реализован и принесет существенный экономический эффект.
«Потенциал Красноярска никуда не делся, и потому в среднесрочной перспективе я не вижу причин, почему этот проект мог бы не реализоваться», – заметил он.
Депутат Законодательного собрания Красноярского края, член комитета по промышленной политике, транспорту и связи Виктор Кардашов полагает, что красноярский аэропорт имеет достаточный запас прочности и потому государственная поддержка для того, чтобы пережить трудный период, ему вряд ли понадобится.
«В настоящее время правительство внесло на рассмотрение проект корректировки бюджета, но я не слышал, чтобы в нем что-то говорилось о поддержке аэропорта. Это в целом оправданно: аэропорт после реконструкции отличался ростом пассажиропотока и, судя по всему, имеет хороший запас прочности. Кроме того, это рыночная структура, и не очень понятно, как власти могли бы ему помочь, но думаю, если проблемы возникнут, реакция будет. Однако аэропорты сегодня в стране находятся примерно в одном положении, испытывают схожие трудности, и если возникнет потребность в поддержке отрасли, этот вопрос, скорее всего, будет решаться на уровне правительства РФ», – считает парламентарий.
Кардашов также уверен, что в проекте создания хаба «Аэрофлота» «точка еще не поставлена», этот проект будет реализован и не только принесет Красноярскому краю экономический эффект, «но и в целом повысит престиж региона».
Фото:pxhere.com
Пандемия коронавируса