С 26 марта мэр Москвы Сергей Собянин обязал жителей столицы старше 65 лет и людей с хроническими заболеваниями до 14 апреля соблюдать домашний режим. Исключения сделаны для врачей, руководителей и сотрудников, чье присутствие на работе жизненно важно для функционирования предприятий, организаций, учреждений и органов госвласти. «ФедералПресс» выяснил, кто из первых лиц страны, из депутатов и сенаторов находится в зоне риска и намерены ли они самоизолироваться, как того требует столичный градоначальник.
Степень рисков для власти
У пожилых людей с хроническими заболеваниями, как уже выяснили специалисты, коронавирусная инфекция протекает тяжело и иногда приводит к летальному исходу. На этой неделе мэр Москвы Сергей Собянин решил оградить возрастную категорию населения старше 65 лет от опасностей пандемии и потребовал соблюдать режим самоизоляции. Исключения были сделаны, в частности, для представителей органов государственной власти.
Часть федеральных чиновников и значительное число представителей обеих палат парламента тоже попадают в возрастную категорию, которой надлежит самоизолироваться. Так, например, председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко – 70 лет, как и министру иностранных дел Сергею Лаврову. Пограничный возраст у Сергея Шойгу – главе Минобороны уже через два месяца исполнится 65 лет.
К этой же возрастной категории относятся 20 % депутатов Государственной думы (91 человек) и 23,5 % членов Совета Федерации (44 человека).
15 сенаторов на удаленке
По данным исследования «ФедералПресс», в группе риска находятся 44 сенатора. Один из членов СФ, пожалевший остаться неизвестным, сообщил «ФедералПресс», что законодательный орган «будет продолжать работать». Вместе с тем сенаторам старше 70 лет (это 15 человек) порекомендовали не принимать участие в заседании, которое прошло 25 марта. За пленаркой они будут следить удаленно и смогут выразить свою позицию по тем или иным вопросам с помощью заявления на имя председателя палаты.
Такая форма работы уже протестирована: 24 марта комитет СФ по регламенту во время заседания провел эксперимент – три сенатора работали в удаленном режиме из своих кабинетов. Как отметил председатель комитета Вячеслав Тимченко, тест такой «дистанционки» прошел успешно. «В дальнейшем при необходимости может быть организовано удаленное участие любого из сенаторов в мероприятиях верхней палаты парламента из любой точки России, где поддерживается интернет», – сообщил Тимченко.
А вот сотрудники аппарата Совфеда старше 65 лет с 26 марта переводятся на удаленный режим работы. Такая мера не распространяется только на руководящий состав.
В Думе разошлись во мнениях
К группе риска можно отнести 91 депутата нижней палаты парламента. Большая часть из них являются представителями фракции «Единая Россия» (68 человек), на втором месте – КПРФ (17 человек), на третьем – «Справедливая Россия» (5 человек) и замыкает думскую четверку ЛДПР (только лидер – Владимир Жириновский).
Регламент работы ГД РФ позволяет депутатам работать удаленно, передает слова главы комитета по контролю и регламенту Ольги Севастьяновой «Парламентская газета». Депутат может не приходить по уважительной причине на пленарное заседание, а свое мнение выразить письменно. Его включат в стенограмму заседания.
Между тем режим самоизоляции рекомендует соблюдать некоторым парламентарием первый зампред профильного комитета Олег Нилов. «Отдельным руководителям по их самочувствию, по состоянию здоровья придется самим принимать решения без указов и постановлений. Я считаю, что некоторым моим коллегам и руководителям исполнительной власти с неважным самочувствием и иммунитетом лучше взять листок временной нетрудоспособности. Одной из причин получения этого листка является в том числе и карантин», – заявил в беседе с «ФедералПресс» Нилов.
Первый зампред комитета по экономической политике Николай Арефьев не верит ни в какие рекомендации. Как сообщил парламентарий нашему агентству, «глупостями можно заниматься сколько угодно». «Никаких экспертиз специалистов нет, кто заражается больше: молодые, пожилые, старше 65 лет. Такие рекомендации преждевременны. Я бы по-другому этот вопрос поставил: всем людям вообще поменьше выходить на улицу, бывать в людных местах, пользоваться общественным транспортом», – заявил Арефьев.
К слову, некоторые парламентарии уже работают из дома. Так, например, председатель комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская в связи с производственной травмой вынуждена на дому составлять запросы в адрес мэрии столицы. Хованская поведала «ФедералПресс», что на данный момент к ней поступают несколько неожиданные жалобы от избирателей. «Пошли жалобы о том, что в жилых домах, где идут строительные работы с применением дрелей и других шумных инструментов, невозможно нормально работать», – сообщила Галина Хованская.
В экспертной среде ограничения для представителей власти считают лишними. По мнению политолога Ильи Гращенкова, депутатов нельзя ограничивать в работе – они входят группу лиц, которых можно причислить к высшему руководству страны и без которых нельзя эффективно управлять государством. «Конечно, с одной стороны, современная парламентская система в России могла бы обойтись и без всех этих депутатов, но с другой стороны, это наступление на сами основы парламентаризма. В средневековых государствах даже во время чумы советы не распускались», – отмечает Гращенков.
Политтехнолог Константин Калачев считает вопрос о возможных ограничениях в работе депутатов, которые входят в возрастную группу старше 65 лет, надуманным. Вместе с тем, по его словам, если около 20 % парламентариев будут отсутствовать на пленарных заседаниях, легитимность принимаемых законопроектов не пострадает. «Вспомните, что в предыдущих созывах мы видели пустые залы заседаний и депутатов, голосующих чужими карточками. Не помню, чтобы кто-то тогда говорил о проблемах с легитимностью принимаемых решений», – заявил Калачев.
Фото: duma.gov.ru
Пандемия коронавируса