Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша направил обращение зампреду правительства России Юрию Борисову с просьбой снять запрет на реализацию слабоалкогольных напитков на автозаправочных станциях. Предложение также поддержали в Российском союзе промышленников и предпринимателей, Союзе нефтегазопромышленников и других объединениях предпринимателей.
Российский топливный союз представляет интересы независимых АЗС и заправок вертикально-интегрированных нефтяных компаний. По мнению организации, снятие запрета также позволит сдержать распространение коронавируса, переместив часть трафика из торговых сетей на АЗС, где автомобилисты смогут купить все необходимые товары по дороге домой, не заезжая в продуктовые магазины.
Запрет торговли алкоголем на автозаправках введен в 2011 году. Росалкгольрегулирование признало то решение ошибочным, потому что статистику ДТП в состоянии алкогольного опьянения оно не улучшило, а ограничение в конкуренции создало.
Законопроект, отменяющий запрет, был внесен в Госдуму в 2017 году. В октябре 2018 года правительство направило в нижнюю палату парламента положительный отзыв о законопроекте, отменяющий запрет. Также в Госдуму поступили положительные отзывы на законопроект от органов исполнительной и законодательной власти более чем из 30 субъектов Российской Федерации. С ними согласились крупные общественные объединения: Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский топливный союз, Союз нефтегазопромышленников России и другие.
«Вопрос поднимался постоянно, но принятию положительного решения мешало субъективное и неподтвержденное статистикой мнение, что продажа алкоголя на заправках могла спровоцировать «пьяное вождение», – отмечает источник в отрасли.
В то время как статистика МВД России, наоборот, фиксирует рост числа «алкогольных» ДТП после начала действия запрета. Авторы письма считают, что для борьбы с этим явлением нужны другие меры, в первую очередь просветительского характера, потому что если водитель решил выпить и сесть за руль, он может приобрести алкоголь где угодно. Еще один аргумент в пользу снятия ограничения в том, что сотрудникам АЗС легко идентифицировать пьяного водителя и сообщить об этом в правоохранительные органы, в то время как в торговых сетях продавцу непонятно, кто перед ним – водитель или пассажир.
И, наконец, главное – в период пандемии коронавируса, вопрос возвращения слабоалкогольных напитков на полки небольших магазинов – это поддержка тренда на минимизацию посещений мест с большим количеством людей, вроде гипермаркетов.
Союз предлагает вернуть в магазины на АЗС продажу алкоголя, чтобы автомобилисты могли купить все в одном месте, – отмечает президент союза Евгений Аркуша в комментарии для ТАСС.
Заместитель председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич в комментарии «ФедералПресс» рассказал, что решение вернуть алкоголь на заправки уже давно назрело и перезрело.
«Я удивлен, что до сих пор законопроект не принят, поскольку даже правительство поддержало его, как и многие федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, Минпромторг в проекте Концепции развития розничной торговли прямо отмечал, что запрет, который был введен в 2011 году, доказал свою неэффективность», – отметил Станкевич.
Он добавил, что принимать эту инициативу нужно, потому что она, прежде всего, поддержит автозаправочные станции, которые управляются независимыми компаниями, в том числе предприятия малого и среднего бизнеса, о поддержке которого в обращении к нации заявлял президент Владимир Путин. Станкевич считает, что поскольку в правительстве сейчас проходит некая ревизия инициатив, которые долгое время «отлеживались», на этот законопроект тоже могут обратить внимание.
В мире большую часть прибыли АЗС получают от продажи сопутствующих товаров, ранее отмечал аналитик АКРА Василий Танурков. Российские заправки следуют зарубежному тренду.
Торговля при АЗС – активно развивающийся канал продаж, отмечал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Заправки заинтересованы в росте доходов от нетопливных услуг и на этот рынок активно выходили крупные продовольственные сети.
Есть от решения вернуть алкоголь на АЗС и еще один плюс. Авторы обращения уверены, что это поможет снизить потребление контрафактного алкоголя. «Увеличение ассортимента магазинов приведет к росту их рентабельности, а также открытию новых АЗС, что положительно скажется на здоровом росте конкуренции в сфере торговли в городах. В населенных пунктах, удаленных от областных и районных центров, где магазины при АЗС во многих случаях являются единственными доступными торговыми точками, законопроект обеспечит доступ населения к качественной продукции, снизив потребление контрафактного алкоголя», – говорится в документе.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Екатерина Лазарева
Пандемия коронавируса