В Омской области, как и во многих российских регионах, введен жесткий карантин. Данные меры предприняты властями для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. В городе зафиксировано восемь случаев заражения COVID-19. Люди сидят по домам, а чиновники, отвечающие за медицину в регионе, уходят в отставку и в городских больницах не хватает препаратов и аппаратов ИВЛ. Почему медицинский вопрос стал точкой притяжения политических сил – в материале «ФедералПресс».
Медицина обезглавлена
Разговоры о некачественной медицине в Омской области идут давно. После того, как до сибирского региона добрался коронавирус, они только участились. На этой неделе стало известно, что медицинский вопрос хлестко ударил министра здравоохранения Омской области Дмитрия Вьюшкова. Точная причина ухода чиновника, как сообщила корреспонденту «ФедералПресс» пресс-секретарь ведомства Галина Назарова, пока неизвестна.
«Он уходит с поста министра со 2 апреля. Мы ждем обращения губернатора на эту тему и пока не знаем, с какой формулировкой», – отметила специалист министерства.
Согласно данным регионального минздрава, в Омской области зарегистрировано восемь случаев заражения коронавирусной инфекцией. Все больные госпитализированы в больницу имени Далматова. В стационаре остаются еще 25 человек и под наблюдением медиков на домашнем карантине – 7218 человек. На фоне этого омичи ушли в социальные сети и активно обсуждают злободневный вопрос о здравоохранении.
Подписчица паблика «Правительство Омской области» в социальной сети «ВКонтакте» Ирина Зеленина пишет, что ситуация в региональной медицине далека от идеала.
«Лучше бы тесты, маски, антисептики завезли в Омск, у нас была бы реальная картина. А так очень мало верится, что 8 человек», – отметила подписчица.
Как стало известно, один из инфицированных находится в тяжелом состоянии и врачи намерены провести консилиум, чтобы понять, как лечить пациента. Ситуация с каждым днем накаляется, а горожане в соцсетях острят, что карантин продлится до майских праздников, а омскую медицину застали врасплох, хотя фактически шаги можно было просчитать заблаговременно. Время для этого было.
Политолог Андрей Рудаков отмечает, что о смене министра здравоохранения разговоры шли давно, просто выдался удачный момент.
«Бурков давно вводил на ключевые позиции в регионе людей из своего круга. Не было сомнений, что произойдет и смена министра здравоохранения. Возможно, появление человека из одной команды сделает работу более эффективной, возможно, эпидемия стала лишь поводом для подобной замены и на эффективность отрасли кадровые перестановки не повлияют», – считает политолог.
Андрей Рудаков со своим знакомым из медицины, который пожелал остаться неизвестным, сошлись во мнении, что сдержать эпидемию в Омске, вероятно, не получится, поскольку все делается с большим опозданием, а принятые меры не подкреплены должным контролем. Медик, в частности, указывает на то, что люди продолжают гулять, несмотря на жесткий карантин.
«Гуляют группами. Автомобильный трафик сегодня визуально выше. Общественный транспорт сократили, но это привело лишь к тому, что в нем ездят люди в большем количестве на одну единицу, плотнее, по отдельным маршрутам транспорт переполнен, а значит, результативность таких мер будет низкой», – уверен медработник.
Все в полной мобилизационной готовности
Омские больницы не раз попадали на страницы социальных сетей. Горожане жаловались на отсутствие лекарственных препаратов, оборудования, квалифицированных специалистов и антисанитарию в медучреждениях. Если с первыми двумя пунктами вопрос еще можно уладить с помощью денег из собственного кармана, то с остальным возникает большой вопрос. Омские больницы, как сетуют горожане, не имеют нормальных кроватей, стены обшарпаны и давно требуют ремонта. Тревожный звонок прозвенел, когда на имя губернатора Омской области Александра Буркова поступило письмо от работника поликлиники крупной городской больницы. В письме врач указал на то, что медицинские учреждения не готовы к встрече с коронавирусом.
Впрочем, после запроса, основанного на тезисах этого письма, в региональном министерстве здравоохранения заверили «ФедералПресс», что ситуация под контролем.
«В больницах приостановлена плановая госпитализация, перенесены на неопределенный срок диспансеризация и профосмотры. Губернатор обратился к жителям с прямой просьбой соблюдать меры самоизоляции. Нет никаких проблем ни с лекарствами, ни с дезсредствами. С масками был нюанс, но пошли путем пошива многоразовых и сегодня вопрос для медицинских учреждений снят», – отметили в ведомстве.
На фразу о том, что коридоры омских поликлиник не кварцуются и даже не проветриваются, а в коридорах поликлиник и больниц яблоку негде упасть, в минздраве сообщили, что все в норме. «В коридорах никто не лежит и в очередях не сидит. Врачи, кстати, присоединились к международной акции: мы работаем для вас – останьтесь дома для нас», – добавили в министерстве.
Ситуация с обеспечением больниц необходимыми препаратами, боксами также волнует горожан. В своем письме медик отметил, что ситуация критическая: «Нет блокаторов вирусов типа «Нанокло» или подобных – ни индивидуальных, ни настольных. Ни в одном кабинете нет облучателей-рециркуляторов типа «Дезар» или подобных».
В региональном минздраве ответили: «Обработка помещений и коридоров производится каждые два часа. Для того чтобы омичи никуда не ходили с вопросами, открыта единая горячая линия. К тому же Омская область вошла в число регионов, где будут строить свои госпитали. С письмом, которое отправлено на имя руководителя региона, разбираются правоохранители».
Предоставить более точные данные, а также сообщить, какие нормативы по количеству квадратных метров на пациента соблюдаются в омских больницах и каковы расстояния между кроватями, корреспонденту «ФедералПресс» отказались и попросили направить официальный запрос в региональный минздрав. Однако на момент выхода публикации, ответа так и не поступило.
В министерстве здравоохранения Омской области уверяют, что паниковать не стоит. Омск вошел в число регионов, где будет возведен госпиталь, принимающий больных коронавирусной инфекцией.
«Военные занимаются строительством госпиталя и на территорию никого не пускают. Оценить со стороны невозможно, поскольку на территории много деревьев и пока не видно, но к 15 мая нам обещали закончить стройку, и нет никаких сомнений, что с этим военные справятся, поскольку активность вокруг довольно высока», – сообщила пресс-секретарь ведомства Галина Назарова.
Новая больница будет находиться на территории военного госпиталя. По данным Военно-строительного комплекса Минобороны, омский центр вместит 100 коек.
Держаться вместе
Профессор политологии Северо-Западного института управления РАНХиГС Инна Ветренко считает, что министр здравоохранения Дмитрий Вьюшков показал слабый характер, решив уйти с должности. Если же решение об отставке было подсказано ему в добровольно-принудительном порядке со стороны губернатора Александра Буркова, то последний выбрал не совсем правильное время для принятия кадровых решений.
«Бурков действует в соответствии с тем, что происходит в стране. Я считаю, что ужесточение мер, для того чтобы предотвратить распространение коронавируса, – правильно с его стороны, но это общероссийская тенденция», – считает политолог.
Инна Ветренко также добавила, что если когда-то коллективизм выручал россиян, то сегодня он является неким камнем преткновения.
«Здесь нужно собраться, хорошенько встряхнуть себя и наперекор нашему менталитету выполнять все предписания. Бурков не оригинален в своих действиях, и мер, отличающихся от общероссийских, он не предпринял. Единственное, что усугубляет ситуацию, – отставка главы минздрава. С любых позиций это неверный ход. Не думаю, что у Буркова есть на примете подходящий кандидат, который быстро бы вник в сложившуюся ситуацию и принял бы на себя право принимать решения без всякой адаптации. Если это решение губернатора, то оно несвоевременно», – уверена Ветренко.
Политолог Андрей Рудаков заметил, что внутри регионов достаточно долго могла вестись экономическая деятельность. «Теперь же мы требуем от людей оставаться дома, но все опросы показывают, что у большинства нет никаких сбережений, у других они закончатся через полгода. Мы не можем прогнозировать длительность пандемии. Возможно, все завершится к лету или продлится год и более. До появления эффективной вакцины или до момента, когда коронавирусом переболеет 70 % населения и выработается массовый иммунитет», – считает политолог.
Фото:пресс-служба правительства Омской области
Пандемия коронавируса