Все проходит, и это пройдет. Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и печенеги ее терзали, и половцы, – со всем справилась Россия, сказал Владимир Путин. Наш президент не раз обращался к истории за вдохновляющими примерами. Но летописи повествуют не только о триумфах. Куда чаще они рассказывают о бедствиях и несчастьях, в том числе вызванных пандемиями. Самые глобальные из них – в материале «ФедералПресс».
В мире из-за распространения коронавируса отменили все что можно. Приостановлены сезоны NHL и NBA, отложены Олимпиада в Токио и футбольный Чемпионат Европы, Евровидение-2020 и Каннский кинофестиваль. Биржи лихорадит, останавливаются заводы, границы закрываются, людей по всему миру отправляют по домам на карантин, всплеск безработицы меряют десятками процентов, в больницах отменяют плановые операции, в системах образования переносят учебные года.
Но мир не впервые столкнулся лицом к лицу с угрозой пандемии. Были вспышки более смертоносных инфекционных заболеваний, были эпидемии (с учетом масштабов), мощнее влиявшие на человечество. О самых разрушительных рассказал Алексей Заморяхин, старший преподаватель кафедры истории и археологии ПГНИУ. Спойлер: тогда отменяли военные вторжения, императорские свадьбы, хоронили царей, вводили карантин, творили литературные шедевры. А вирусы вели себя так же, как и сейчас, – непредсказуемо.
Примечание: если вам нравится читать тексты больше, чем смотреть картинки, листайте вниз.
430–426 гг. до н. э. Брюшной тиф
540–550 гг. Юстинианова чума
1330–1353 гг. Великая эпидемия
1729–1730 гг. Черная оспа
1826–1837 гг. Холерная пандемия
1918–1920 гг. Испанка
430–426 гг. до н. э. Брюшной тиф
На втором году Пелопоннесской войны в переполненных от наплыва беженцев Афинах вспыхнула эпидемия заразной болезни. По мнению знаменитого историка Фукидида, она была занесена из Эфиопии, откуда перекинулась на Египет, Персию, Ливию и другие территории. Распространению мора, судя по всему, способствовала крайне дождливая зима, оставившая множество луж, не высыхавших до самого лета, а также скудное питание вследствие неурожая. Современные специалисты считают, что подробно описанная Фукидидом симптоматика болезни указывает на брюшной тиф.
Болезнь унесла до четверти населения Афин (около 30 тысяч человек). Страх перед эпидемией был настолько велик, что соперники афинян спартанцы даже отменили запланированное вторжение в Аттику. В числе жертв эпидемии оказались оба сына афинского оратора и полководца, одного из основателей афинской демократии Перикла. Сам знаменитый государственный деятель тоже скончался во время эпидемии. Отсутствие грамотного руководителя в итоге сыграло свою роль в конечном поражении Афин.
540–550 гг. Юстинианова чума
Судя по всему, в Эфиопии и Египте оказался очаг и первой известной человечеству пандемии. Это была чума, получившая название по имени правившего в период ее распространения императора Византии Юстиниана I. Занесенная по торговым каналам в Константинополь, она потом распространилась по Ближнему Востоку и всей Европе. В условиях невысокой мобильности населения распространение болезни шло медленно, северо-западные области Европы пострадали от чумы лишь спустя десять лет после ее начала в Византии. На пике пандемии в одном только Константинополе ежедневно умирало до 5 тысяч человек, население города сократилось на две трети. Всего, по приблизительным оценкам, пандемия унесла жизни от 50 до 100 миллионов жителей Земли. Интересны исследования современных ученых, которые считают, что штамм Юстиниановой чумы, сильно отличаясь от возбудителей позднейших эпидемий, в дальнейшем по неизвестным причинам полностью исчез из человеческой популяции.
1330–1353 гг. Великая эпидемия
Вторая пандемия чумы, получившая позднее название «черной смерти», началась в монгольских и китайских пустынях. Спустя полтора десятилетия эпицентр ее переместился в Европу, постепенно охватив все страны. «Черная смерть» оказала колоссальное влияние на экономику и культуру европейцев. Средств бороться с ней в тех условиях практически не было, и медики сокрушались от собственного бессилия. По самым скромным данным, жертвами болезни стало не менее трети населения Европы. Чума не щадила никого: среди умерших от пандемии было значительное количество членов правящих домов, в том числе и великий князь Московский Семен Гордый вместе со своими детьми.
С другой стороны, пандемия вдохновила итальянского писателя Джованни Боккаччо, потерявшего в ней нескольких своих родственников, на создание одной из самых знаменитых книг эпохи Ренессанса «Декамерон», действие которой происходит в самый разгар болезни.
1729–1730 гг. Черная оспа
Эпидемии оспы возникали в разных районах Земли с незапамятных времен, оставляя у выживших на всю оставшуюся жизнь характерные рубцы. Порой это приводило к забавным казусам: в полицейских сводках в качестве особой приметы указывалось, что у человека нет следов оспы. Смертность во время эпидемий составляла от 1/8 до 1/6 населения, а среди детей еще выше.
Одна из таких эпидемий оказала прямое влияние на историю нашей страны. На 30 января 1730 г. была намечена свадьба 14-летнего российского императора Петра II c 17-летней княжной Екатериной Долгоруковой. Но заразившись оспой, юный император сгорел за два дня, скончавшись ровно в день предполагаемой свадьбы. За несколько недель до этого в далеком сибирском Берёзове от оспы скончались находившиеся там в ссылке бывший сподвижник Петра I Александр Меншиков и его дочь Мария, первая невеста того же Петра II.
1826–1837 гг. Холерная пандемия
Долгое время холера была локальным заболеванием жителей Индии. Однако в начале XIX века холерный вибрион мутировал и болезнь стала распространяться по всему миру, породив сразу несколько пандемических вспышек. Вторая из них не была самой сильной, однако оказала наиболее значительное влияние на Российскую империю. Занесенная бухарскими купцами, в 1829–1830 гг. холера быстро распространилась по территории страны, унеся тысячи жизней. Карантинные мероприятия, проводимые властями и парализовавшие экономическую жизнь страны, вызвали целую волну холерных бунтов. Люди принимали дезинфекторов, обеззараживающих колодцы хлорной известью, за отравителей, отказывались находиться в изоляции, громили больницы. Для усмирения бунтов правительству пришлось посылать регулярные войска.
Из благоприятных последствий карантина: стоит напомнить, что Александр Пушкин, пережидая эпидемию холеры в своем нижегородском поместье Болдино, за три месяца завершил работу над «Евгением Онегиным» и создал множество замечательных произведений, среди которых «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии».
1918–1920 гг. Испанка
Самая массовая пандемия гриппа, поразившая почти треть жителей планеты, с очень высокой летальностью, достигавшей десяти процентов. По количеству жертв она превысила Первую мировую войну. Болезнь не щадила не только детей и стариков, но и людей в самом расцвете лет. В отличие от предшествующих времен, развитие транспорта привело к тому, что пандемия распространялась стремительно, не обойдя ни один регион и группу населения. Антибиотиков в то время еще не было, лекарства от гриппа найти так и не удалось. Поэтому главные усилия были брошены не столько на лечение больных, сколько на меры по нераспространению болезни, которые давали не очень хорошие результаты. Среди погибших от испанки французский поэт Гийом Аполлинер, австрийский живописец Эгон Шиле, русская актриса Вера Холодная, американские автопромышленники братья Доджи.
Фото: Исторический архив Отиса, Национальный музей здоровья и медицины
Мультиформаты «ФедералПресс»