С 15 апреля для поездок по городу большинству жителей столицы будет необходим специальный пропуск, который они должны оформить на портале nedoma.mos.ru. Мэрия Москвы решила ввести такую меру из-за роста количества зафиксированных случаев заражения коронавирусной инфекцией. Оправдано ли нововведение? О минусах и плюсах пропускной системы «ФедералПресс» побеседовал с политологами и политтехнологами.
Дмитрий Орлов, политолог, член высшего совета партии «Единая Россия»:
«Введение пропускной системы в Москве в период обострения пандемии коронавируса логично и необходимо. Развитие ситуации свидетельствует: предыдущий пакет ограничительных мер позволил сдержать темпы распространения COVID-19 в Москве. Например, по данным BBC, в Нью-Йорке на аналогичном этапе фиксировались куда большие темпы роста числа выявленных инфицированных. Однако высока вероятность того, что без нового пакета ограничительных мер темпы распространения инфекции в Москве серьезно усилились бы.
Заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова заявила в конце минувшей недели, что в городе «стационары и служба скорой помощи работают на пределе». Принятие дополнительных ограничительных позволит сдержать распространение коронавирусной инфекции с относительно невысокими издержками.
Вводимые пропускные меры являются умеренно жесткими, но предполагающими дифференцированный пакет решений для разных групп населения. Например, предусмотрено предоставление для разового перемещения в личных целях цифровых пропусков, которые могут быть использованы для поездок на дачные участки. Они будут действовать на территории не только Москвы, но и Московской области. При получении цифрового пропуска указывается место фактического проживания, которое может не совпадать с адресом регистрации. Таким образом мэрия Москвы стремится учитывать интересы различных социальных групп и демонстрирует эффективный подход к межрегиональному сотрудничеству.
По данным опроса РОМИР, абсолютное большинство россиян готово мириться с ограничениями, если в борьбе с пандемией будут достигнуты реальные результаты. Вообще же опыт свидетельствует: граждане могут критиковать власти за жесткость, но не прощают нерешительности и неадекватности. Вводя цифровые пропуска, мэрия Москвы действует решительно и адекватно ситуации. Думаю, люди это обязательно оценят».
Александр Кынев, политолог:
«От введения пропускной системы нет никаких плюсов. Она ничем не мотивирована. Это, на мой взгляд, бюрократический идиотизм, причем абсолютно антиконституционный, потому что речь идет о сборе личной информации о личной жизни граждан: они должны указывать, куда идут, зачем идут и так далее. Это противоречит статьям 23 и 24 Конституции РФ. Статья 56, которая описывает действия в условиях режима чрезвычайного положения, говорит, что даже если введено чрезвычайное положение, то эти статьи продолжают действовать и отмене не подлежат. А у нас даже ЧС нет, а есть подзаконные акты города Москвы, которые не имеют силу федеральных законов. Таким образом мэр Москвы грубо нарушает Конституцию, вмешиваясь в тайну личной жизни граждан. Граждане не обязаны сообщать, куда они идут. Господина Собянина за нарушение Конституции нужно снимать с занимаемой должности. В таких условиях о поправках в основной закон говорить тяжело, когда они даже действующий не выполняют. Собянину не место на посту мэра. Он должен уйти в отставку».
Сергей Марков, политолог:
«Плюсы от введения в столице пропускной системы очевидны. Они заключаются в том, что пропускная система должна резко уменьшить передвижение людей в Москве. В столице достаточно быстрыми темпами растет эпидемия. Всплеск заболеваемости дал массовый выход людей на улицы 27–28 марта, когда была хорошая погода. Эти люди заразились, они продолжают заражать других. Мы видим также, что в Москве в первую неделю апреля была достаточно серьезная изоляция. На вторую неделю – менее серьезная. Более того, во многих местах появились пробки, и индекс изоляции, если на первой неделе он был в верхней части тройки, начал опускаться ниже трех. Это угрожает тем, что начнется еще одна мощная волна заражений. Чтобы этого не произошло, власти предпринимают меры по стабилизации ситуации.
Минусов несколько. Первый – очень сложно всю систему организовать так, чтобы она отвечала сверхсложности системы социально-экономической жизни Москвы: нельзя допустить, чтобы она ударила по социальной жизни людей, по экономике или, с другой стороны, чтобы не спровоцировала массовое невыполнение распоряжений властей, если будет слишком жесткой. Ну, например. Люди часто в Москве живут на две-три точки. Я бы даже сказал, норма, когда часть семьи живет в одной квартире, часть семьи живет в другой квартире, и у них еще есть дача. Они перемещаются в рамках замкнутой семьи между этими тремя точками. Если будет задан только один домашний адрес, то это поставит людей в очень сложную ситуацию, заставит миллионы человек систематически нарушать эти правила. Тогда стирается разница между правилом и неправилом.
При выдаче пропусков могут понадобиться какие-то справки или еще что-то такое. Мы видели зачастую, что в других городах за справками собирались огромные толпы людей, друг на друга дышали и срывали саму логику карантина.
Еще одна важная вещь в выдаче пропусков связана с изменением стратегии. Ужесточение порядка пребывания совершенно очевидно необходимо, но эта система должна быть более гибкой. Сейчас нужно переходить от стратегии ужесточения к стратегии помощи людям в соблюдении этого жесткого карантина. Что имеется в виду? Карантин помогает соблюдать полное присутствие всей номенклатуры товаров в магазинах. Нам помогает соблюдать карантин хорошая система онлайн-доставки, но многие не справляются с ситуацией. Нужно им помочь, они сами скажут чем – набрать сотрудников, получить кредит.
Людям необходимо набираться здоровья. У нас есть хорошие онлайн-курсы, но вот ограничение в 100 метров на передвижение представляется неразумным, и оно не ведет к снижению заболеваемости. Оно ведет к снижению иммунитета и нарастанию раздражения людей нерациональностью действий. Для борьбы с заболеванием необходимо акцент сделать не на 100 метрах от дома, а на соблюдении социальной дистанции. Она должна быть 2–3 метра. Социальная дистанция должна постоянно пропагандироваться. Более того, я считаю, что закрытие парков не является разумной мерой. Парки нужно открыть, чтобы люди могли прогуливаться и набираться там здоровья и чтобы они были способны сохранить этот карантин. Если люди идут, придерживаются расстояния 4–5 метров, то они не представляют угрозы ни другим, ни своему здоровью».
Константин Калачев, политтехнолог, глава «Политической экспертной группы»:
«Плюс пропускной системы столицы в том, что больше людей останется дома. Минус в том, что сайт mos.ru «лежит». Да и само правительство Москвы с проводимым до последнего времени ремонтом бордюров не выглядело примером соблюдения режима общей изоляции.
Глава департамента инфотехнологий правительства Москвы сообщил, что цифровые пропуска для работающих не имеют ограничений ни на маршруты, ни на количество поездок. В чем тогда смысл? Получается, что есть те, кому все можно, и те, кому ничего нельзя. Минусом этого дела может стать падение рейтинга доверия и одобрения деятельности региональной власти.
Ее действия в условиях распространения коронавируса наглядно показывают, что обсуждение поправок в Конституцию было делом совершенно необязательным. Ибо никто ни на какие конституционные права в ситуации «целесообразности» и «форс-мажора» обращать внимания не собирается. Честно говоря, не очень на них обращали внимание и в мирное время. А уж с юридическим сопровождением борьбы с COVID-19 все совсем плохо. Можно ли это забыть и простить? Для многих граждан это будет определяться ценой будущей победы над разворачивающейся эпидемией и ее социально-экономическими последствиями. Эффект сплочения заканчивается быстро. В отличие от эффекта разочарования».
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики (ЦРРП), исполнительный директор МИРГО им. Гоббса:
«Пропускной режим может и должен быть, но, во-первых, он должен быть законным, в соответствии с Конституцией должно было быть введено ЧП и назначен армейский комендант Москвы вместо мэра. Тогда бы за порядком следила армия, а пропускная система имела уведомительный характер (как во Франции), а не разрешительный, как в Москве.
Вообще, в режиме ЧП очень важно вести с населением нормальную коммуникацию, объяснить, что происходит, какие меры намерено принять правительство и когда это все закончится. В такой парадигме можно действовать жестко, так как все понимают правила игры.
В Москве же все – импровизация. Еще вчера столичная прокуратура завела дела о фейках якобы про введение ограничений на перемещение, а сегодня – их уже ввели. Что это значит? Дело закроют? Тогда на каком основании принят этот закон о фейках про коронавирус? Мэрия ведет себя с горожанами как с непослушными детьми, которые ничего не соображают и понимают лишь ремень. Но на самом деле этими хаотичными действиями городская власть подчеркивает панику в собственных рядах, так как очевидно, что сегодня там не знают, что будет завтра. Горизонт планирования маленький, все действия – полумеры, которые время от времени берутся ужесточать, а москвичей – пугать. В итоге все это очень плохо влияет на психологическую атмосферу в городе, люди фрустрированы, дезориентированы и настроены враждебно по отношению к власти, как партизаны. А все оттого, что плохо выстроена коммуникация».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Пандемия коронавируса