Экологи бьют тревогу. Качество водопроводной воды в столице через несколько лет может стать катастрофическим из-за удручающего состояния рек. Плюс к этому повышается риск подтопления жилых домов. Всему виной – массовая застройка, в том числе в санитарной зоне. Уже несколько лет жители столицы борются против строительства вблизи рек, но часто – безуспешно. В период пандемии коронавируса проблема приобрела особую актуальность. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Москва в «корону» строится
Москвичка Ольга Петровауже много лет борется за сохранение санитарных зон вблизи столичных водоемов. Женщина живет на западе города. Так, по ее словам, планировалось разбить национальный парк, но руки у власти так и не дошли до этого. «Земли скупили, планируют строить свои дворцы и жилые дома. Частично это происходит на втором поясе зоны санитарной охраны», – рассказала жительница.
С введением самоизоляции стройка в столице фактически не останавливалась. В том числе, по заверениям активистов, в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города. Позицию столичных властей можно понять: для мэра Сергея Собянина важно сохранить темпы строительства, поддержать связанные с ним производства и рабочие места. Но хорошо бы еще сохраняя санитарное благополучие миллионов москвичей.
Пока же сомнения возникают. Дело в том, что незадолго до эпидемии коронавируса и введения режима самоизоляции правительство Москвы приняло постановление № 1705-ПП/970/44, согласно которому правовые акты о зонах санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Москвы периода 1940–1974 годов не подлежат применению. То есть зоны санитарной охраны оказались просто-напросто урезаны, вероятно, чтобы дать зеленый свет строительству.
Ответственный подход к вопросам санитарного благополучия и эпидемиологической безопасности миллионов людей был проявлен только на федеральном уровне. Неслучайно утвержденный 13 февраля 2020 года президентом России перечень поручений по вопросам санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения предписывал приостановить сооружение новых объектов капитального строительства в зоне санитарной охраны таких источников в Москве. К сожалению, в ряде случаев застройщики продолжили работы, не исполняя должным образом поручения президента.
Спящая угроза
В период пандемии коронавируса качество водопроводной воды обретает особое значение. Так, глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что подтверждены случаи передачи коронавирусной инфекции не только воздушно-капельным путем, но и через грязную воду.
Эксперты отмечают, что многие крупные землевладельцы Москвы успели приватизировать свои земли до вступления в силу в 2006 году нормы Земельного кодекса, которая запрещает передавать в частные руки территории второго пояса зоны санитарной охраны – это 500 метров от уреза воды Москвы-реки и ее притоков первого порядка. В распоряжении «ФедералПресс» оказалось три экспертных заключения по ситуации в столице. Выводы специалистов однозначны: столицу ждет ухудшение качества водопроводной воды, уменьшение подземных вод и даже угроза подтопления в ряде территорий.
По данным экспертного заключения российского эколога и гидролога, члена-корреспондента РАН Виктора Данилова-Данильяна, ярким примером проекта массовой застройки поймы Москвы-реки в положенном по санитарным правилам (но не установленном правительством Москвы) втором поясе зоны санитарной охраны является проект «Всюду жизнь». Его реализует ГК «Акрон» на землях Московского конного завода № 1, в Новой Москве, в районе Горок-10. Проект предусматривает 1,38 млн квадратных метров застройки.
Ученый отмечает, что даже кратковременные сбросы загрязнений в реку Москву и ее притоки могут существенно ухудшить качество воды у водозаборов. Строительство для новых кварталов массовой застройки любых, даже самых современных очистных сооружений для сброса коммунальных сточных вод «приведет к значительному увеличению содержания биогенных веществ в воде рек, и в результате – к взрывообразному цветению сине-зеленых водорослей». Такие водоросли эксперты считают токсичными для человека и водных организмов. Впоследствии это может привести к «катастрофическому росту» болезнетворных бактерий. «Максимально допустимое содержание цианотоксинов в питьевой воде (вырабатываются из-за концентрации водорослей), регламентированное Всемирной организаций здравоохранения, составляет 1 мкг/л. В отсутствие мониторинга данных веществ нельзя сказать, насколько часто эта величина превышается в воде Москворецкого водоисточника», – добавил академик.
Цианотоксины «очень устойчивы, они не разрушаются кипячением, обработкой ультрафиолетовым излучением и хлорированием воды, а из-за малого размера молекул не улавливаются фильтрами».
Система водоснабжения Москвы на 99,6 % базируется на использовании поверхностных вод. Но в столичном регионе главная роль принадлежит подземным источникам. Согласно заключению Виктора Данилова-Данильяна, после «интенсивной многолетней эксплуатации подземных вод их режим оказался серьезно нарушен, и в результате образовалась обширная депрессионная воронка с центром в Москве, осложненная локальными воронками».
В результате водоносные горизонты из напорных превращаются в безнапорные, что провоцирует загрязнение грунтовых вод. «В отдельных местах величина водопонижения в водоносных слоях достигает рекордных для центральной части России ста метров», – отметил эксперт.
Наводнение в столице?
Кроме «критического загрязнения» Москвы-реки, источника 66 % водопроводной воды столицы, эксперты прогнозируют дефицит воды в ряде территорий.
Но это лишь с одной стороны. С другой, вероятна угроза подтопления. Самое большое наводнение в Москве случилось в 1908 году. Тогда в городе было затоплено 2,5 тысячи домов, 100 км улиц, а глубина слоя воды на набережных у Кремля доходила до 2,3 метра. «Аналогичные условия вполне могут сложиться в бассейне верхней Москвы-реки любой весной. Изменение климата в последние десятилетия привело к усилению неравномерности выпадения атмосферных осадков. То, что факторы подтопления еще не сложились, лишь случайность», – добавил Виктор Данилов-Данильян.
По данным эксперта, «учащающиеся природные аномалии – следствие глобальных климатических изменений – могут в ближайшие годы привести к тому, что весенний сток ниже плотин водохранилищ (независимый от попусков воды из них) окажется достаточным для затопления пойменных земель. Особенно высока опасность затопления пойменных земель между Звенигородом и МКАД. «Единственная подпорная плотина в верхней части реки в случае сильного паводка не сможет уберечь пойму даже при полном открытии», – полагает академик.
Проекты массовой застройки пойменных территорий эксклава Новой Москвы ниже Звенигорода предполагают заселение туда десятков тысяч человек. «В случае катастрофического паводкового наводнения неминуема трагедия. При этом проекты застройки пойменных территорий верхней Москвы-реки не предусматривают каких-либо противопаводковых мероприятий – строительства дамб и других сооружений», – отметил эксперт.
По мнению ученого, избежать этих серьезных и весьма вероятных угроз можно, только отказавшись от массовой застройки зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в их максимальной конфигурации, определенной действующими нормативными правовыми актами федерального уровня.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Пандемия коронавируса