Кировских рестораторов, как и весь аналогичный бизнес в стране, с середины марта лихорадит. Сначала в кафе и ресторанах резко упала посещаемость, затем и вовсе пришлось закрыться. В таких сложных условиях кировские рестораторы решили объединиться ради общей выгоды и сняли трогательный ролик, в котором рекламировали продукцию конкурентов. О необычном проекте и состоянии отрасли – в материале «ФедералПресс».
Переходим на доставку
Во время пандемии коронавируса почти всем бизнесменам приходится нелегко. Сильнее всего пострадали туроператоры, гостиницы, перевозчики и, конечно, общепит. В письме, которое недавно направили премьер-министру России Михаилу Мишустину представители нескольких крупных отраслей бизнеса, говорится, что падение трафика и выручки в общепите составило около 90 %.
В аналогичной ситуации находятся и кировские предприятия общепита. После начала пандемии многие кафе, бары и рестораны экстренно ввели бесплатную доставку блюд, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. Часть кировских кафе и ресторанов начали с хорошей скидкой продавать подарочные сертификаты – все вырученные средства обещали направить на оплату труда сотрудников. Те, кто и раньше доставлял блюда, начали видоизменять услугу: уменьшать стоимость заказа для бесплатной доставки, распространять районы ее действия, увеличивать время работы.
Кировские заведения общепита, которые и раньше активно работали на доставку, в большинстве своем работают в относительно нормальном режиме. Например, кировский «Данар» даже предупреждает клиентов, что по выходным и звонков оператора, и самой доставки придется ожидать дольше обычного из-за наплыва заказов. Однако те, кто доставляет стандартные обеды или ресторанные блюда, говорят, что не имеют больших доходов.
Гендиректор группы компаний «СПК-NEON», которая представлена сетью кафе и ночным клубом, Илья Редькин в Facebook рассказал, что продажи упали на 30 % в первый же день, когда в Кирове обнаружили больного коронавирусом.
«Ровно в один день, сразу после выхода новости в СМИ, гости начали звонить в панике в колл-центр и отменять брони. Информационная волна покатилась и с каждым днем накручивала все большую панику в обществе. Итог: снижение трафика на 60 %. Сокращение времени нахождения в заведениях на 30 %, снижение среднего чека на 20 %. Бизнес даже с учетом экстренных урезаний всех затрат пошел в крутое пике», – отмечал Редькин еще в конце марта.
Объединиться, чтобы жить
О проблемах с продажами рассказывали и другие заведения общепита, а в начале апреля в сети появился ролик, где руководители 18 кировских заведений предлагали жителям заказывать еду у своих конкурентов. Участники проекта рассказывают, что эта идея пришла в голову как раз Илье Редькину.
«Я считаю этот кризис – кризисом отношений. Ко всему: к миру, к людям, к компаниям, к себе. И уверена, что пройдут его только те, кто готов к партнерству, – рассказывает участница проекта, владелец группы компаний Юлия Долгоаршинных. – Ко мне обратилась компания «СПК» – а я считаю их самыми креативными в нашем городе – с предложением снять такой ролик, где «конкуренты» рекламируют доставку друг друга. Сделали все в домашних условиях, буквально за сутки. Получилось реально круто! Знаю, как тяжело что-то с кем-то организовывать, поэтому спасибо Илье Редькину и его команде за идею и воплощение».
«На сегодняшний день наша группа компаний работает только на доставке, причем всех видов товаров, от нижнего белья и обуви до десертов из «Шоколадницы». Радует, что эта тема в Кирове набирает обороты», – продолжает Юлия.
Руководитель «Чизкеечной» Надежда Полева, которая тоже участвовала в съемках ролика, отмечает, что доставка в заведении организована с лета, и сейчас основные силы направлены на развитие этого сервиса.
«Конечно, продажи у нас упали. Но доставка дает возможность функционировать и соблюдать обязательства перед командой. Самое главное, чтобы сейчас пандемия пошла на спад. От властей ждем разумных действий, а от всех нас выполнения социального долга, терпения и понимания, что она скоро закончится», – отмечает Надежда.
Предпринимательница отмечает, что участие в съемке ролика ей предложили друзья.
«Ребята большие молодцы, что смогли собрать в одном видео более 15 доставок. Это поддержка и возможность показать, что для всех нас важно оставаться дома, при этом радовать себя вкусными блюдами из любимых заведений. Все мы настроились на новые жизненные реалиии и готовы помогать, дарить радость», – говорит Полева.
«ФедералПресс» обратился еще к ряду предприятий с предложением поделиться впечатлениями от сотрудничества с коллегами, но они не захотели комментировать свое участие в проекте.
При этом сам организатор проекта Илья Редькин во время круглого стола, который провел медиахолдинг «Хорошие люди», заметил, что больших доходов ему доставка не дает. По словам бизнесмена, доставка кормит только тот персонал, который включен в процесс, в его случае это 30 человек из 400 сотрудников.
«Мы вынуждены оплачивать труд сотрудников, которые сидят дома. На март-апрель мы взяли на себя такие обязательства. Сейчас ждем понимания, что будет дальше, чтобы понять, существуем ли мы дальше вообще. Мы сейчас каждый день «генерим» себе минус, – говорит Редькин. – Даже если мы сейчас эти деньги не отдаем (где-то арендодатель дает каникулы, где-то поставщики, где-то банки, где-то государство с этими же налогами). Но я понимаю, что как только мы запустимся, в первый же день к нам прибегут все, кому мы должны за этот период. Кризис наступит не сейчас, а тогда, когда мы откроемся».
Эксперт ГК «Финам» Алексей Коренев отмечает, что по окончанию карантина часть предприятий действительно закроется, причем в зоне риска небольшие компании, у которых нет денежных запасов.
«Они обладают коротким производственным циклом, поэтому сидеть полтора месяца без работы просто не могут. Остальные будут вынуждены сократить персонал, оставив только самых нужных сотрудников, да и тем понизят зарплаты. Думаю, пик наступит примерно через три месяца после окончания пандемии, – говорит Коренев. – Но спустя несколько месяцев после пика ситуация начнет стабилизироваться – переболевшие предприятия будут оживать, кто-то кого-то поглотит и продолжит работу».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Экономический кризис