Top.Mail.Ru
Общество
Иркутская область
0

«Сбережений хватит на месяц, дальше – неизвестность». Как самоизоляция поменяла жизнь в Приангарье

Иркутская область вошла в список из шести регионов, где бизнес получил наименьшую поддержку от властей
Иркутская область вошла в список из шести регионов, где бизнес получил наименьшую поддержку от властей

Иркутская область без малого месяц находится в режиме самоизоляции. Региональные власти признают ее номинальной и отмечают, что людей на улице почти столько же, как и в «докоронавирусные» времена. Но бизнес оказался первым, кто на собственном кармане заметил: жизнь изменилась радикально. О том, как самоизоляция меняет экономическое лицо региона – в материале «ФедералПресс».

Простите, но нет аппетита

По словам братчанки Ольги Р., теперь ей стало понятно, что чувствовали родители в 90-е годы прошлого века, имея на руках несовершеннолетних детей и не зная, чем их кормить завтра. Хотя до недавнего времени семья по местным меркам была если не зажиточной, то вполне обеспеченной. Сама Ольга готовила домашние обеды и развозила их по офисам. Говорит – кухня пользовалась хорошим спросом. Оформила ИП, мечтала расширить производство. Теперь готовит только для мужа и ребенка. Все постоянные клиенты сами сидят дома и самостоятельно упражняются в кулинарии.

«На количество клиентов не жаловалась. Многим на работе хочется домашней пищи поесть, а не в кафе бежать. Раньше за обед я успевала объехать с десяток офисов. Сейчас не осталось ни одного постоянного клиента – некоторые закрылись, кто-то работает на «удаленке», так что сам готовит дома. Остается одно – семью кормить. Хотя, честно говоря, аппетита и настроения нет. Как дальше будем - не знаю», - рассказывает братчанка.

Испортиться аппетиту есть от чего. Два года назад семья переехала в новое жилье. Квартиру взяли в ипотеку, ежемесячный взнос получился немаленький, но доходы распределили – большая часть зарплаты мужа уходила на погашение кредита. Жили на то, что принесет доставка обедов. Первой «приказала долго жить» домашняя кухня. Затем «коронакризис» постучался на работу мужа. Супруг работает в частном автотранспортном предприятии, автобус брал в аренду у хозяина автобазы. После введения режима самоизоляции в Братске пассажиропоток упал, при этом хозяин транспорта повысил стоимость аренды техники. В итоге практически все, что заработано за день, уходит на горючее и аренду.

Как говорит Ольга, пока с работой все было в порядке, удалось сделать небольшие накопления, откладывали на летнюю поездку к родителям. Теперь живут на то, что успели отложить. Хватит еще на один платеж по ипотеке и дотянуть до конца месяца. Дальше – неизвестность.

Братчанке неизвестно ничего о том, сможет ли ей помочь государство или областные власти. Ей, как микропредпринимателю, не подходит ни одна из мер поддержки, озвученной на федеральном или региональном уровне. В такой же ситуации оказались и те, кто в ответ на инициативу государства получил статус самозанятых. Единственное, на что можно рассчитывать – отсрочка по ипотеке, но твердого ответа из банка семья пока не получила.

Гладко было на бумаге…

Твердых ответов пока не знает и более крупный бизнес. В серии своих обращений президент Путин озвучил ряд мер поддержки малого и среднего бизнеса, однако пока не для всех разработан законодательный механизм. Нормотворчество займет определенное время, которого у бизнеса нет. В частности, это касается послабления по страховым взносам для работодателей, которые государство обещает частично компенсировать. Но эта льгота коснется не всех. Как пояснила финансовый директор ассоциации «Байкальская Виза» Наталья Козлова, на такую помощь от государства могут рассчитывать только микропредприятия с численностью сотрудников до 10 человек. Все активы «Байкальской Визы» - предприятия, рассчитанные на туристическую и гостиничную индустрию – как раз те отрасли, которые пострадали больше других. К тому же численность сотрудников каждого из предприятий ассоциации свыше 10 человек.

«Надо понимать, что зарплата с точки зрения работодателя и с точки зрения работника – разные величины. Работодатель еще и платит за своих сотрудников социальные взносы. Отчисления в Пенсионный фонд, Фонд Социального страхования, ОМС – это дополнительно 30% от заработной платы. То есть при средней зарплате по отрасли в 45 тысяч рублей, работодатель несет нагрузку в дополнительных 13 500 рублей. Итого 58 500 рублей на каждого сотрудника. Сейчас, согласно 409 постановлению правительства мы можем рассчитывать только на дотацию в 12 тысяч за работника, но это вопрос не быстрый. При этом уже 15 апреля мы должны провести перечисление по социальным выплатам. В противном случае с 16 числа идет пеня», - пояснила финансист.

По словам предпринимателей, пока меры поддержки малого и среднего бизнеса, озвученные в Москве, еще не дошли до регионов. Одно из послаблений, озвученных на федеральном уровне – беспроцентные кредиты на выплату зарплат. Однако, как отметил в интервью РБК уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, на уровне банков это механизм практически не работает.

«Аппараты уполномоченных по защите прав предпринимателей в 29 регионах провели «контрольные закупки» по получению таких кредитов. Предприниматели под наблюдением уполномоченных обратились в отделения 14 банков. В итоге из 158 заявок от предпринимателей кредиты были выданы шести бизнесменам»,- отметил бизнес-омбудсмен.

Иркутская область, по словам уполномоченного, вошла в список из шести регионов, где бизнес получил наименьшую поддержку от властей. Однако, стоит отметить, что 15 апреля Законодательное собрание приняло закон, по которому до минимальной снизилась ставка по налогу на недвижимость для владельцев административных зданий, торговых и бизнес-центров. Областной бюджет от такой помощи крупным владельцам недвижимости потеряет порядка полумиллиарда рублей в виде недополученных доходов. Пойдут ли арендодатели на ответный шаг, и снизят ли стоимость аренды для мелкого бизнеса пока неизвестно.

Время достать старый диплом

Помимо ожидания помощи от государства некоторые отрасли ищут самостоятельно пути решения свалившегося кризиса неплатежей. Ирина Булдакова занимается подбором турпутевок для иркутян. Сейчас вместо рассылки коммерческих предложений приходится отправлять гарантийные письма клиентам. Из-за закрытия границ многие так и не смогли выехать на отдых. При этом деньги уже оплачены. А вот вернуть их практически невозможно, суммы распределились на счетах перевозчиков, туроператоров и отельеров. В итоге все участники цепочки договорились и сохранили средства на депозитах. После снятия ограничений туристы смогут поехать к местам намеченного отдыха. При этом расценки сохранятся на докризисном уровне.

Пока турбизнес Ирины Булдаковой временно простаивает, девушке пришлось вспомнить свою первую профессию – педагог. Приобретенные в университетские годы знания пригодились, когда старшего ребенка перевели на домашнее обучение. Как оказалось – настоящее испытание на стрессоустойчивость для родителей, детей и педагогов.

«Это не учение, а мучение. Во-первых, все эти дистанционные учебные платформы просто не готовы к такому количеству пользователей. Тот же «Дневник.ру» постоянно выходит из строя. У нас обучение происходит через группы в социальных сетях: учитель скидывает задание, ребенок делает. Но без постоянного контакта с педагогом ребенку бывает трудно понять материал, а объяснить некому. Ладно, я иностранные языки знаю, по английскому еще могу объяснить. А математику уже нет. И многие родители уже забыли учебную программу, к тому же она постоянно меняется», – рассказывает иркутянка.

По признанию многих родителей, этот год небывало большое количество детей окончит четверть отличниками. Мамы и папы, отчаявшись объяснить что-то из школьной программы ребенку, попросту делают задания за него. Преподаватель же, не видя ученика и не общаясь с ним, не может выявить истинный уровень знаний, и ставит заслуженную родителями пятерку.

Еще одной проблемой стал несоответствующий нынешним требованиям уровень «продвинутости» многих семей. Как оказалось, далеко не в каждой из них есть компьютер и постоянный интернет. Телефон же для обучения не подходит. А для семейств, где учатся двое детей, да еще родители работают на «удаленке» – борьба за единственный компьютер становится символом «коронавирусной эпохи».

Фото: pxhere.com

Сюжет по этой теме
24 марта 2020, 09:13

Герои и антигерои эпохи пандемии

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.