Во время эпидемии коронавирусной инфекции на передовой оказываются врачи скорой помощи. Именно по ним сегодня приходится основной удар. Врачи и фельдшеры – первые, кто приезжает к больному с подозрением на COVID-19. Однако далеко не всегда они встречают понимание со стороны пациентов. О работе почти в военных условиях «ФедералПресс» рассказал председатель независимого профсоюза работников скорой помощи «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков.
«Понимания в обществе нет»
Дмитрий Валентинович, проблема средств индивидуальной защиты медиков скорой помощи сегодня решена?
— К сожалению, по-прежнему во многих регионах не хватает средств индивидуальной защиты: обычных масок, специальных масок, зачастую наблюдается дефицит специальных защитных костюмов. А если они и есть, то подчас не соответствуют биологическому защитному классу. Есть уже случаи, когда стирают одноразовые костюмы. Да-да, даже такое происходит.
Вызовов стало больше или меньше? Есть ли понимание со стороны людей, что сейчас не надо тревожить скорую по мелочам?
— Вызовов как было запредельное количество, так и осталось. Скорая просто чисто физически не может обслужить большее количество. Поэтому наступает момент, когда вызовы просто «висят» – они есть в компьютере, приняты, но никто к ним поехать не может, поскольку все машины заняты.
И сколько они так могут «висеть»?
— В зависимости от региона. В среднем от 20 минут до шести часов.
То есть люди не понимают, что скорой сейчас тяжело, что не надо крутить «03» без явной на то причины?
— Совсем не понимают! Вот на днях был вызов от 34-летнего мужика, которому в душе в глаз попала вода, стала щипать, и он почему-то решил, что умирает, кричал, вызвал скорую. Был еще вызов, когда 28-летний «мальчик» сломал палец на руке, ждал скорую шесть часов, и все это время кричал в трубку, что ему страшно, что он почти на грани жизни и смерти. Скорая в итоге приехала, перевязала палец и рекомендовала обратиться в травмпункт. Мальчик очень обиделся. Понимания в обществе по большому счету нет. Те, кто раньше вызывал врачей по какой-то ерунде, даже сейчас продолжают делать это.
Таких историй много?
— Полно! Буквально сегодня я был на вызове. Мужчина болеет коронавирусом. Сидит дома на карантине, у его жены начались проявляться такие же симптомы, она вызвала скорую. Спрашиваю – зачем? Она отвечает – мол, чтобы вы подтвердили. В больницу поедете? Нет, говорит, не поеду, у меня дети. Ну и зачем в данном случае дергать экстренную службу?! У многих одно только на уме – дескать, я плачу налоги, хочу и вызываю скорую беспрестанно.
Основной переносчик инфекции
В отдельных регионах начали формировать в составе скорой помощи специальные коронавирусные бригады. Что это за практика?
— Такие бригады есть почти везде. Работает это так: в скорую звонит человек, жалуется на температуру, кашель. Если диспетчер после опроса посчитает, что температура и кашель никак не связаны с коронавирусом, то на вызов поедет обычная линейная бригада. Если же диспетчер решит, что состояние связано с коронавирусной инфекцией, то отправится специальная бригада. Хотя все это очень условно.
Особенно напрягают люди, которые по каким-либо причинам утаивают от врачей информацию, что у них был контакт с инфицированным, или что они недавно прибыли из-за границы. Зачастую бывает, что фельдшер приезжает вроде бы на обычную простуду, а в ходе разговора выясняется, что пациент имел контакт с коронавирусным больным, например.
Есть мнение, что именно скорая помощь рискует стать едва ли не основным переносчиком этой инфекции.
— Об этом я говорил еще в феврале, так сегодня и получается. Многие могут бессимптомно «растаскивать» инфекцию. У нас ведь скорая помощь выполняет функции разъездной аптеки и поликлиники на колесах. Сейчас же дана установка, что неотложка должна обслуживать как можно больше вызовов. Поэтому бригады сейчас могут сделать подряд от трех до семи вызовов – то есть катаются между пациентами без заезда на подстанцию. То есть бригада сначала приезжает к человеку с кашлем и температурой, а потом, не переодеваясь, не меняя форму, едет к пациенту, у которого, например, болит живот. У линейных бригад рисков еще больше, они ездят на вызовы без защиты, в обычных масочках, как раньше ездили. Коронавирусные бригады хотя бы экипированы.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин;личная страница Дмитрия Белякова в «ВКонтакте»
Пандемия коронавируса