Понедельник, 20 апреля, стал черным для нефтяного рынка. Фьючерсы на топливо WTI в Нью-Йорке рухнули на 300 %, до отметки минус 40 долларов за бочку. Следом в минусовую зону опустились котировки и в Европе. Эксперты объяснили это перенасыщенностью рынка и отсутствием мест хранения черного золота. О том, как ситуация может развиваться дальше и как это отразится на российской экономике, – в материале «ФедералПресс».
Минувший понедельник, 20 апреля 2020 года, точно войдет в историю мирового нефтяного рынка. Такого катастрофического падения цен на топливо, казалось, не ждал никто. Фьючерсы на нефть WTI в Нью-Йорке словно рухнули с небоскреба и даже пробили землю, опустившись в итоге до отметки минус 40 долларов за бочку. Это просто не могло остаться незамеченным, и вслед за «бумажной нефтью» вниз устремились и цены уже на физические сорта в Европе. Вечером июньские фьючерсы на нефть марки Brent торговались на отметке 26,66 доллара за баррель (-5,06 %), за бочку топлива марки Light давали 22,96 доллара (-8,27 %).
В итоге получилось, что продавцы готовы доплачивать покупателям за то, чтобы у них купили сырье. Например, спотовая цена российской нефти Urals с поставкой на Северо-Запад ЕС упала до минус 1,63 доллара за баррель.
Причины краха
Главной причиной столь масштабного падения эксперты считают отсутствие мест хранения топлива. Рынок в прямом смысле слова наводнен нефтью: мощности на хабе в Кушинге, через который проходят физические поставки по фьючерсам, заполнены на 70 %, при этом уровень 80 % уже считается технически опасным.
Во вторник, 21 апреля, истекает срок обращения майских фьючерсов, поясняет партнер хедж-фонда Again Capital Джон Килдафф. После этого все, у кого на руках останутся контракты, получат физическую нефть и столкнутся с необходимостью где-то ее хранить. Но доступных резервуаров практически не осталось, что и спровоцировало панику. Причем аналогичная картина с переполненными хранилищами отмечается и в Европе. По словам председателя совета директоров Петербургского нефтяного терминала Михаила Скигина, из-за нехватки резервуаров нефтетрейдеры используют танкеры в качестве емкостей хранения. Это спровоцировало рост цен на фрахт, в отдельных случаях семикратный.
По оценке Trafigura, сегодня избыток поставок на рынке составляет порядка 36 млн баррелей в сутки. Масла в огонь подлил коронавирус, который парализовал работу авиакомпаний – основных потребителей черного золота (на них приходится около 60 % спроса).
«Негативная динамика цен на нефть обусловлена и традиционной первоначальной реакцией рынка на монетарную экспансию ФРС. Получив значительный объем долларовой денежной ликвидности на счетах за счет дешевых кредитов ФРС или выкупа ее активов, банки перекладываются в инструменты, близкие по уровню рисков с активами денежного рынка, но более высокодоходные. Это «трежериз». В свою очередь активное снижение ставок «трежериз» – для рынка значимый дефляционный сигнал, который ведет к падению спроса на активы товарного рынка. Мы это наблюдаем сейчас», – отмечает аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин.
Проверка на устойчивость
Аналитики рынка выражают уверенность в том, что столь стремительное падение цен на топливо окажется кратковременным. Пока ситуация на рынке черного золота остается крайне напряженной. Однако свет в конце туннеля может появиться уже в следующем месяце, считает аналитик ИК «Велес Капитал» Елена Кожухова. По ее прогнозам, в ближайшие дни рынок могут ждать новые продажи и, как следствие, отрицательные колебания цены. «Тем не менее снижение на фондовых площадках наблюдается сдержанное, и, вероятно, данная тенденция в краткосрочном периоде останется актуальной», – считает эксперт.
Позитивной новостью, которая могла бы переломить ситуацию, стало бы извещение о сокращении добычи нефти. Но пока трейдеры не получают желаемого. «России при таком раскладе точно ничего хорошего ждать не стоит. Мы в основном добываем трудноизвлекаемую нефть, которую и выкачивать непросто, и доставить к потребителю нелегко», – констатирует аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
При этом нефть Brent может подешеветь до 25 долларов за баррель, но вскоре вернется в более равновесный диапазон 27–29 долларов. До конца года возможным представляется также восстановление цены на уровнях выше 55 долларов за баррель.
«В перспективе ближайшей недели ожидаем восстановления цен на нефть в преддверии начала действия соглашения ОПЕК по ограничению добычи. Это на 10 % нивелирует риски, связанные с первоначальной реакцией рынка на монетарную экспансию. Согласно доминирующим на рынке прогнозам, среднесрочное падение мирового ВВП и спроса на нефть будет кратно меньше, чем величина обозначенного ОПЕК сокращения, даже с учетом того, что к концу года оно составит 8 %, а в 2021 году – 6 %. Эта ситуация создает потенциал формирования опасений значительного дефицита нефти на рынке и соответственно обладает сильным «бычьим» эффектом для нефтяных цен», – считает Александр Осин.
Оставшаяся без поддержки российская валюта пока сдает позиции. В итоге доллар укрепляется до 77,2 рубля, евро – до 83,5 рубля. Однако, по оценкам аналитиков, несмотря на неадекватное поведение нефтяных фьючерсов, на российском рынке не наблюдается панических настроений.
«Рубль слабеет из-за падения нефти. От дальнейшего поведения российской валюты будут зависеть действия ЦБ РФ на ближайшем заседании по процентной ставке, 24 апреля. Поскольку Эльвира Набиуллина заявила о том, что Банк России рассмотрит вопрос о снижении ключевой ставки. Рынок ожидает снижение ставки, что окажет хорошую поддержку российской экономике в сложный период», – отмечает cтарший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.
По его словам, потери российского ВВП в текущем году могут составить 5,5 %. При этом многое будет зависеть от того, как долго россиянам придется жить в режиме самоизоляции.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Экономический кризис