В период высокой турбулентности на мировых финансовых рынках, открываются уникальные возможности для заработка намного более быстрого, чем в периоды стабильности. Как обезопасить себя от ударов экономики, скачков валюты, а также актуальные идеи вложений в период пандемии рассказал в интервью «ФедералПресс» инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин.
Курс рубля
«Падения рубля ожидать можно, это связано не только с нефтью, но и с тем, что происходит в глобальной и российской экономике. Несмотря на то, что считается, что рубль отвязан от нефти, действительно нефть имеет сакральное значение для российской экономики, так как значительная часть бюджетных поступлений отталкивается именно от продажи нефти. Поэтому она безусловно оказывает влияние на российскую экономику, и на российскую валюту, но какого-то прямо стремительного падения ожидать не стоит, потому что уже рубль скорректировался достаточно сильно до 62 и 63, когда основное движение пошло вниз. Он уже потерял более 10 рублей по отношению к доллару, поэтому же фактически произошла девальвация.
Дальше снижение вряд ли будет каким-то катастрофическим, потому что и нефть тоже имеет нижние пределы, и с точки зрения Центробанка, он все равно поддерживает этот курс. Если падение будет стремительным, ощутимым для всего населения – это будет рост социального давления. Поэтому, конечно, рубль будет все-таки удерживаться на психологически адекватных отметках, но умеренное снижение еще возможно, уход в сторону 80 рублей за доллар – вполне реальный сценарий.
Помимо нефти мы видим, что по всему миру происходит эпизодический уход от рисков, сокращение инвестиций на развивающихся рынках, и Россия относится к развивающимся рынку. Если глобальные инвесторы будут сокращать свои позиции в государственных российских бумагах, в российских акциях, будут продавать российские активы и выводить деньги за рубеж – это будет означать то, что полученные рубли от продажи активов они будут конвертировать в те же доллары, и уже доллар выводить в менее рискованные активы, например, государственной бумаги США, которые являются глобальным эталоном безрисковых активов.
Если это движение будет происходить, это, конечно, будет серьезным усиленным давлением на российский рубль, потому что спрос на валюту будет расти за счет таких инвесторов. Но пока мы не видим какого-то бегства инвесторов с российского рынка. Если посмотреть те же облигаций федерального займа, где достаточно большая доля зарубежных инвесторов, там все относительно спокойно. Те просадки, которые были, сейчас во многом выкуплены. Резюмируя, рубль действительно остается под давлением, возможно снижение, но оно не носит какого-то большого интервала.
Как сохранить деньги, защититься от колебаний рынка
На финансовом рынке нет каких-то универсальных рецептов, то есть нельзя сказать, что акция «Газпрома» стоит дешево, вы покупаете ее – и все покупают. На финансовом рынке каждый инструмент имеет свои определенные риски, свои потенциалы роста, временной горизонт и так далее. Поэтому первое на самом деле, с чего должен начать любой человек, если он хочет как-то контролировать при сбережения, сохранять, приумножать – он должен выработать некую собственную, личную стратегию по управлению своими сбережениями. Распространенное название применения такой стратегии – это финансовый план, который будет учитывать все сбережения которые у человека есть, планируемый поток поступлений, которые он получает, например, зарплата, рентные платежи, свое отношение к рискам (есть для этого специальные методики риск-профилирования, которые позволяют оценить, насколько человек вообще толерантен к рискам, какую доходность он ожидает).
Все это должно быть подкреплено общей идеей, именно финансовой целью или несколькими целями. Например, человек хочет купить дом через несколько лет или человек ничего не хочет покупать, но хочет, чтобы через двадцать-тридцать лет он смог отойти от активной работы и получать пассивный доход. Понятно, что государственная пенсия не позволит ему поддерживать привычный, комфортный уровень жизни. Отталкиваясь от этого уже нужно подбирать тот или иной инструмент и сопоставлять, насколько он тебе подходит. Универсального совета нет, универсальный совет – это сделать каждому такой финансовый план, свою личную стратегию.
Есть небольшие универсальные финансовые советы, которые можно назвать. Во-первых, это валютная диверсификация. Это особенно актуально для тех, кто живет в развивающихся странах, а Россия относится к развивающимся рынкам. Потому что валюта таких стран не самая стабильная, она не является мировой резервной валютой как, например, доллара США, евро, йены. Поэтому когда человек хранит все в одной валюте, и эта валюта относится к развивающимся странам, то он в принципе несет на достаточно серьезные риски волатильности безотносительно того, куда он инвестирует. Понятно, что сейчас уже рубль сильно скорректировался, поэтому сейчас просто брать и на все покупать валюту – это не лучшая стратегия. Я уверен, что в какой-то перспективе мы увидим моей рубль наоборот на более комфортных уровнях, мы увидим укрепление рубля, это вопрос времени.
Может быть какую-то небольшую часть, скажем, 10-20 процентов можно, если это среднесрочные инвестиции, и положить в валюту. Но вообще нужно постепенно приучать себя к тому, чтобы портфель был сбалансированным. Если, например, будет 50 на 50, то 50 % в локальной валюте, а 50 % – в несколько валют развитых стран. Например, 30 % это доллары и по 10 % это евро или франки. Тогда мы понимаем, что в принципе, даже если просто деньги лежат на счету, то мы уже защищены от некой валютной нестабильности, потому что валюты падают по отношению друг к другу, а общая покупательная способность сбережений человек сохранится. А если у тебя есть 100 рублей, и эти деньги лежат просто на депозите под 6 %, тут валюта упала на большую сумму, то за год покупательная способность денег достаточно низкая.
Актуальные инвестиционные идеи в период пандемии
Если мы говорим каких конкретных инструментах, куда инвестировать, то в текущей ситуации глобальной пандемии коронавируса несмотря на волатильность на рынках, несмотря на снижение активов, несмотря на то, что за последний месяц на многих даже развитых рынках были побиты некие исторические рекорды в плане снижения стоимости за день, либо эти рекорды встали в один ряд сами сильными падениями за всю историю в тех же Штатах, – тем не менее есть области, которые наоборот выиграют от текущей ситуации и позволят инвесторам заработать. Например, популярный сегодня формат видеоконференций, так вот, один из лидеров этой индустрии – компания Zoom. Акции Zoom с начала года выросли больше, чем на 100 %, и капитализация превысила 40 млрд долларов. Сейчас стоимость зон Zoom сопоставима, например, со стоимостью компании «Лукойл» – одна из крупнейших нефтедобывающих компаний России. То есть несмотря на снижение рынка инвесторы, которые купили акции Zoom, с начала года смогли удвоить эти вложения.
Есть и другие примеры – еще более известный в рамках самоизоляции Netflix (онлайн-сервис для просмотра фильмов и сериалов). Люди стали больше смотреть онлайн-видео, и акции Netflix с начала года выросли. Компания Amazon (платформа электронной коммерции) также с начала года показала хороший прирост, потому что онлайн ретейлеры некий ренессансе сейчас переживают, когда люди перестали ходить пешком в магазин и еще больше стали заказывать онлайн. Есть и другие такие примеры. Когда мы покупаем одну какую-то акцию, это достаточно спекулятивно, но на небольшую часть, которой мы готовы рискнуть, допустим, на 5-10 % можно рассматривать идеи, которые в текущих условиях позволяет генерировать прирост.
Глобально можно разделить такие компании на 3 группы. Первые компании это как раз IT, отдельные сервисы. Помимо того, что я назвал, это еще рост спроса на удаленные рабочие места, на облачное хранение, спрос телемедицину. Второй сегмент, который в текущих условиях тоже оказался интересен, это онлайн-торговля и сервисы по доставке еды. Карантинные меры в ближайшие там время не будут сняты, это будет постепенный, длинный процесс, поэтому драйвер роста для таких компаний сохраняется. И третий сегмент вполне очевиден – это фармацевтика, потому что единственное противоядие, которое позволит взять пандемию в руки – это поиск новых лекарств, поиск новых подходов в лечении и, конечно, создание вакцины. Конечно, не вся индустрия в целом, для всей индустрии фактор коронавируса носит защитный характер, и фарминдустрию можно воспринимать как защитный сектор. Здесь какого дикого прироста не будет, но в любом случае даже если смотреть с начала года, фармацевтика значительно лучше себя ведет, чем, например, S&P 500.
Могут сработать отдельные идеи, такие как компании, которые разрабатывают лекарства и сети аптек. Вырос спрос на лекарства, люди больше покупают препараты, которые позволяют проводить профилактику да и лечение заболеваний. Люди сейчас могут больше внимания уделять здоровью, даже обычную ОРВИ начинают бояться, всячески закидывать лекарствами на всякий случай. Здесь могу тоже пару компаний назвать, но это не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией: любая идея, которую человек реализует, должна сопоставляться с его риск-профайлом и подстраиваться конкретно под него.
«Качка на уровне паники». Экономист об антирекордах на нефтяном рынке
Есть интересные кейсы, например Gilead Sciences. Они разрабатывают как раз лекарства против коронавируса, и они уже его тестируют на людях. Возможно, это станет первым одобренным лекарством. Мы ожидаем увидеть это в конце этого – начале следующего месяца. Что касается аптечных сетей, например CVS Health – тоже американская компания, достаточно крупный игрок. У них есть и другие направления внутри, но аптечный бизнес тоже представлен достаточно серьезно в компании.
Несмотря на снижение рынков и волатильность, есть определенные идеи, которые могут выстрелить. Если инвестор хочет еще больше риска, но при этом увидеть еще большую доходность, можно в фокусе внимания держать те индустрии, которые, наоборот, просели больше всего от коронавируса, как только пойдет восстановление они могут первыми отыгрывать вверх. Это авиакомпании, туристический бизнес, ресторанный бизнес, но при этом нужно понимать, что некоторые компании сейчас могут даже на грани банкротства находиться. Была новость в отношении [британского предпринимателя Ричарда] Брэнсона, что он хочет спасти свои авиакомпании и хочет даже под залог своей недвижимости привлечь заемные деньги для того, чтобы поддержать свой авиабизнес. Поэтому здесь нужно очень аккуратно, то здесь есть и высокая потенциальная прибыль, но и риски высокие. К примеру, круизный бизнес после истории, когда на круизе была вспышка коронавируса, там вообще все ушло тотально вниз.
Будет ли второе дно экономики?
Распространение коронавируса – совершенно неожиданное явление, беспрецедентное, и никто не может оценить масштаб этого явления, влияние на экономику. Мы не знаем, как дальше будет распространяться пандемия, когда мы сможем взять ее в руки. Чего-то совсем драматического нет, но это оказывает давление, будет оказывать, поэтому какие-то панически распродажи в случае ухудшения ситуации, либо выхода негативных новостей, они, конечно, могут быть. Часть инвесторов действительно ждет второго дна.
При этом мы видели в предыдущие недели, как быстро могут эти цены выкупаться, как быстро именно на фондовом рынке может происходить восстановление, потому что фондовый рынок живет ожиданиями, он идет впереди экономики. Экономика может еще не успеть восстановиться, а фондовый рынок может это достаточно быстро отыграть. Мы видим, что центральные банки мира в унисон поддерживают рынок, происходит приток ликвидности. Конечно, здесь основную роль играет США за счет тех колоссальных объемов, которые они вливают в рынок и поддерживают экономику».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин