30 апреля депутаты думы Иркутска должны проголосовать за мэра Иркутска. Впервые его будут выбирать парламентарии, но не из состава думы, а из всех, кто пожелал поучаствовать в гонке. Таких оказалось немало. О мэрских амбициях заявили сразу 29 человек: от бывшего председателя областного правительства до безработных и пенсионеров. Выбор широкий даже по меркам Иркутска, привыкшего к политической вольнице. О явных и скрытых механизмах выборов 2020 – в материале «ФедералПресс».
Политический ЕГЭ
Комиссия по отбору претендентов на пост мэра Иркутска опубликовала рейтинг зарегистрированных кандидатов. В списке 29 фамилий – именно столько жителей областного центра претендуют занять кресло градоначальника. Опубликованный рейтинг составлен после оценки профессиональных качеств и навыков, которые приносят кандидату дополнительные баллы. Оценивают шесть человек. Трое членов комиссии представлены врио губернатора Иркутской области Игорем Кобзевым, еще троих делегировала городская дума.
По оценке отборочной комиссии, тройка лидеров выглядит следующим образом: возглавляет ее действующий вице-мэр, а в прошлом председатель правительства Иркутской области, Руслан Болотов. В его активе 180 баллов. Следом, со 172-мя баллами идет еще один выходец из «Большого Серого Дома», экс-зампред правительства Антон Логашов. Замыкает первую тройку единственный не политик – Вячеслав Григорьев, возглавляющий «Сибирский научно-исследовательский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности». Он набрал 170 баллов.
По мнению кандидата исторических наук, политолога Сергея Шмидта первая тройка лидеров как минимум на 2/3 оказалась достаточно предсказуема, а это говорит о том, что комиссия подошла к оценке кандидатов взвешенно и достаточно объективно.
«Я бы очень удивился, если бы кто-то обошел Болотова или Логашова по баллам. У первого огромный опыт в должности мэра Шелехова и еще более серьезный опыт в должности председателя правительства. В активе Логашова вице-мэрство в составе администрации Виктора Кондрашова. И он, насколько мне известно, в том составе мэрии не организацией карнавалов занимался, а вполне хозяйственными вещами. В частности, дорожным строительством. Что касается третьего места, то лично мне незнакомый Вячеслав Григорьев видимо очень хорошо подготовился, его можно поздравить с почетной бронзой», - комментирует политолог.
Сергей Шмидт добавил, что Иркутск первый и пожалуй единственный город в России, который пошел по такой непростой схеме выборов градоначальника. Однако открывать шампанское лидерам рейтинга рано: система оценки в баллах, закрепленная в положении о выборах мэра Иркутска, может гарантировать кандидатам скорее моральное удовлетворение. По факту депутаты могут проголосовать за любого из претендентов, невзирая на его баллы. Так что и возглавляющий список Руслан Болотов и аутсайдер, фермер Андрей Бесменов с 56-ю баллами теоретически имеют равные шансы на победу.
Малый депутатский пасьянс
Шанс на победу заключается в 24-х голосах депутатов городской думы. Тот, кто их соберет, возглавит город. Однако консолидированость не входит в список добродетелей нынешнего состава думы Иркутска. Городской представительный орган состоит из 24-х депутатов, которые представляют различные кланы фракции и группы интересов. Поэтому претендентам на мэрское кресло придется собирать голоса не оптом от групп и фракций, а практически персонально.
Депутат городской думы Виталий Мативийчук готовится не только проголосовать за одного из потенциальных кандидатов, но и сам рассчитывает на голоса коллег. Народный избранник подал документы в конкурсную комиссию первым, и по результатам отбора набрал 144 балла, заняв 7 строчку в оценочном рейтинге кандидатов. По его словам, явных попыток от кандидатов привлечь на свою сторону депутатов, путем кулуарных договоренностей он не заметил. Во всяком случае с ним никаких кулуарных консультаций никто не проводил, однако по мнению Виталия Матвийчука это не значит что попыток закулисных договоренностей нет в принципе. И признает -невидимые глазу механизмы здесь есть, как и в любых выборах.
«Безусловно, есть группы влияния, которым был бы выгоден тот или иной кандидат, и на него эти группы будут делать ставку. Тут депутатам надо подумать за кого отдать свои голоса. Например ставленник промышленных групп или крупного бизнеса – кому он будет благодарен за свое избрание, и чьи интересы будет учитывать в своей работе? Скорее всего того же крупного бизнеса и капитала. Будут ли приняты во внимание пожелания депутатов и их избирателей – вопрос открытый. Поэтому разумнее при своем выборе отдать предпочтение тем кто опирается на депутатов, поскольку те выражают в конечном итоге мнение горожан, мелкого и среднего предпринимательства. Именно они потенциал, который городу необходимо развивать» - рассказал депутат, и претендент на кресло мэра.
Что же касается себя, как кандидата на пост градоначальника, Виталий Матвийчук сообщил что его поддерживает ряд депутатов муниципального, областного и федерального уровня – надстройка необходимая для принятия решений необходимых областному центру. Так же есть информация, что Матвийчуку обеспечили поддержку в высоких башнях столицы страны.
С соперником по предвыборной гонке отчасти согласен еще один кандидат на пост главы города – Сергей Беспалов. Известный иркутский оппозиционер считает, что классическая схема выборов, когда финансовые группы лоббируют в своих интересах одного из кандидатов, неизбежно уйдет в прошлое. Но только не на этих выборах. Причем это связано не с повышением социальной сознательности крупного бизнеса. Причина, по мнению кандидата, в «ограниченной кормовой базе» Иркутска, земля под застройку рано или поздно заканчивается, и получить ее, используя предвыборные договоренности, становится все труднее. Однако, по информации Сергея Беспалова, крупные интересанты по устоявшейся привычке пытаются продавить «своего кандидата». Все так же, по привычке, келейно.
«Я, как кандидат, естественно веду консультации с различными депутатами городской думы. В конечном счете от их политической воли и видения перспектив для города зависит, кто возглавит Иркутск на ближайшие 5 лет, и в каком направлении будет двигаться город. Я слышал от депутатов, что параллельно с ними ведется работа определенных групп, которые настоятельно рекомендуют «сделать правильный выбор». И им озвучиваются негативные последствия в случае «неправильного выбора». Учитывая, что голосование тайное, последствия обещают так же тайные, и персональные», - говорит Сергей Беспалов.
Большой размен
В иркутское политическое уравнение, в котором и без того много неизвестных, интриги добавил и председатель органа, которому предстоит выбрать мэра. 24 апреля председатель думы Иркутска Дмитрий Ружников написал заявление о добровольной отставке. Инициатива стала достоянием гласности сразу после того, как вице-мэр Иркутска и один из главных претендентов на пост градоначальника Руслан Болотов публично заявил, что в случае своей победы рассматривает Дмитрия Ружникова как потенциального вице-мэра.
По мнению политконсультанта Владислава Шиндяева, заявление о добровольной отставке, которое написал спикер городской думы Дмитрий Ружников – это результат политических договоренностей в рамках консолидации интересов для достижения необходимого большинства. Сейчас в городской думе ни один клан, партия или группа влияния не имеет гарантированного большинства в 24 голоса. Соответственно, в одиночку принять решение по кандидатуре мэра не могут ни «Единая Россия», ни КПРФ, ни «строители», ни оставшиеся в думе депутаты «клана Бердникова». Поэтому Владислав Шиндяев уверен – всем заинтересованным сторонам приходится договариваться и учитывать мнение всех партийных структур и групп влияния.
«В нынешнем составе думы нет большинства ни у одного из кланов, политических партий или групп влияния. А для голосования по кандидатуре мэра необходимо собрать как минимум 24 голоса депутатов. И не имея четко выраженного доминирования и в условиях конкуренции в представительном органе, эти группы вынуждены договариваться. Хотя это вполне парламентский метод, и в этом нет ничего необычного. Пост председателя думы – это предмет для политического размена. Кстати, не надо думать, что размен коснется только кресла председателя. Торг затронет многие руководящие посты в думе», - отмечает политконсультант.
С тем, что место главы городской думы – предмет политического торга, согласен и политолог Алексей Петров. Однако он считает, что торг этот происходит не по обоюдному желанию, а вынужденно. И написавший заявление о добровольной отставке Дмитрий Ружников сделал это по необходимости.
«То, что кресло спикера думы стало предметом политического размена – не подлежит сомнению. Но по моим ощущениям, Дмитрий Олегович [Ружников] сделал это не добровольно. Как мне кажется, его вполне устраивало место руководителя в представительном органе. Надо понимать, что нельзя сравнивать меры ответственности председателя думы и вице-мэра. По обывательским представлениям работа крупным начальником в органах исполнительной власти – это сплошное «ничегонеделание» и «распил бюджета». Это далеко не так. Это огромная нагрузка и ответственность. И сейчас все меньше людей готовых идти на «расстрельные должности» в органы муниципальной власти. Ну, а кто и на каких условиях расторговал кресло вместе со спикером, я думаю надо спросить у Дмитрия Олеговича», - добавляет политолог.
Вопрос – кто возглавит город, а кто займет кресло председателя думы Иркутска – должен решиться 30 апреля на сессии представительного органа. Однако по мнению ряда аналитиков и политологов, это идеальный, но необязательный вариант. Во-первых, несмотря ни на что, у Дмитрия Ружникова остается возможность в любой момент отозвать свое заявление и остаться на посту спикера. Во-вторых, для избрания мэра необходимо 24 голоса депутатов, именно за них теперь идет борьба. Однако не менее напряженная схватка идет и за оставшиеся голоса. Чтобы заблокировать любое решение – достаточно заручиться поддержкой 11 депутатов. А это сделать легче, чем договориться с 24-мя. Они могут составить решающее меньшинство, и ценность каждого голоса в таком случае возрастает в разы. И до следующего тура выборов борьба уже будет вестись за каждый голос. А к следующему туру, ранее составленные коалиции могут распасться – в политической истории областного центра нет ничего более недолговечного, чем договоренности. И тогда Иркутску предстоит третий, а возможно и четвертый туры.
Фото: ФедералПресс / Давид Азизов