Пандемия коронавируса за считанные месяцы изменила мир. Другим становится и информационное пространство. Огромный поток новостей, мнений, событий, связанных с ранее неизвестным человечеству COVID-19, захлестнул телевидение и радиоэфир, интернет и социальные сети. Чему верить? Как не поддаться на манипуляции? И что ждет медиасреду после пандемии? На эти и другие вопросы попытались ответить участники площадки «Covid & Media: доверие против хайпа», которая прошла в рамках первого международного онлайн-форума «Мир после коронавируса: взгляд из сердца Евразии». Подробности – в материале «ФедералПресс».
Актуальность темы «Covid & Media: доверие против хайпа» не подвергается сомнению. С начала стремительного распространения коронавирусной инфекции в Китае, а затем и в европейских странах о новом вирусе не говорил только ленивый. Из диванных политологов все вдруг превратились в диванных вирусологов. И даже через пять месяцев после первого случая заражения в китайском Ухане специалисты не имеют абсолютно точной информации об условиях появления COVID-19, о его мутациях, нет ни вакцины, ни безошибочных тестов. И на таком нерадостном эпидемиологическом фоне растет информационный поток.
Как понять: что правда, а что ложь? Кому и во что верить? Как изменилась медиасреда в период пандемии? На эти вопросы попытались ответить участники дискуссии, организатором которой выступил издательский дом «Комсомольская правда».
Кому-то заявление председателя Союза журналистов России Владимира Соловьева покажется странным, но факт налицо – «журналисты сейчас, как и врачи, на передовой битвы с вирусом». По словам Соловьева, около ста сотрудников медиа заражены коронавирусом, двое скончались. Все они выполняли свой профессиональный долг.
Но эпидемия – это «проверка на прочность» не только людей, работающих в медиа, но и медиа как источника информации, как экономической модели. «Ситуация крайне непростая. Особенно непростая для региональных газет, – констатирует Владимир Соловьев. – У нас почти не осталось в стране ежедневных газет, только несколько – центральных и региональных. Газеты не успевают за сайтами. Крайне усложнилось все, что связано с печатью газет и доставкой газет потребителю: не работают многие киоски, магазины, где раньше продавалась пресса. Падает рекламный рынок у всех СМИ».
С падением доходов соответственно перед многими СМИ встает вопрос дальнейшего существования. В список Минкомсвязи вошли единицы, причем только крупные, федерального уровня телеканалы и медиахолдинги. Что делать городским и районным, небольшим частным СМИ, выживут ли они в коронакризис – вопрос открытый.
Чтобы как-то удержаться на плаву, традиционным СМИ советуют переходить в режим онлайн, осваивать новые форматы донесения информации. Впрочем, делать это приходится не только журналистам, которые по своей натуре творческие люди, но и чиновникам. Как рассказал замминистра здравоохранения России Олег Салагай, министерство пошло по пути диверсификации форматов при сохранении традиционных – телевидения, радио, печатных СМИ. «Мы не можем ограничивать себя сайтом. Мы должны выходить в те сервисы, которые интересны людям. Наша задача – предоставлять адекватную информацию и помощь тогда и там, когда и где человек в этом нуждается», – отметил Салагай.
При этом, по словам замминистра, важна информационная открытость. Это – защита от фейков. «Люди должны получать адекватную информацию. Открытость позволяет бороться с различными слухами и домыслами, с тем, что может вредить нормальной информационной работе. Это важно для того, чтобы не возникало альтернативной реальности», – уверен Олег Салагай.
Такой подход со стороны органов власти дает свои результаты. Исследования ВЦИОМ показывают, что в эпоху пандемии выросло доверие россиян традиционным СМИ: телевидению, новостным официальным сайтам, радио и прессе. Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин пояснил, что наблюдается тренд в пользу интернет-пространства (онлайн-СМИ, не соцсети), но о фундаментальных изменениях говорить рано – по уровню доверия лидером остается телевидение. Согласно опросам, соцсети широко используются, но «уровень доверия к ним невысокий». «Высокая доля критического отношения ко всем каналам информации. Общество стало фильтровать поступающую информацию. Большинство понимает, какому источнику верить, если разные каналы говорят по-разному», – отметил социолог.
Директор департамента медиа НИУ «Высшая школа экономики» Илья Кирия подтверждает, что в современном мире классические и социальные медиа переплелись. Информации вокруг стало слишком много. И «в ситуации информационной перегрузки важен критический анализ информации». Человек должен анализировать полученную информацию, чтобы понять, насколько она правдива. С другой стороны, создатели фейков должны осознавать ответственность за распространение недостоверных сведений. Правда, не всегда можно юридически доказать, что человек делал это намеренно, а не заблуждался, высказывая свое личное мнение, что, как известно, не запрещено.
Илья Кирия привел пример, когда обычный человек клюет на фейковую новость, на какие-то аналогии: в США многие отказались от потребления пива под названием «Корона» только потому, что так же называется и опасный вирус. Эта ситуация показывает еще одну важную деталь: «людям естественно искать простые объяснения по поводу сложных ситуаций, поэтому они ищут и верят в такие новости», полагает Кирия.
Отсюда еще один пункт, на который всем – и журналистам, пожалуй, в первую очередь – следует обращать особое внимание: как интерпретируются те или иные факты. По словам политолога Евгения Минченко, СМИ обращаются к экспертам, лидерам общественного мнения не столько за фактами, сколько за интерпретацией события. «Причем интерпретация часто небезобидна. Китай сначала обвинили в том, что запустил коронавирус искусственным путем, или неправильно вел борьбу с ним, или не сообщил о его опасности, – это все выливается в судебные иски с требованием компенсации. Это геополитическая история – кто кому должен. Но это и очень важный момент современного информационного пространства», – заявил Минченко.
По мнению генерального директора медиахолдинга «ФедералПресс» Ивана Еремина, уже сейчас в обществе наблюдается запрос на позитивные новости. Очевидно, что он продолжит расти. «Мы откликнулись на запрос аудитории и стали делать специальные разделы «хороших новостей». Также будет запрос общества на информационные фильтры и авторитетные источники информации. А это значит, что формат традиционных СМИ как экспертной площадки, которая профессионально фильтрует информационный поток, будет только расти, – отметил Еремин. – Безусловно, мы увидим спад в работе небольших СМИ, прежде всего муниципальных и региональных. И в этом разрезе я бы хотел акцентировать внимание и нашей аудитории, и органов власти на том, что, как никогда, сегодня нужна поддержка не только федеральным СМИ, но и региональным редакциям, поскольку средства массовой информации – это не какой-то оппонирующий институт, а прежде всего партнер и государства, и общества в формировании здоровой информационной среды».
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков
Пандемия коронавируса