Во время самоизоляции из-за коронавируса сотни россиян все еще остаются за границей. Они не могут вернуться домой по разным причинам. По большей части из-за того, что города, в которых находятся россияне в разных странах мира, закрыты на карантин. Но и официальной помощи от нашего государства соотечественники не получили. Об этом и многом другом «ФедералПресс» рассказали Алевтина Богданова, которая с семьей находится в Гоа (Индия), и Даниил Булгаков, который сейчас в Румынии. Читайте и смотрите интервью с российскими соотечественниками за рубежом.
Алевтина, вы с семьей оказались в Индии. Можете ли вернуться домой?
— Нет, у нас нет обратных билетов. Я оказалась в Гоа с 25 декабря. Мы планировали быть тут до апреля. Обычно люди зимуют с осени по апрель. Потом тут становится душно, сезон заканчивается. Но не получилось. Мы не стали заранее покупать билеты на обратный вылет. У многих из тех, кто купил, билеты сгорели. Сначала Индия закрыла границы, и мы не стали рисковать. У нас не так много денег, а их за сгоревшие билеты нам бы не вернули.
Даниил, как вы оказались в Румынии?
— Я оказался в Румынии по программе мобильности студентов 27 февраля. 12 марта университет был закрыт, 14 марта введен карантин. Обратные билеты я не брал, потому что планировал остаться на семестр.
Алевтина, было ли предложение от наших официальных представителей купить билеты в Россию?
— Туристы, которые приехали на неделю на отдых, – им предоставили помощь, а сгоревшие билеты оставили действительными на эвакуационный рейс. Их вывезли еще в марте. Те, кто не по путевке, а сам хотел вылететь в апреле, не может вылететь, потому что билет подорожал. Раньше стоил 15 тысяч рублей на человека, теперь в среднем 70 тысяч рублей. Люди, конечно, не хотят за эту сумму покупать и ждут, когда все наладится. Это назывался эвакуационный рейс, который должен быть по идее бесплатный. Мы не смогли позволить себе помощь от правительства.
Были ли предусмотрены льготы, скидки на билеты?
— Это зависит, кто от какой компании покупал. Те, кто покупал на «Аэрофлот», если у них билет сгорел, их эвакуационный рейс вывозил бесплатно. Те, кто покупал билеты на другие авиакомпании, мне сказали, что у них просто сгорали билеты и их не вывозят домой. Никаких скидок и помощи– наоборот, умножение цены. Пустому самолету невыгодно, наверное, лететь из Москвы в Индию и потом с людьми обратно.
Если вы захотите сейчас вернуться в Россию, сможете ли вернуться?
— Нет, закрыты Индия и Россия. Нас также пугает двухнедельная обсервация. Мы видели в интернете картинки с общим залом и лежаками. Я там, скорее, заражусь. Поэтому мы не хотим спешить в Россию.
Даниил, вы пытались получить помощь со стороны государства?
— Как только было объявлено о карантине в Румынии в середине марта, я пытался купить билеты через «Аэрофлот». Но 17 марта без объяснения причин все рейсы отменили. В нашем посольстве мне сообщили, что можно долететь сначала до Стамбула, а оттуда пересаживаться в Россию. Но пересадки заняли больше 50 часов, и риск заражения там был более велик. Поэтому я решил переждать.
Алевтина, обращались ли вы за материальной помощью в российское представительство?
— У нас есть чаты в «Телеграме» и «Фейсбуке». В них несколько тысяч русских. Была информация, что Россия может поддержать граждан, предоставить нам сумму хотя бы на еду. Чтобы перевели деньги, мы заполняли форму на «Госуслугах». Надо было ввести, когда мы прилетели в Индию, и обратный билет, если есть. А если нет, то не вводишь. То есть информацию о себе. Пришло, может быть, трем из чата. Их мало. Кому-то переводят разово 20 тысяч, кому-то 30, кому-то 40. Кому-то в день по 2 тысячи на взрослого и 1600 рублей на ребенка. Мы не можем понять этот алгоритм. У меня семья и ребенок 4 года, нужна помощь. А переводят деньги парням-холостякам, которые начинают хорошо жить на эти деньги. И все начали повально заполнять формы. Время спустя узнаем, что помогать будут только тем, кто в Индию прилетел после 1 января. Хотя перечислили женщине, которая с осени тут. Кто-то сказал, что помогать будут только тем, у кого сгорел обратный билет.
Возможности заработать почти нет. Я работала удаленно с малым и средним бизнесом. Его угробили, заказов нет. Даже те, кто был самостоятельным во время зимовки, – теперь денег уже не осталось.
Даниил, обращались ли вы за помощью и каков результат?
— Я заполнил заявку на «Госуслугах», в течение месяца мне никакого ответа не поступало. Но недавно пришло сообщение об отказе. Якобы из-за того, что я не купил обратных билетов. Как бы я их приобрел, если не могу из города выехать? Тем более у меня учеба в конце июня заканчивается. У меня город Сучава находится в чрезвычайном положении, самый зараженный в Румынии. Тут на 100 тысяч населения 2–3 тысячи больных коронавирусом. Введен комендантский час.
Говорили ли вы российскому посольству, что не можете выехать?
— Конечно, я связывался с посольством. Мне сказали, что не знают о ситуации в моем городе. Хотя это посольство, они должны быть информированы. Я должен сам эту проблему решать.
То есть крутитесь как хотите, я так понимаю?
— Да, примерно так и было…
В каких условиях оказались россияне за границей? Могут ли они сейчас вернуться домой? Кому и как помогло российское правительство (и помогло ли)? Полную версию интервью с россиянами, оказавшимися за рубежом во время пандемии коронавируса, можно увидеть на Youtube и в социальных сетях «ФедералПресс».
3:13 – у кого из россиян оказалась реальная возможность вернуться домой.
6:39 – как русский в Румынии пытался получить помощь со стороны государства.
7:52 – о материальной помощи гражданам России. Кто и как ее в действительности получил?
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Мультиформаты «ФедералПресс»