Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Дочка» Ростеха не поможет. В России появился монополист защитных костюмов для врачей

Коронавирус
Росхимзащита монополизировала отечественный рынок СИЗ

В начале мая стало понятно, что отечественных производителей, которые специализируются на средствах индивидуальной защиты (СИЗ), корпорация «Росхимзащита» («дочка» Ростеха) по мнению экспертов, просто-напросто вытеснила с рынка. Как такое произошло в период пандемии, кто и какой ценой производит СИЗ на внутреннем рынке, расскажем в материале «ФедералПресс».

Март. Эпидемия на пороге

В России эпидемиологическая ситуация в марте была относительно спокойной (в сравнении с другими странами): случаи заражения коронавирусной инфекцией чаще фиксировались в московской агломерации. В регионах же они были единичными. Тогда страна еще могла себе позволить отправлять военных врачей, медоборудование и средства индивидуальной защиты в Европу и Америку.

Впрочем, уже 19 марта Минздрав выпустил приказ, который предписывал всем больницам и медучреждениям обеспечить врачей, работающих с коронавирусными пациентами, средствами индивидуальной защиты – шапочками, противочумными халатами, респираторами EU FFP2, пульсоксиметрами и ИВЛ. А медицинские маски в самой России стали большим дефицитом. Некоторые «бизнесмены» продавали маски из-под прилавка по ценам, в разы превышающим себестоимость и стоимость в докоронакризисное время.

К концу апреля маски появились в продаже, но ценник не снизился. А сколько защитных масок производится в России, никто точно сказать не может: Минпромторг оперирует одними данными (8 млн штук в сутки), производители – другими (тем более если учесть, что шить многоразовые маски стали едва ли не в каждом доме).

Апрель. Сомнительная монополия и…

В апреле ситуация с заболеваемостью усугубилась. И маски, как оказалось, не единственный дефицитный товар. Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что региональным клиникам не хватает защитных костюмов. Он оценил потребность в 800 тысяч в сутки. Производители же реально изготавливали лишь 6 тысяч костюмов. Но даже если выйти на полную мощность, довести объемы удастся лишь до 25 тысяч единиц, так как в стране недостаточно собственного нетканого материала для расширения производства.

Централизировать контроль за производством и реализацией медицинских СИЗ правительство начало в начале апреля. Именно тогда вышло постановление «Об установлении особенностей обращения медицинских изделий и ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями и о перечне таких изделий». В документе сказано, что корпорация «Росхимзащита» определена «федеральным оператором – координатором по обеспечению потребности субъектов Российской Федерации в отдельных видах медицинских изделий». Вся оптовая и розничная торговля медицинскими изделиями теперь должна осуществляться только через корпорацию. Кроме того, Росхимзащита должна вести учет потребностей медучреждений в СИЗ. В перечень подконтрольных товаров попали респираторы, медицинские маски, перчатки и комплекты медицинской одежды, марля.

Фактически это решение кабмина запретило любым другим компаниям заниматься оптовой продажей товаров из списка, да и в розничную сеть попадание СИЗ исключено, если компания не имеет соответствующей лицензии.

Подряды на изготовление медицинских костюмов Росхимзащита отдала 15 предприятиям. По официальным данным, они производят свыше 90 тысяч защитных костюмов в сутки. В мае, как пообещал заместитель генерального директора Ростеха Максим Выборных, суточные объемы будут увеличены до 150 тысяч костюмов.

Впрочем, по мнению заместителя директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Максима Васильева, ситуация с обеспечением врачей СИЗ изначально в России была тяжелой, да и регионы утаили реальную картину, заявив, что им всего хватает. «Врачей не хватает, они болеют и умирают. Некоторые руководители больниц допустили ситуации с заражением медиков. Мы имеем фатальные ошибки, – отметил Васильев. – Руководство Ростеха должно более жестко контролировать вверенные ему направления и не позволять совершать ошибки, которые стоят жизни наших соотечественников».

Решение правительства политолог Илья Гращенков называет «догоняющим». «То есть уже есть дефицит, а в итоге нагрузку перекидывают на простые швейные фабрики», – говорит Гращенков.

…коронный отчет Ростеха

2 мая Ростех поспешил отчитаться: за период с 20 апреля госкорпорация произвела свыше 450 тысяч защитных костюмов. Разработаны они были «дочкой» Ростеха – «Росхимзащитой» (кстати, корпорация также определена основным производителем/заказчиком «изолирующего противовирусного комбинезона, защищающего от вирусов и других биологических угроз»). «Одноразовые костюмы изготавливаются из композитного нетканого материала СМС (спанбонд-мельтблаун-спанбонд) c фильтрующим слоем, который обеспечивает высокую степень защиты от вирусов. В комплект входят брюки, куртка, шапочка-шлем, хирургический халат и высокие бахилы. Отпускная цена комплекта без учета доставки составляет 847 рублей», – говорится в официальном сообщении Ростеха.

Защитные костюмы отправляются в регионы. По информации пресс-службы госкорпорации, контракты заключены с Приморским и Ставропольским краями, Республикой Коми, Республикой Хакасия, Санкт-Петербургом, Волгоградской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Рязанской, Сахалинской и Тамбовской областями – всего с 12 субъектами Федерации. Схема взаимодействия с региональными операторами и с поставщиками размещена на сайте Росхимзащиты. Однако типовых договоров нет – ссылки на документы недействующие. На сайте проверки контрагентов Seldon есть четыре договора поставки медицинских СИЗ: контракты заключены с Приморским краем, Республикой Тыва, Волгоградской и Рязанской областями.

По заявлению чиновников Минпромторга, производство всех средств индивидуальной защиты в России увеличилось в разы уже к 23 апреля. Суточная статистика ведомства такова: 461 тысяча респираторов (рост более чем в два раза по сравнению с мартом – было 173 тысячи штук), 23 тысячи штук защитных очков (было около 10 тысяч), 50 тысяч защитных костюмов (было 1,1 тысячи штук).

К слову, президент Владимир Путин еще 13 апреля поручил кабинету министров проработать возможность создания единого федерального резерва СИЗ, а также оборудования и препаратов для лечения коронавируса (уже тогда было очевидно, что борьба с инфекцией будет длительной). Но нерасторопность кабмина дает о себе знать, и несмотря на то что прошел почти месяц с поручения президента, о начале создания резерва в правительстве предпочитают пока только говорить. Чего уж говорить о решении проблемы с дефицитом средств индивидуальной защиты.

Производитель – кто?

Потребность в средствах индивидуальной защиты растет с каждым днем: по разным оценкам, ежесуточно в России необходимо свыше 50 млн масок, 2 млн респираторов и свыше 500 тысяч комплектов защитных костюмов и других СИЗ. Экономист Михаил Делягин считает, что существующий «запас из 15 млн масок явно недостаточен». «Это просто ни о чем. Так что люди, делающие заявления о том, что этот объем запаса достаточный, производят впечатление одичалых», – резюмировал Делягин.

Импорт дорогой, а свое производство зашло в тупик.

Интернет-поисковики выдают не так много отечественных компаний-производителей в категории «Медицинская одежда»: ООО «Медплант» (основано в 2000 году ведущими специалистами бывшего ВНИИ медицинского приборостроения), ООО «НВДмед» (на рынке с 2012 года), ООО «КБК-Торг» (производит спанбонд, спанбонд смс, которые используются для изготовления медицинских СИЗ), ООО «Торговый дом Медицина плюс» (на рынке более 15 лет), производственное объединение «Маска» (на рынке с 2010 года, производит медицинские маски и одежду), ООО «МКС-Восток» (производит медицинскую одежду, в том числе хирургические костюмы), ООО «Анком-Мед» (производит гипоаллергенные медицинские перчатки).

Но вот с какими именно компаниями Росхимзащита заключила договоры, непонятно (по некоторым данным, Минпромторг ориентировал корпорацию на 10 предприятий, которые производят костюмы врача-инфекциониста, контракты с ними за 2020 год оцениваются СМИ со ссылкой на базу «СПАРК-Интерфакс» в 620 млн рублей). В базе данных проверки контрагентов Seldon за период с 1 апреля по 5 мая на странице корпорации не зафиксировано ни одного контракта на производство защитных костюмов. Есть лишь одна закупка на поставку масок из нетканого материала на 300 млн рублей (договор от 29 апреля, единственный поставщик скрыт), а также контракт на 194,8 тысячи рублей на закупку прорезиненной ткани (договор от 20 апреля, поставщик также скрыт).

Числится в списке еще одна – любопытная – закупка стоимостью почти 500 млн рублей: оказание услуг по передаче денежных средств для целей финансирования работ по проекту «Выполнение мероприятий федеральным оператором-координатором по обеспечению потребности субъектов РФ в средствах индивидуальной защиты, медицинских изделиях и дезинфицирующих средствах в целях борьбы с короновирусной инфекцией и ее дальнейшего нераспространения» (контракт от 29 апреля, поставщик скрыт).

Май. Сырьевая дыра

Если даже допустить, что не всегда для медучреждений важна стерильность, следовательно, действительно, любая швейная фабрика может заниматься пошивом костюмов, масок и прочих защитных средств, неожиданно возникла другая проблема. Замгендиректора Ростеха Максим Выборных на днях вдруг заявил о «дефиците и ценовых манипуляциях на рынке СИЗ, материалов для их производства» (якобы цена на черном рынке доходит до 1,5 тысячи рублей за килограмм, тогда как закуп напрямую производится по 165–305 рублей за кило – по крайне мере, такой ответ дали «Медузе» в Ростехе).

По мнению экспертов, манипуляциями занимается как раз сам Ростех, который просто решил централизованно закупать у производителей нетканые материалы, причем столько, сколько требуется для обеспечения необходимого объема производства. И в этом госкорпорации помогает Минпромторг. Так, «Медуза» ссылается на письмо замминистра Виктора Евтухова четырем производителям медицинской ткани – заводам «Полиматиз», «Эластик», «Лента» и «Нетканика». В документе рекомендуется отгрузить максимальный объем материала Росхимзащите.

Всем остальным вход в эти новые коронарыночные отношения оказался закрыт (и это следует из упомянутого выше апрельского постановления правительства). А ведь здесь польза могла бы быть как производителям сырья (спрос на их продукцию, очевидно, был бы выше), так и предприятиям малого и среднего бизнеса, которые занимаются производством СИЗ (сейчас большинство из них, по сведениям «Медузы», просто не могут купить сырье). Ну и для самого рынка – на нем вместо монополии Ростеха была бы конкуренция. Аргументы о сдерживании цен похожи на фарс: производитель подстроится под заказчика, чтобы только получить госконтракт. Регионам в этом смысле тоже было бы гораздо проще – напрямую проводить конкурсы, нежели «гонять» документы и деньги через «дочку» Ростеха.

Как считает депутат Госдумы, врач Борис Менделевич, «в вопросах стоимости товара и оперативности деятельность малого бизнеса может быть даже выгоднее». «Небольшие компании работают с учетом специфики региона и способны быстро адаптироваться под конкретный спрос. К тому же в крупной компании от момента поступления заявок до изготовления может пройти очень много времени», – поясняет Менделевич.

Руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов полагает, что Росхимзащита, коль уж она является единственным официальным поставщиком, должна вовлекать в производственный процесс как можно больше предприятий (в том числе швейных фабрик). «Важно допустить максимальную свободу на рынке, – уверен эксперт. – Однако если говорить о крупнейших поставщиках, многие могут поставлять инвентарные маски, при этом поставка оборудования и комплектующих, то есть более серьезных средств защиты с контролем качества, должна носить более ограниченный характер. Процесс должен быть управляемым. В целом задача постепенно решается, хотя я думаю, что Ростех перегнул палку, ограничив материалы».

По мнению экспертов, Ростех, если уж его «дочка» оказалась ответственной за централизованное изготовление и распространение средств индивидуальной защиты, должен был бы действовать куда активнее и ориентироваться на человека, а не на получение прибыли. «Производство СИЗ простое, китайцы развернули его за месяц, – объясняет экономист Михаил Делягин. – Люди, которые лишились работы, могут их шить. Было бы желание у государства помогать людям, а не просто извлекать деньги».

Политолог Константин Калачев видит в сложившейся ситуации лукавство. «Ростех хорошо умеет преподнести себя руководству страны, а вот в остальном, видимо, есть проблемы. И, вероятно, не только с поставщиками или подрядчиками. Заболеваемость среди медиков говорит сама за себя», – отмечает эксперт.

Пару дней назад правительство выпустило очередное постановление, которым отменило эмбарго на вывоз средств индивидуальной защиты, дезинфекторов и другой продукции медицинского назначения за рубеж. Говорит ли это о достигнутых объемах производства для покрытия внутренних потребностей? Вряд ли. По крайней мере, многочисленные рассказы врачей из разных регионов страны говорят совершенно об обратном – в медучреждениях России по-прежнему катастрофически не хватает СИЗ.

Дополнено 06.05.2020г.

Пресс-служба «Ростеха» обратилась в редакцию «ФедералПресс» с просьбой опубликовать их комментарий по данной теме:

«Принятые меры обусловлены рядом причин. Первое – в здравоохранении объективно сложился дефицит СИЗ. Эту ситуацию рынок самостоятельно не смог отрегулировать и справиться с ней – давайте смотреть правде в глаза. Второе – на рынке материалов для СИЗ наблюдаются спекулятивные манипуляции и ажиотаж, посреднические накрутки достигают 500%, что свидетельствует о желании отдельных лиц нажиться на всеобщей беде. Третье – основными потребителями СИЗ выступают учреждения здравоохранения, СИЗ приобретаются за деньги бюджета, то есть вопросы рационального расходования средств имеют первостепенное значение. Перед производителями материалов, СИЗ и поставщиками стоит государственная задача – обеспечить больницы средствами защиты в кратчайшие сроки и по приемлемым ценам. Росхимзащита взяла на себя производство и поставки в регионы медицинских костюмов, наладив взаимодействие с поставщиками материалов и швейными производствами. Мы договорились с каждым из четырех крупнейших производителей материала СМС о том, что каждое из предприятий будет отгружать нам не более 40% произведенного им материала. Такая кооперация учитывает и бизнес-интересы производителей сырья, которые поставляют материал СМС по стандартному прайс-листу, и потребности больниц, которые получают спецодежду по минимальной стоимости, а не по спекулятивным ценам. Ни о какой монополии здесь речи не идет – регионы сами выбирают поставщика. Созданный механизм – это вопрос не коммерции и монополизации, в которой нас бездумно обвиняют, а вопрос срочного обеспечения нужд государственного здравоохранения в жизненно необходимых товарах».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Сюжет по этой теме
24 марта 2020, 09:13

Герои и антигерои эпохи пандемии

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.